СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Задания открытого банка ФИПИ часть 1

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д8 № 3769

Выпишите грамматическую основу предложения 11.


(1)Как-то в на­ча­ле июня зашёл к По­ли­кар­пов­не че­ло­век и по­про­сил сдать ком­на­ту на лето. (2)Он, не тор­гу­ясь, за­пла­тил трид­цать руб­лей.

(3)Звали его Три­фо­ном Пет­ро­ви­чем. (4)Он был какой-то уют­ный, весёлый и про­стой че­ло­век, и хо­зяй­ка с пер­во­го же дня при­вык­ла к нему, как к сво­е­му.

(5)Один раз, по­хо­див около бре­вен­ча­то­го до­ми­ка, Три­фон Пет­ро­вич ска­зал, по­ти­рая руки:

– (6)Дай-ка я по­прав­лю тебе, ба­буш­ка, крыль­цо.

– (7)Спа­си­бо, ро­ди­мый, — ска­за­ла По­ли­кар­пов­на, — толь­ко чуднό мне что-то: пришёл, снял ком­на­ту, даже не по­тор­го­вал­ся, а те­перь ты крыль­цом моим за­ни­ма­ешь­ся, будто и не чужие мы люди.

– (8)А что ж, По­ли­кар­пов­на, не­ужто всё толь­ко на день­ги счи­тать? (9)Я вот тебе по­прав­лю, а ты потом вспом­нишь обо мне доб­рым сло­вом, вот мы, как го­во­рит­ся, и квиты, — ска­зал он и за­сме­ял­ся.

– (10)Те­перь, милый, такой народ пошёл, что за­да­ром никто рукой не по­ше­ве­лит. (11)О душе те­перь не ду­ма­ют, толь­ко для брюха и живут. (12)Да смот­рят, как бы что друг у друж­ки из рук вы­рвать, как бы вы­го­ду свою не упу­стить.

– (13)Ну, нам с тобой де­лить не­че­го, — от­ве­чал Три­фон Пет­ро­вич, улы­ба­ясь.

– (14)Прямо с тобой душа ото­шла, — го­во­ри­ла По­ли­кар­пов­на, — а то уж в людей вера про­па­дать стала.

– (15)Вера в че­ло­ве­ка — это самая боль­шая вещь, — от­зы­вал­ся Три­фон Пет­ро­вич. — (16)Когда эта вера про­падёт, тогда жить нель­зя.

(17)Один раз вер­нул­ся Три­фон Пет­ро­вич из го­ро­да весёлый и ска­зал:

– (18)Я там в го­ро­де всем по­рас­ска­зал, как тут у вас хо­ро­шо: те­перь хо­зяй­ки не ото­бьют­ся от по­сто­яль­цев, у меня рука лёгкая.

(19)На­чи­ная с вос­кре­се­нья в де­рев­ню стали при­ез­жать всё новые и новые дач­ни­ки. (20)Хо­зя­ек охва­ти­ла ли­хо­рад­ка на­жи­вы, и цены под­ня­лись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж ха­пать без вся­кой со­ве­сти.

(21)Как-то зашла к По­ли­кар­пов­не со­сед­ка. (22)За раз­го­во­ром не­взна­чай по­ин­те­ре­со­ва­лась, за сколь­ко та сдаёт жильё, а услы­шав ответ, удивлённо рас­кры­ла глаза:

– (23)Да ты, бабка, спя­ти­ла со­всем! (24)У меня есть один, он у тебя с ру­ка­ми за сто оторвёт. (25)Те­перь по пол­то­рас­та берут, по две­сти!

– (26)Как по две­сти?.. — спро­си­ла едва слыш­ным го­ло­сом По­ли­кар­пов­на. (27)У неё по­че­му-то про­пал вдруг голос. — (28)Да ведь рань­ше все дёшево брали…

– (29)Мало что рань­ше! (30)Тогда на­ро­ду со­всем не было, а те­перь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чу­жо­го че­ло­ве­ка ты хо­ро­шую цену упус­ка­ешь, ежели ты его не вы­ста­вишь, потом ты горь­ко по­жа­ле­ешь! (32)Ну что, до­го­ва­ри­вать­ся с новым по­сто­яль­цем?

(33)Ста­руш­ка го­рест­но, оза­бо­чен­но смот­ре­ла в сто­ро­ну, при­щу­рив глаза, потом из­ме­нив­шим­ся го­ло­сом то­роп­ли­во про­го­во­ри­ла:

– (34)Ре­ше­но! (35)До­го­ва­ри­вай­ся…

 

(По П. Ро­ма­но­ву) *

* Ро­ма­нов Пан­те­лей­мон Сер­ге­е­вич (1884—1938) — рус­ский пи­са­тель. Прозе Ро­ма­но­ва свой­ствен­ны ли­ризм и юмор, ма­стер­ство диа­ло­га, ясный, ре­а­ли­сти­че­ский язык.

(1)Как-то в на­ча­ле июня зашёл к По­ли­кар­пов­не че­ло­век и по­про­сил сдать ком­на­ту на лето.

1
Задания Д A4 № 3243

Ука­жи­те оши­боч­ное суж­де­ние.

1) В слове ИЮНЯ 3 слога.
2) В слове БА­БУШ­КА все со­глас­ные звуки твёрдые.
3) В слове СДАЁТ ко­ли­че­ство букв и зву­ков сов­па­да­ет.
4) В слове ГО­РЕСТ­НО 7 зву­ков.
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д6 № 3335

За­ме­ни­те раз­го­вор­ное слово «чуднó» из пред­ло­же­ния 7 сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом. На­пи­ши­те этот си­но­ним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант B5AFAB

3
Задание 9 № 7833

Ис­поль­зуя про­чи­тан­ный текст, вы­пол­ни­те на от­дель­ном листе ТОЛЬ­КО ОДНО из за­да­ний: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед на­пи­са­ни­ем со­чи­не­ния за­пи­ши­те номер вы­бран­но­го за­да­ния: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния, взя­то­го из «Ли­те­ра­тур­ной эн­цик­ло­пе­дии»: «За­став­ляя ге­ро­ев го­во­рить друг с дру­гом, вме­сто того чтобы пе­ре­дать их раз­го­вор от себя, автор может вне­сти со­от­вет­ству­ю­щие от­тен­ки в такой диа­лог. Те­ма­ти­кой и ма­не­рой речи он ха­рак­те­ри­зу­ет своих ге­ро­ев».

Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми, взя­ты­ми из «Ли­те­ра­тур­ной эн­цик­ло­пе­дии».

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

9.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «Вера в че­ло­ве­ка — это самая боль­шая вещь, — от­зы­вал­ся Три­фон Пет­ро­вич. — Когда эта вера про­падёт, тогда жить нель­зя».

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

9.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния ЖИЗ­НЕН­НЫЕ ЦЕН­НО­СТИ?

