СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Задания открытого банка ФИПИ часть 1

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д8 № 3769

Выпишите грамматическую основу предложения 11.


(1)Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето. (2)Он, не торгуясь, заплатил тридцать рублей.

(3)Звали его Трифоном Петровичем. (4)Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

(5)Один раз, походив около бревенчатого домика, Трифон Петрович сказал, потирая руки:

– (6)Дай-ка я поправлю тебе, бабушка, крыльцо.

– (7)Спасибо, родимый, — сказала Поликарповна, — только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.

– (8)А что ж, Поликарповна, неужто всё только на деньги считать? (9)Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты, — сказал он и засмеялся.

– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как бы выгоду свою не упустить.

– (13)Ну, нам с тобой делить нечего, — отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.

– (14)Прямо с тобой душа отошла, — говорила Поликарповна, — а то уж в людей вера пропадать стала.

– (15)Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. — (16)Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя.

(17)Один раз вернулся Трифон Петрович из города весёлый и сказал:

– (18)Я там в городе всем порассказал, как тут у вас хорошо: теперь хозяйки не отобьются от постояльцев, у меня рука лёгкая.

(19)Начиная с воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники. (20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.

(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка. (22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:

– (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут, по двести!

– (26)Как по двести?.. — спросила едва слышным голосом Поликарповна. (27)У неё почему-то пропал вдруг голос. — (28)Да ведь раньше все дёшево брали…

– (29)Мало что раньше! (30)Тогда народу совсем не было, а теперь от него отбоя нет. (31)Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! (32)Ну что, договариваться с новым постояльцем?

(33)Старушка горестно, озабоченно смотрела в сторону, прищурив глаза, потом изменившимся голосом торопливо проговорила:

– (34)Решено! (35)Договаривайся…

 

(По П. Романову) *

* Романов Пантелеймон Сергеевич (1884—1938) — русский писатель. Прозе Романова свойственны лиризм и юмор, мастерство диалога, ясный, реалистический язык.

(1)Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.

1
Задания Д A4 № 3243

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ИЮНЯ 3 слога.
2) В слове БА­БУШ­КА все со­глас­ные звуки твёрдые.
3) В слове СДАЁТ ко­ли­че­ство букв и зву­ков сов­па­да­ет.
4) В слове ГО­РЕСТ­НО 7 зву­ков.
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д6 № 3335

Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант B5AFAB

3
Задание 9 № 7833

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из «Литературной энциклопедии»: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами, взятыми из «Литературной энциклопедии».

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. — Когда эта вера пропадёт, тогда жить нельзя».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант B5AFAB
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант B5AFAB
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Правило: Грамматическая основа односоставного предложения.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Односоставное пред­ло­же­ние —это простое предложение, в котором имеется толь­ко один из глав­ных членов. Глав­ный член в нём независим, по­это­му не­кор­рект­ным было бы ха­рак­те­ри­зо­вать глав­ный член лю­бо­го од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния в тер­ми­нах дву­со­став­но­го – как ска­зу­е­мое или подлежащее. Од­на­ко в школь­ной прак­ти­ке со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ная клас­си­фи­ка­ция од­но­со­став­ных предложений: с глав­ным чле­ном – ска­зу­е­мым и с глав­ным чле­ном – подлежащим:

 

односоставное пред­ло­же­ние с глав­ным членом
сказуемымподлежащим
неопределенно-личноеопределённо-личноеобобщённо-личноебезличноеназывное

 

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ

1. В определённо-личных предложениях глав­ный член вы­ра­жен глаголом в форме 1 и 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го наклонения (в на­сто­я­щем и в бу­ду­щем времени), и в по­ве­ли­тель­ном наклонении; про­из­во­ди­тель действия определён и может быть на­зван личными ме­сто­име­ни­я­ми 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:

Иди сюда. Иду на улицу. Пойдёмте в кино.

 

2. В неопределённо-личных предложениях глав­ный член вы­ра­жа­ет­ся глаголом в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа (настоящего и бу­ду­ще­го времени в изъ­яви­тель­ном наклонении и в по­ве­ли­тель­ном наклонении), фор­мой множественного числа про­шед­ше­го времени изъ­яви­тель­но­го наклонения и ана­ло­гич­ной формой услов­но­го наклонения глагола. Про­из­во­ди­тель действия в этих пред­ло­же­ни­ях неизвестен или неважен:

В дверь сту­чат / постучали. Пусть стучат. Если бы сту­ча­ли громче, я бы услышал.

 

3. В обобщённо-личных предложениях го­во­рит­ся о действии, ко­то­рое приписывается всём и каж­до­му в отдельности. В этих пред­ло­же­ни­ях главный член вы­ра­жен так же, как в определённо– или неопределённо-личном предложении: гла­го­лом в форме 2 лица един­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го и по­ве­ли­тель­но­го наклонений или в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го наклонения:

Любишь ка­тать­ся – люби и са­ноч­ки возить. Цып­лят по осени считают.

Такие пред­ло­же­ния представлены в пословицах, поговорках, кры­ла­тых фразах, афоризмах.

К обобщённо-личным от­но­сят­ся и пред­ло­же­ния типа Вы­хо­дишь иногда на улицу и удив­ля­ешь­ся прозрачности воздуха. Го­во­ря­щий для при­да­ния обобщённого смыс­ла вместо формы 1 лица упо­треб­ля­ет форму 2 лица.

 

4. Безличные предложения

Главный член без