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое жиз­нен­ные цен­но­сти», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант B5AFAB
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант B5AFAB
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Правило: Грамматическая основа односоставного предложения.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Односоставное пред­ло­же­ние —это простое предложение, в котором имеется толь­ко один из глав­ных членов. Глав­ный член в нём независим, по­это­му не­кор­рект­ным было бы ха­рак­те­ри­зо­вать глав­ный член лю­бо­го од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния в тер­ми­нах дву­со­став­но­го – как ска­зу­е­мое или подлежащее. Од­на­ко в школь­ной прак­ти­ке со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ная клас­си­фи­ка­ция од­но­со­став­ных предложений: с глав­ным чле­ном – ска­зу­е­мым и с глав­ным чле­ном – подлежащим:

 

односоставное пред­ло­же­ние с глав­ным членом
сказуемымподлежащим
неопределенно-личноеопределённо-личноеобобщённо-личноебезличноеназывное

 

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ

1. В определённо-личных предложениях глав­ный член вы­ра­жен глаголом в форме 1 и 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го наклонения (в на­сто­я­щем и в бу­ду­щем времени), и в по­ве­ли­тель­ном наклонении; про­из­во­ди­тель действия определён и может быть на­зван личными ме­сто­име­ни­я­ми 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:

Иди сюда. Иду на улицу. Пойдёмте в кино.

 

2. В неопределённо-личных предложениях глав­ный член вы­ра­жа­ет­ся глаголом в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа (настоящего и бу­ду­ще­го времени в изъ­яви­тель­ном наклонении и в по­ве­ли­тель­ном наклонении), фор­мой множественного числа про­шед­ше­го времени изъ­яви­тель­но­го наклонения и ана­ло­гич­ной формой услов­но­го наклонения глагола. Про­из­во­ди­тель действия в этих пред­ло­же­ни­ях неизвестен или неважен:

В дверь сту­чат / постучали. Пусть стучат. Если бы сту­ча­ли громче, я бы услышал.

 

3. В обобщённо-личных предложениях го­во­рит­ся о действии, ко­то­рое приписывается всём и каж­до­му в отдельности. В этих пред­ло­же­ни­ях главный член вы­ра­жен так же, как в определённо– или неопределённо-личном предложении: гла­го­лом в форме 2 лица един­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го и по­ве­ли­тель­но­го наклонений или в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го наклонения:

Любишь ка­тать­ся – люби и са­ноч­ки возить. Цып­лят по осени считают.

Такие пред­ло­же­ния представлены в пословицах, поговорках, кры­ла­тых фразах, афоризмах.

К обобщённо-личным от­но­сят­ся и пред­ло­же­ния типа Вы­хо­дишь иногда на улицу и удив­ля­ешь­ся прозрачности воздуха. Го­во­ря­щий для при­да­ния обобщённого смыс­ла вместо формы 1 лица упо­треб­ля­ет форму 2 лица.

 

4. Безличные предложения

Главный член без­лич­но­го предложения стоит в форме 3-го лица един­ствен­но­го числа (в на­сто­я­щем или бу­ду­щем времени изъ­яви­тель­но­го наклонения) или сред­не­го рода един­ствен­но­го числа (в про­шед­шем времени изъ­яви­тель­но­го наклонения и в услов­ном наклонении) – это так на­зы­ва­е­мая безличная форма.

 

Главный член без­лич­но­го предложения может быть схо­ден по струк­ту­ре с простым глагольным сказемым и выражается:

1) без­лич­ным глаголом, един­ствен­ная синтаксическая функ­ция которого – быть глав­ным членом без­лич­ных односоставных предложений:

Холодает / хо­ло­да­ло / будет холодать.

2) лич­ным глаголом в без­лич­ной форме:

Темнеет.

3) гла­го­лом быть и сло­вом нет в от­ри­ца­тель­ных предложениях:

Ветра не было / нет.

 

Главный член, сход­ный по струк­ту­ре с составным глагольным сказуемым, может иметь сле­ду­ю­щее выражение:

1) мо­даль­ный или фа­зис­ный глагол в без­лич­ной форме + инфинитив:

За окном стало темнеть.

2) глагол-связка быть в без­лич­ной форме (в наст. вр. в ну­ле­вой форме) + на­ре­чие + инфинитив:

Жаль / было жаль рас­ста­вать­ся с друзьями. Пора со­би­рать­ся в дорогу.

 

Главный член, сход­ный по струк­ту­ре с составным именным сказуемым, выражается:

1) глагол-связка в без­лич­ной форме + наречие:

Было жаль старика. На улице ста­но­ви­лось свежо .

2) глагол-связка в без­лич­ной форме + крат­кое страдательное причастие:

В ком­на­те было накурено .

Особую груп­пу среди без­лич­ных предложений об­ра­зу­ют инфинитивные предложения:

Ему зав­тра дежурить . Всем встать !

 

Безличные пред­ло­же­ния обозначают:

1) бес­субъ­ект­ные состояния, действующего лица нет и быть не может:

На улице темнеет.

2) действия, про­ис­хо­дя­щие помимо воли субъекта:

Меня знобит .

3) действия, при опи­са­нии которых само дей­ствие важнее, чем его производитель:

Волной смыло лодку.

 

БП

В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.

В доме не было порядка. Не слышно ни звука. Ничего не было известно. У него не было отца. Мне было жаль.

 

 

5. Назывные предложения

Назывное пред­ло­же­ние – это од­но­со­став­ное предложение с глав­ным членом-подлежащим. В на­зыв­ных предложениях со­об­ща­ет­ся о су­ще­ство­ва­нии и на­ли­чии предмета. Глав­ный член на­зыв­но­го предложения вы­ра­жа­ет­ся формой И. п. существительного:

Бессонница. Гомер. Тугие па­ру­са.

В со­став назывных пред­ло­же­ний могут вхо­дить указательные ча­сти­цы вон, вот, а для вве­де­ния эмоциональной оцен­ки –восклицательные ча­сти­цы ну и, какой, вот так:

Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!

Распространителями на­зыв­но­го предложения могут быть со­гла­со­ван­ные и не­со­гла­со­ван­ные определения:

Поздняя осень.

Пояснение · · Видеокурс ·

2
Задания Д8 № 3774

Выпишите грамматическую основу предложения 14.


(1)У Юры Хло­по­то­ва была самая боль­шая и ин­те­рес­ная кол­лек­ция марок в клас­се. (2)Из-за этой кол­лек­ции и от­пра­вил­ся Ва­лер­ка Сне­гирёв к сво­е­му од­но­класс­ни­ку в гости.

(3)Когда Юра начал вы­тас­ки­вать из мас­сив­но­го пись­мен­но­го стола огром­ные и по­че­му-то пыль­ные аль­бо­мы, прямо над го­ло­ва­ми маль­чи­шек раз­дал­ся про­тяж­ный и жа­лоб­ный вой...

– (4)Не об­ра­щай вни­ма­ния! — мах­нул рукой Юрка, со­сре­до­то­чен­но во­ро­чая аль­бо­мы. — (5)Со­ба­ка у со­се­да!

– (6)По­че­му же она воет?

– (7)От­ку­да я знаю. (8)Она каж­дый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять пе­ре­стаёт. (11)Мой папа го­во­рит: если не уме­ешь уха­жи­вать, не за­во­ди собак...

(12)Взгля­нув на часы и мах­нув рукой Юре, Ва­лер­ка в при­хо­жей то­роп­ли­во на­мо­тал шарф, надел паль­то. (13)Вы­бе­жав на улицу, перевёл дух и нашёл на фа­са­де дома Юр­ки­ны окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.

(15)Ва­лер­ка, при­сло­нив­шись пле­чом к хо­лод­но­му бе­то­ну фо­нар­но­го стол­ба, решил ждать, сколь­ко по­на­до­бит­ся. (16)И вот край­нее из окон туск­ло за­све­ти­лось: вклю­чи­ли свет, ви­ди­мо, в при­хо­жей...

(17)Дверь от­кры­лась сразу, но Ва­лер­ка даже не успел уви­деть, кто стоял на по­ро­ге, по­то­му что от­ку­да-то вдруг вы­ско­чил ма­лень­кий ко­рич­не­вый клу­бок и, ра­дост­но визжа, бро­сил­ся Ва­лер­ке под ноги.

(18)Ва­лер­ка по­чув­ство­вал на своём лице влаж­ные при­кос­но­ве­ния тёплого со­ба­чье­го языка: со­всем кро­шеч­ная со­ба­ка, а пры­га­ла так вы­со­ко! (19)Он про­тя­нул руки, под­хва­тил со­ба­ку, и она уткну­лась ему в шею, часто и пре­дан­но дыша.

– (20)Чу­де­са! — раз­дал­ся гу­стой, сразу за­пол­нив­ший всё про­стран­ство лест­нич­ной клет­ки голос. (21)Голос при­над­ле­жал щуп­ло­му не­вы­со­ко­му че­ло­ве­ку.

– (22)Ты ко мне? (23)Стран­ное, по­ни­ма­ешь, дело... (24)Янка с чу­жи­ми... не осо­бен­но лю­без­на. (25)А к тебе — вон как! (26)За­хо­ди.

– (27)Я на ми­нут­ку, по делу.

(28)Че­ло­век сразу стал серьёзным.

– (29)По делу? (30)Слу­шаю.

– (31)Со­ба­ка ваша... Яна... (32)Воет це­лы­ми днями.

(33)Че­ло­век по­груст­нел.

– (34)Так... (35)Ме­ша­ет, зна­чит. (36)Тебя ро­ди­те­ли при­сла­ли?

– (37)Я про­сто хотел узнать, по­че­му она воет. (38)Ей плохо, да?

– (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка при­вык­ла днём гу­лять, а я на ра­бо­те. (41)Вот при­е­дет моя жена, и всё будет в по­ряд­ке. (42)Но со­ба­ке ведь не объ­яс­нишь!

– (43)Я при­хо­жу из школы в два часа... (44)Я бы мог гу­лять с ней после школы!

(45)Хо­зя­ин квар­ти­ры стран­но по­смот­рел на не­про­ше­но­го гостя, затем вдруг подошёл к пыль­ной полке, про­тя­нул руку и до­стал ключ.

– (46)Держи.

(47)При­шло время удив­лять­ся Ва­лер­ке.

– (48)Вы что же, лю­бо­му не­зна­ко­мо­му че­ло­ве­ку ключ от квар­ти­ры до­ве­ря­е­те?

– (49)Ох, из­ви­ни, по­жа­луй­ста, — муж­чи­на про­тя­нул руку. — (50)Давай зна­ко­мить­ся! (51)Мол­ча­нов Ва­ле­рий Алек­се­е­вич, ин­же­нер.

– (52)Сне­гирёв Ва­ле­рий, уче­ник 6-го «Б», — с до­сто­ин­ством от­ве­тил маль­чиш­ка.

– (53)Очень при­ят­но! (54)Те­перь по­ря­док?

(55)Со­ба­ке Яне не хо­те­лось спус­кать­ся на пол, а потом она бе­жа­ла за Ва­лер­кой до самой двери.

– (56)Со­ба­ки не оши­ба­ют­ся, не оши­ба­ют­ся... — бур­чал себе под нос ин­же­нер Мол­ча­нов.

 

(По В. Же­лез­ни­ко­ву) *

 

* Же­лез­ни­ков Вла­ди­мир Кар­по­вич (род. в 1925 г.) — со­вре­мен­ный дет­ский пи­са­тель, ки­но­дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, по­свящённые про­бле­мам взрос­ле­ния, стали клас­си­кой оте­че­ствен­ной дет­ской ли­те­ра­ту­ры и пе­ре­ве­де­ны на мно­гие языки мира.

(1)У Юры Хло­по­то­ва была самая боль­шая и ин­те­рес­ная кол­лек­ция марок в клас­се.

1
Задания Д C2 № 644

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского журналиста Андрея Александровича Мирошниченко: «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка — устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Мирошниченко. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


2
Задания Д A4 № 3251

Ука­жи­те оши­боч­ное суж­де­ние.

1) В слове ОБЪ­ЯВИТ ко­ли­че­ство букв и зву­ков сов­па­да­ет.
2) В слове ЩУП­ЛО­МУ все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти – мяг­ко­сти.
3) В слове РА­ДОСТ­НО зву­ков мень­ше, чем букв.
4) В слове СЕРЬЁЗНЫМ буква Ё обо­зна­ча­ет 2 звука.
Источник: Типовые экзаменационные варианты. И. П. ЦЫБУЛЬКО — 2013, вариант 10/12

3
Задания Д6 № 3360

Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант ABD92A
Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 9 № 7829

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Б. В. Шергина: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б. В. Шергина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Собаки не ошибаются, не ошибаются... — бурчал себе под нос инженер Молчанов».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант ABD92A
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое добро (доброта)
Тема сочинения 9.1: Синтаксис и лексика
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант ABD92A
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Правило: Грамматическая основа двусоставного предложения

ПОНЯТИЕ О ДВУСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

Двусоставном предложением называется простое предложение, в котором присутствуют оба главных члена: подлежащее и сказуемое, то есть состав подлежащего и состав сказуемого. При этом у каждого из главных членов могут быть зависящие от них слова (второстепенные члены) или их может не быть. Таким образом, двусоставное предложение может быть распространённым или нет. В двусоставном предложении также могут быть однородные главные члены или однородные второстепенные члены. Это не влияет на характеристику предложения.

Самую большую сложность представляет определить, двусоставное предложение или односоставное, если оно неполное.

 

Например, предложение Мы шли к морю и скоро оказались на каменистом выступе над пропастью двусоставное, так есть и подлежащее, и два сказуемых.

В сложном предложении каждое простое предложение следует рассматривать в отдельности.

Предикативная основа предложения (или грамматическая) не является словосочетанием. Связь между подлежащим и сказуемым принято называть координацией. Между главными членами существует взаимозависимость, и определить, какой из них главнее, невозможно.

 

БП

В двусоставном предложении подлежащее и сказуемое должны согласовываться между собой.

 

Согласование сказуемого с подлежащим осуществляется в числе, роде (для сказуемых, выраженных формами, имеющими родовую характеристику) и лице (при подлежащих, выраженных личными местоимениями и сказуемых в настоящем / будущем времени и повелительном наклонении).

Основные проблемы при согласовании сказуемого с подлежащим бывают связаны с согласованием по числу. Подлежащие, вызывающие подобные проблемы, можно разбить на три группы.

 

I. В подлежащем есть слова большинство, меньшинство, часть

В этом случае сказуемое ставится в единственном числе, если:

1) у этих слов в подлежащем нет зависимых слов:

Большинство решило идти в кино.

2) у них есть зависимое слово в единственном числе:

Большинство класса решило идти в кино.

3) в сказуемом стоит страдательное причастие:

Большинство класса было приглашено на день рождения.

Сказуемое ставится во множественном числе, если подчёркивается множественность или самостоятельность субъектов:

Большинство мальчиков и девочек решили идти в кино.

 

II. Подлежащее – числительное + существительное в родительном падеже

В этом случае сказуемое ставится в единственном числе, если

1) подчёркивается единство или совокупность:

В зал помещается сто человек.

2) обозначается время или пространство:

Прошло сорок лет.

3) числительное оканчивается на один:

Тридцать один человек поехал на экскурсию.

4) используются числительные (грамматически – существительные) тысяча, миллион, миллиард:

На концерт пришла тысяча человек.

Сказуемое ставится во множественном числе, если

1) в подлежащем числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре:

К нам подошли два парня.

2) у подлежащего есть определения все, эти, указанные и т. д.:

Все трое приглашённых пришли одновременно.

В остальных случаях сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

 

III. Подлежащее – оборот сущ. в И. п. +с+ сущ. в Т. п.

При этом сказуемое ставится во множественном числе, если подчёркивается самостоятельность и равноправность субъектов:

Брат с сестрой вернулись порознь.

Если основным производителем действия является лицо, выраженное именительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе, а подлежащим будет только существительное в И. п.:

Мать с ребёнком ходила к врачу.

 

 

Сказуемое согласуется с подлежащим в лице или роде.

Согласование в лице происходит в том случае, если сказуемое стоит в форме изъявительного наклонения настоящего/будущего времени и в повелительном наклонении. Сказуемое ставится в 1 лице при местоимениях я, мы, во 2-м при местоимениях ты, вы, в 3-м при местоимениях он, она, оно, они и существительных.

Согласование в роде происходит у сказуемого в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и в условном наклонении. Проблемы возникают в следующих случаях:

1) подлежащее имеет при себе приложение. При приложении – имени нарицательном– согласование происходит с главным словом:

Мама-учитель пришла домой.

При наличии имени собственного сказуемое в роде согласуется с ним (в этом случае собственное имя –подлежащее, нарицательное – приложение):

Врач Петрова принимала больных.

2) подлежащее – неизменяемое слово требует сказуемого в ср. р. ед. ч.:

По лесу разносилось «ау». К дому подъехало такси.

 

 

Несогласованное сказуемое характерно главным образом для разговорной речи и выражается

1) формой повелительного наклонения в значении условного наклонения или изъявительного наклонения прошедшего времени:

Приди он вовремя, ничего бы не случилось (=пришёл бы).

Я же и приди к нему не вовремя (= пришёл).

2) глагольной формой есть в значении 'имеется':

Есть человек, который думает иначе. Есть люди, которые думают иначе.

3) глаголом в форме инфинитива:

А он хохотать.

4) глаголом в междометной форме:

А шапка бац ему прямо в лицо.

Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задания Д8 № 3777

Выпишите грамматическую основу предложения 44.


(1)В тот день на бе­ре­гу моря Зыбин всё-таки до­стал краба. (2)Краб был страш­но боль­шой и плос­кий, и, при­смот­рев­шись, на нём можно было раз­гля­деть бугры и ко­люч­ки, какие-то швы, зуб­ча­тые гре­беш­ки. (3)Если его за­су­шить, по­лу­чит­ся, на­вер­ное, пре­крас­ный су­ве­нир!

(4)Краб не­де­лю про­си­дел под кро­ва­тью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кро­ва­ти, и, когда кто-ни­будь на­кло­нял­ся над ним, он с гроз­ным бес­си­ли­ем вы­став­лял вперёд за­зуб­рен­ную клеш­ню. (6)На тре­тий день около усов по­ка­за­лась пена, но, когда Зыбин к нему при­тро­нул­ся, краб пре­боль­но, до крови, за­клеш­нил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой за­дви­нул краба к самой стене — вот он там и сидел сна­ча­ла, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрну­лись белой плёнкой, но толь­ко Зыбин при­тро­нул­ся к нему, как он вы­бро­сил вперёд всё ту же страш­ную и бес­по­мощ­ную клеш­ню.

(9)На пан­ци­ре тоже по­яви­лось что-то вроде пле­се­ни.

(10)На седь­мой день Зыбин утром ска­зал Лине:

– (11)Всё, боль­ше я не могу — ве­че­ром я его вы­пу­щу.

(12)Она от­ве­ти­ла:

– (13)И я пойду с вами.

(14)Они до­го­во­ри­лись встре­тить­ся на на­бе­реж­ной.

(15)Когда стем­не­ло и она по­до­шла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин ска­зал:

– (18)Вот уж не думал ни­ко­гда, что во мне сидит такой скот! (19)Об­речь кого-то на мед­лен­ное и му­чи­тель­ное уми­ра­ние! (20)Ни­ко­гда бы не по­ве­рил, что спо­со­бен на такое! (21)Я думал: по­си­дит, заснёт, как рыба. (22)А боль я дол­жен был по­ни­мать… (23)Этим нель­зя пре­не­бре­гать...

– (24)Слу­шай, — пре­рва­ла его Лина, на­кло­ня­ясь над шля­пой. — (25)Ещё бы день, и он был бы готов.

(26)Он за­ка­тал до колен брюки и вошёл в воду.

– (27)Да, — ска­зал он. — (28)Ко­неч­но! (29)Но боль­ше я уже не могу. (30)У каж­до­го скот­ства есть какой-то есте­ствен­ный пре­дел. (31)А я перешёл его.

(32)Он на­кло­нил­ся над водой и опро­ки­нул шляпу. (33)Под све­том фо­на­ри­ка по бе­ло­му под­вод­но­му пе­соч­ку бе­га­ли свет­лые из­ви­ли­стые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остал­ся.

– (35)Мёртв, — ска­за­ла Лина, под­няв на Зы­би­на обес­ку­ра­жен­ный взгляд.

– (36)Да, — тя­же­ло со­гла­сил­ся он. — (37)Позд­но. (38)Ещё вчера... — (39)Смот­ри, смот­ри!

(40)Спер­ва за­ра­бо­та­ли ноги. (41)Краб пе­ре­вер­нул­ся, мед­лен­но, с тру­дом под­нял­ся. (42)Встал, от­ды­хая и от­хо­дя. (43)Он стоял, боль­шой, ко­ря­вый, стоял и на­би­рал­ся сил. (44)И как-то сразу же про­па­ли все белые пятна.

– (45)Будет жить, — ска­зал Зыбин твёрдо.

(46)Какая-то мел­кая рыбёшка при­плы­ла, сверк­ну­ла го­лу­бой ис­крой и сго­ре­ла в луче фо­на­ря, ис­чез­ла.

(47)Тогда краб дви­нул­ся. (48)Он пошёл не­ук­лю­же, кря­жи­сто, как танк. (49)Шёл и слег­ка ша­тал­ся. (50)Прошёл не­мно­го и оста­но­вил­ся.

– (51)Будет жить, — по­вто­рил Зыбин. — (52)Будет жить!

 

(По Ю. Дом­бров­ско­му) *

 

* Дом­бров­ский Юрий Оси­по­вич (1909 — 1978) — рус­ский про­за­ик, поэт, ли­те­ра­тур­ный кри­тик.

(4)Краб не­де­лю про­си­дел под кро­ва­тью.

1
Задания Д C2 № 662

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния рус­ско­го пи­са­те­ля Вла­ди­ми­ра Га­лак­ти­о­но­ви­ча Ко­ро­лен­ко: «Рус­ский язык... об­ла­да­ет всеми сред­ства­ми для вы­ра­же­ния самых тон­ких ощу­ще­ний и от­тен­ков мысли».

Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми В. Г. Ко­ро­лен­ко.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


2
Задания Д A4 № 3252

Ука­жи­те оши­боч­ное суж­де­ние.

1) В слове СТРАШ­НО все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти – мяг­ко­сти.
2) В слове НА­БЕ­РЕЖ­НОЙ все со­глас­ные звуки звон­кие.
3) В слове ВСТАЛ пер­вый звук – [ф].
4) В слове РЫБЁШКА буква Ё обо­зна­ча­ет один звук.
Источник: Типовые экзаменационные варианты. И. П. ЦЫБУЛЬКО — 2013, вариант 11/12

3
Задания Д6 № 3358

За­ме­ни­те раз­го­вор­ное слово «страш­но» из пред­ло­же­ния 2 сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом. На­пи­ши­те этот си­но­ним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 992161
Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 9 № 7836

Ис­поль­зуя про­чи­тан­ный текст, вы­пол­ни­те на от­дель­ном листе ТОЛЬ­КО ОДНО из за­да­ний: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед на­пи­са­ни­ем со­чи­не­ния за­пи­ши­те номер вы­бран­но­го за­да­ния: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го линг­ви­ста Г. Я. Со­лга­ни­ка: «Ху­дож­ник мыс­лит об­ра­за­ми, он ри­су­ет, по­ка­зы­ва­ет, изоб­ра­жа­ет. В этом и за­клю­ча­ет­ся спе­ци­фи­ка языка ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Г. Я. Со­лга­ни­ка.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

9.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: « — Будет жить, — по­вто­рил Зыбин. — Будет жить!»

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

9.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния НРАВ­СТВЕН­НЫЙ ВЫБОР?

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое нрав­ствен­ный выбор», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 992161
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 992161
Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задания Д8 № 3788

Выпишите грамматическую основу предложения 13.


(1)Илья и Саня вме­сте учи­лись с пер­во­го клас­са. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерар­хии, ко­то­рая вы­стра­и­ва­ет­ся са­мо­про­из­воль­но в каж­дом кол­лек­ти­ве, все трое за­ни­ма­ли самые низ­кие по­зи­ции — бла­го­да­ря пол­ней­шей не­при­год­но­сти ни к драке, ни к же­сто­ко­сти. (4)Илья был длин­ным и тощим, его руки и ноги вечно тор­ча­ли из ко­рот­ких ру­ка­вов и шта­нин. (5)Все­гда оде­тый хуже дру­гих, тоже плохо оде­тых ребят, он по­сто­ян­но па­яс­ни­чал и на­смеш­ни­чал, делал пред­став­ле­ние из своей бед­но­сти, и это был вы­со­кий спо­соб её пре­одо­ле­ния.

(6)Са­ни­но по­ло­же­ние было хуже. (7)Всё вы­зы­ва­ло у од­но­класс­ни­ков за­висть и от­вра­ще­ние: кур­точ­ка на мол­нии, де­ви­чьи рес­ни­цы, раз­дра­жа­ю­щая ми­ло­вид­ность лица и по­лот­ня­ные сал­фет­ки, в ко­то­рые был завёрнут до­маш­ний бу­тер­брод. (8)К тому же он учил­ся иг­рать на пи­а­ни­но. (9)И не было ни­ка­ко­го уми­ле­ния, а толь­ко одни злые на­смеш­ки.

(10)Со­еди­нил Илью и Саню Миха, когда по­явил­ся в пятом клас­се, вы­звав общий вос­торг: он был иде­аль­ной ми­ше­нью для вся­ко­го не­ле­ни­во­го — клас­си­че­ским рыжим. (11)Стри­же­ная го­ло­ва, от­ли­ва­ю­щий крас­ным зо­ло­том кри­вой чуб­чик, даже глаза с оран­же­вым пе­ре­ли­вом. (12)К тому же — оч­ка­рик.

(13)Пер­вый раз Миху по­ко­ло­ти­ли уже пер­во­го сен­тяб­ря — не­силь­но и на­зи­да­тель­но — на боль­шой пе­ре­ме­не. (14)И даже не сами за­во­ди­лы, Му­ры­гин и Мутю­кин — те не сни­зо­шли, — а их под­пе­ва­лы и под­вы­ва­лы. (15)Миха сто­и­че­ски при­нял свою дозу, от­крыл порт­фель, до­стал пла­ток, чтобы сте­реть кровь, и тут из порт­фе­ля вы­су­нул­ся котёнок. (16)Котёнка ото­бра­ли и стали пе­ре­ки­ды­вать из рук в руки. (17)По­явив­ший­ся в этот мо­мент Илья — самый вы­со­кий в клас­се! — пой­мал котёнка над го­ло­ва­ми во­лей­бо­ли­стов, и про­зве­нев­ший зво­нок пре­рвал это ин­те­рес­ное за­ня­тие.

(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка под­вер­нув­ше­му­ся Сане, и тот спря­тал его в свой порт­фель.

(19)На по­след­ней пе­ре­ме­не глав­ные враги рода че­ло­ве­че­ско­го, Му­ры­гин и Мутю­кин, котёнка не­мно­го по­ис­ка­ли, но вско­ре за­бы­ли. (20)После четвёртого урока всех от­пу­сти­ли, и маль­чиш­ки с гиком и воем рва­ну­лись вон из школы, оста­вив этих троих без вни­ма­ния в пу­стом клас­се, устав­лен­ном пёстры­ми аст­ра­ми.

(21)Миха по­дроб­но рас­ска­зал, как утром, по до­ро­ге в школу, вы­та­щил бе­до­ла­гу-котёнка почти из самой пасти со­ба­ки, со­би­рав­шей­ся его за­грызть. (22)Но от­не­сти его домой, од­на­ко, он не мог, по­то­му что тётя, у ко­то­рой он жил с про­шло­го по­не­дель­ни­ка, ещё не­из­вест­но как бы к этому от­нес­лась.

(23)Они вышли из школы втроём. (24)Маль­чиш­ки брели и бол­та­ли, бол­та­ли и брели, а потом оста­но­ви­лись возле Яузы, за­мол­ча­ли. (25)По­чув­ство­ва­ли од­но­вре­мен­но — как хо­ро­шо: до­ве­рие, дру­же­ство, рав­но­пра­вие. (26)И мысли нет, кто глав­ней, на­про­тив, все друг другу в равной степени ин­те­рес­ны. (27)Что-то важ­ное про­изо­шло: такая сцеп­ка между лю­дь­ми воз­мож­на толь­ко в юном воз­расте. (28)Крю­чок впи­ва­ет­ся в самое серд­це, и нить, свя­зы­ва­ю­щая людей дет­ской друж­бой, не пре­ры­ва­ет­ся всю жизнь.

 

(По Л. Улиц­кой) *

 

* Улиц­кая Люд­ми­ла Ев­ге­ньев­на (род. в 1943 г.) — со­вре­мен­ная рос­сий­ская пи­са­тель­ни­ца, про­из­ве­де­ния ко­то­рой пе­ре­ве­де­ны на 25 язы­ков.

(1)Илья и Саня вме­сте учи­лись с пер­во­го клас­са.

1
Задания Д A4 № 3255

Ука­жи­те оши­боч­ное суж­де­ние.

1) В слове НЕ­ИЗ­ВЕСТ­НО 4 слога.
2) В слове КАЖ­ДЫЙ все со­глас­ные звуки твёрдые.
3) В слове БУ­ТЕР­БРОД по­след­ний со­глас­ный звук – [т].
4) В слове ПА­ЯС­НИ­ЧАЛ 10 зву­ков.
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д6 № 3330

Замените разговорное слово «поколотили» из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 8CEBB1
Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задание 9 № 7828

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В. Г. Короленко: «Русский язык ... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Короленко.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 8CEBB1
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое дружба
Тема сочинения 9.1: Значение слова
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 8CEBB1
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Правило: Грамматическая основа односоставного предложения.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Односоставное пред­ло­же­ние —это простое предложение, в котором имеется толь­ко один из глав­ных членов. Глав­ный член в нём независим, по­это­му не­кор­рект­ным было бы ха­рак­те­ри­зо­вать глав­ный член лю­бо­го од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния в тер­ми­нах дву­со­став­но­го – как ска­зу­е­мое или подлежащее. Од­на­ко в школь­ной прак­ти­ке со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ная клас­си­фи­ка­ция од­но­со­став­ных предложений: с глав­ным чле­ном – ска­зу­е­мым и с глав­ным чле­ном – подлежащим:

 

односоставное пред­ло­же­ние с глав­ным членом
сказуемымподлежащим
неопределенно-личноеопределённо-личноеобобщённо-личноебезличноеназывное

 

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ

1. В определённо-личных предложениях глав­ный член вы­ра­жен глаголом в форме 1 и 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го наклонения (в на­сто­я­щем и в бу­ду­щем времени), и в по­ве­ли­тель­ном наклонении; про­из­во­ди­тель действия определён и может быть на­зван личными ме­сто­име­ни­я­ми 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:

Иди сюда. Иду на улицу. Пойдёмте в кино.

 

2. В неопределённо-личных предложениях глав­ный член вы­ра­жа­ет­ся глаголом в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа (настоящего и бу­ду­ще­го времени в изъ­яви­тель­ном наклонении и в по­ве­ли­тель­ном наклонении), фор­мой множественного числа про­шед­ше­го времени изъ­яви­тель­но­го наклонения и ана­ло­гич­ной формой услов­но­го наклонения глагола. Про­из­во­ди­тель действия в этих пред­ло­же­ни­ях неизвестен или неважен:

В дверь сту­чат / постучали. Пусть стучат. Если бы сту­ча­ли громче, я бы услышал.

 

3. В обобщённо-личных предложениях го­во­рит­ся о действии, ко­то­рое приписывается всём и каж­до­му в отдельности. В этих пред­ло­же­ни­ях главный член вы­ра­жен так же, как в определённо– или неопределённо-личном предложении: гла­го­лом в форме 2 лица един­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го и по­ве­ли­тель­но­го наклонений или в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го наклонения:

Любишь ка­тать­ся – люби и са­ноч­ки возить. Цып­лят по осени считают.

Такие пред­ло­же­ния представлены в пословицах, поговорках, кры­ла­тых фразах, афоризмах.

К обобщённо-личным от­но­сят­ся и пред­ло­же­ния типа Вы­хо­дишь иногда на улицу и удив­ля­ешь­ся прозрачности воздуха. Го­во­ря­щий для при­да­ния обобщённого смыс­ла вместо формы 1 лица упо­треб­ля­ет форму 2 лица.

 

4. Безличные предложения

Главный член без­лич­но­го предложения стоит в форме 3-го лица един­ствен­но­го числа (в на­сто­я­щем или бу­ду­щем времени изъ­яви­тель­но­го наклонения) или сред­не­го рода един­ствен­но­го числа (в про­шед­шем времени изъ­яви­тель­но­го наклонения и в услов­ном наклонении) – это так на­зы­ва­е­мая безличная форма.

 

Главный член без­лич­но­го предложения может быть схо­ден по струк­ту­ре с простым глагольным сказемым и выражается:

1) без­лич­ным глаголом, един­ствен­ная синтаксическая функ­ция которого – быть глав­ным членом без­лич­ных односоставных предложений:

Холодает / хо­ло­да­ло / будет холодать.

2) лич­ным глаголом в без­лич­ной форме:

Темнеет.

3) гла­го­лом быть и сло­вом нет в от­ри­ца­тель­ных предложениях:

Ветра не было / нет.

 

Главный член, сход­ный по струк­ту­ре с составным глагольным сказуемым, может иметь сле­ду­ю­щее выражение:

1) мо­даль­ный или фа­зис­ный глагол в без­лич­ной форме + инфинитив:

За окном стало темнеть.

2) глагол-связка быть в без­лич­ной форме (в наст. вр. в ну­ле­вой форме) + на­ре­чие + инфинитив:

Жаль / было жаль рас­ста­вать­ся с друзьями. Пора со­би­рать­ся в дорогу.

 

Главный член, сход­ный по струк­ту­ре с составным именным сказуемым, выражается:

1) глагол-связка в без­лич­ной форме + наречие:

Было жаль старика. На улице ста­но­ви­лось свежо .

2) глагол-связка в без­лич­ной форме + крат­кое страдательное причастие:

В ком­на­те было накурено .

Особую груп­пу среди без­лич­ных предложений об­ра­зу­ют инфинитивные предложения:

Ему зав­тра дежурить . Всем встать !

 

Безличные пред­ло­же­ния обозначают:

1) бес­субъ­ект­ные состояния, действующего лица нет и быть не может:

На улице темнеет.

2) действия, про­ис­хо­дя­щие помимо воли субъекта:

Меня знобит .

3) действия, при опи­са­нии которых само дей­ствие важнее, чем его производитель:

Волной смыло лодку.

 

БП

В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.

В доме не было порядка. Не слышно ни звука. Ничего не было известно. У него не было отца. Мне было жаль.

 

 

5. Назывные предложения

Назывное пред­ло­же­ние – это од­но­со­став­ное предложение с глав­ным членом-подлежащим. В на­зыв­ных предложениях со­об­ща­ет­ся о су­ще­ство­ва­нии и на­ли­чии предмета. Глав­ный член на­зыв­но­го предложения вы­ра­жа­ет­ся формой И. п. существительного:

Бессонница. Гомер. Тугие па­ру­са.

В со­став назывных пред­ло­же­ний могут вхо­дить указательные ча­сти­цы вон, вот, а для вве­де­ния эмоциональной оцен­ки –восклицательные ча­сти­цы ну и, какой, вот так:

Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!

Распространителями на­зыв­но­го предложения могут быть со­гла­со­ван­ные и не­со­гла­со­ван­ные определения:

Поздняя осень.


5
Задания Д8 № 3790

Выпишите грамматическую основу предложения 29.


(1)Уче­ни­кам о войне он рас­ска­зы­вал скупо.

– (2)А где вас ра­ни­ло? — спра­ши­ва­ли ре­бя­та.

– (3)В Поль­ше, уже в на­ступ­ле­нии. (4)Вот, руку от­ня­ли.

(5)Что было потом, не рас­ска­зы­вал: не хотел вспо­ми­нать, как учил­ся пи­сать левой — по­чер­ком, не лишённым эле­гант­но­сти, как при­спо­со­бил­ся ловко на­де­вать рюк­зак одной рукой. (6)После гос­пи­та­ля при­е­хал в Моск­ву и вер­нул­ся в уни­вер­си­тет, в ко­то­ром учил­ся до войны.

(7)Какое это было сча­стье — пол­ных три года он вос­ста­нав­ли­вал себя сам: чи­стил кровь Пуш­ки­ным, Тол­стым, Гер­це­ном...

(8)Потом от­пра­ви­ли по рас­пре­де­ле­нию в сред­нюю школу посёлка Ка­ли­но­во Во­ло­год­ской об­ла­сти пре­по­да­вать рус­ский язык и ли­те­ра­ту­ру.

(9)Жильё вы­де­ли­ли при школе. (10)Ком­на­та и при­хо­жая, от­ку­да то­пи­лась печь. (11)Дро­ва­ми обес­пе­чи­ва­ли. (12)Кроме ли­те­ра­ту­ры, ещё при­хо­ди­лось учить гео­гра­фии и ис­то­рии.

(13)Всё в Ка­ли­но­ве было бед­ным, раз­ру­шен­ным, в изоби­лии толь­ко не­тро­ну­тая роб­кая при­ро­да. (14)И люди были, по­жа­луй, по­луч­ше го­род­ских, тоже почти не тро­ну­тые го­род­ским ду­шев­ным раз­вра­том.

(15)Об­ще­ние с де­ре­вен­ски­ми ре­бя­та­ми раз­ве­я­ло его сту­ден­че­ские ил­лю­зии: доб­рое и веч­ное, ко­неч­но, не от­ме­ня­лось, но по­все­днев­ная жизнь была слиш­ком груба. (16)Всё время му­чи­тель­но думал: нужны ли все эти куль­тур­ные цен­но­сти де­воч­кам, уку­тан­ным в чинёные плат­ки, успев­шим до зари при­брать ско­ти­ну и малых бра­тьев-сестёр, и маль­чи­кам, вы­пол­няв­шим всю муж­скую тяжёлую ра­бо­ту? (17)Учёба на го­лод­ный же­лу­док и по­те­ря вре­ме­ни на зна­ния, ко­то­рые ни­ко­гда и ни при каких усло­ви­ях им не по­на­до­бят­ся?

(18)Дет­ство у них давно за­кон­чи­лось, они все сплошь были не­до­рос­шие му­жи­ки и бабы, и даже те не­мно­гие, кого ма­те­ри от­пус­ка­ли в школу, как будто ис­пы­ты­ва­ли не­лов­кость, что за­ни­ма­ют­ся глу­по­стя­ми вме­сто на­сто­я­щей серьёзной ра­бо­ты. (19)Из-за этого не­ко­то­рую не­уве­рен­ность ис­пы­ты­вал и мо­ло­дой учи­тель — и впрямь, не от­вле­ка­ет ли он их от на­сущ­но­го дела жизни ради из­лиш­ней рос­ко­ши. (20)Какой Ра­ди­щев? (21)Какой Го­голь? (22)Какой Пуш­кин, в конце кон­цов? (23)Обу­чить гра­мо­те и по­ско­рее от­пу­стить домой — ра­бо­тать. (24)Да и сами они толь­ко этого и же­ла­ли.

(25)Тогда он впер­вые за­ду­мал­ся о фе­но­ме­не дет­ства. (26)Когда оно на­чи­на­ет­ся, во­про­сов не вы­зы­ва­ло, но когда оно за­кан­чи­ва­ет­ся и где тот рубеж, на­чи­ная с ко­то­ро­го че­ло­век ста­но­вит­ся взрос­лым? (27)Оче­вид­но, что у де­ре­вен­ских ре­бя­ти­шек дет­ство за­кан­чи­ва­лось рань­ше, чем у го­род­ских.

(28)Се­вер­ная де­рев­ня все­гда жила впро­го­лодь, а после войны все об­ни­ща­ли вко­нец, ра­бо­та­ли бабы и ре­бя­та. (29)Из трид­ца­ти ушед­ших на фронт мест­ных му­жи­ков вер­ну­лись с войны двое. (30)Дети, ма­лень­кие му­жи­ки-школь­ни­ки, рано на­чи­на­ли тру­до­вую жизнь, и дет­ство у них было укра­де­но. (31)Впро­чем, что тут счи­тать: у одних было укра­де­но дет­ство, у дру­гих — юность, у тре­тьих — жизнь.

 

(По Л. Улиц­кой) *

 

* Улиц­кая Люд­ми­ла Ев­ге­ньев­на (род. в 1943 г.) — со­вре­мен­ная рос­сий­ская пи­са­тель­ни­ца, про­из­ве­де­ния ко­то­рой пе­ре­ве­де­ны на 25 язы­ков.

(2)А где вас ра­ни­ло? — спра­ши­ва­ли ре­бя­та.

1
Задания Д A4 № 3249

Ука­жи­те оши­боч­ное суж­де­ние.

1) В слове СЧА­СТЬЕ все со­глас­ные звуки глу­хие.
2) В слове ВПРЯМЬ пер­вый звук – [ф].
3) В слове УЧИ­ТЕЛЬ мяг­кость со­глас­но­го [л’] на пись­ме обо­зна­че­на бук­вой Ь (мяг­кий знак) .
4) В слове ДЕТ­СТВА зву­ков мень­ше, чем букв.
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д6 № 3350

Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант F4CD3A

3
Задание 9 № 7838

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других — юность, у третьих — жизнь».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант F4CD3A
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое сила духа
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант F4CD3A
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Правило: Подлежащее. Способы его выражения

Под­ле­жа­щее – это глав­ный член дву­со­став­но­го пред­ло­же­ния; ко­то­рый на­зы­ва­ет то, о чём го­во­рит­ся в

пред­ло­же­нии.

В роли этого члена пред­ло­же­ния может вы­сту­пать как одно слово, так и сло­во­со­че­та­ние.

Под­ле­жа­щее – одно слово:

1) слова раз­ных ча­стей речи в пред­мет­ном зна­че­нии:

– су­ще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном па­де­же:

Идёт дождь.

– ме­сто­име­ние-су­ще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном па­де­же:

Я люблю осень.

Всё про­изо­шло быст­ро.

– при­ла­га­тель­ное в функ­ции су­ще­стви­тель­но­го (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное) в име­ни­тель­ном па­де­же:

Бо­ро­да­тый огля­нул­ся.

– при­ча­стие в функ­ции су­ще­стви­тель­но­го (суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное) в име­ни­тель­ном па­де­же.:

Си­дя­щий под­нял го­ло­ву.

– на­ре­чие:

Твои зав­тра мне на­до­е­ли.

– меж­до­ме­тие:

По лесу раз­но­си­лось «ау».

2) ко­ли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные в ко­ли­че­ствен­ном (не­пред­мет­ном) зна­че­нии:

Де­сять не де­лит­ся на три без остат­ка.

3) ин­фи­ни­тив со зна­че­ни­ем дей­ствия или со­сто­я­ния:

Учить­ся – дело нуж­ное.

Ме­сто­по­ло­же­ние под­ле­жа­ще­го, вы­ра­жен­но­го ин­фи­ни­ти­вом, в пред­ло­же­нии не за­креп­ле­но (на­при­мер, за аб­со­лют­ным на­ча­лом пред­ло­же­ния); ср.: Дело нуж­ное – учить­ся. Если в пред­ло­же­нии один из глав­ных чле­нов вы­ра­жен су­ще­стви­тель­ным в И. п. , а дру­гой –ин­фи­ни­ти­вом, то ин­фи­ни­тив будет вы­сту­пать как под­ле­жа­щее.

4) слово любой части речи в любой грам­ма­ти­че­ской форме, если в пред­ло­же­нии о нём вы­но­сит­ся суж­де­ние как о язы­ко­вой еди­ни­це: Иди – форма по­ве­ли­тель­но­го на­кло­не­ния гла­го­ла; Не – от­ри­ца­тель­ная ча­сти­ца.

 

Под­ле­жа­щее – сло­во­со­че­та­ние:

1. Под­ле­жа­щее – фра­зео­ло­ги­че­ски сво­бод­ное, но син­так­си­че­ски свя­зан­ное сло­во­со­че­та­ние:

1) кон­струк­ция струк­ту­ры А с Б (И. п. су­ще­стви­тель­но­го (ме­сто­име­ния) + с + Т. п. дру­го­го сущ. ) со зна­че­ни­ем сов­мест­но­сти, если ска­зу­е­мое стоит во мн. числе:

Брат с сест­рой вер­ну­лись по­рознь – ср.: Мать с ребёнком хо­ди­ла к врачу.

2) слово с ко­ли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (колич. чис­лит. , сущ. , на­ре­чие) + сущ. в Р. п.:

Про­шло три года.

Куча вещей ско­пи­лась в углу.

У меня много ра­бо­ты.

3) при обо­зна­че­нии при­бли­зи­тель­но­го ко­ли­че­ства под­ле­жа­щее может быть вы­ра­же­но сло­во­со­че­та­ни­ем без И. п.:

Около / до ты­ся­чи че­ло­век вме­ща­ет­ся в этом зале.

От пяти до де­ся­ти про­цен­тов сту­ден­тов сдают сес­сию до­сроч­но.

4) кон­струк­ция струк­ту­ры А из Б (слово имен­ной части речи в И. п. + из + су­ще­стви­тель­ное в Р. п. ) с вы­де­ли­тель­ным зна­че­ни­ем:

Любой из них мог это сде­лать.

Трое из вы­пуск­ни­ков по­лу­чи­ли зо­ло­тые ме­да­ли.

Самый умный из уче­ни­ков не смог ре­шить эту за­да­чу.

5) ин­фи­ни­тив + ин­фи­ни­тив / имя (объём та­ко­го под­ле­жа­ще­го сов­па­да­ет с объёмом со­став­но­го гла­голь­но­го или со­став­но­го имен­но­го ска­зу­е­мо­го ):

Быть гра­мот­ным пре­стиж­но.

Хо­теть стать гра­мот­ным есте­ствен­но.

2. Под­ле­жа­щее – фра­зео­ло­гизм:

Впа­дать в ис­те­ри­ку на ров­ном месте было его лю­би­мым за­ня­ти­ем.

У него зо­ло­тые руки.


Пройти тестирование по этим заданиям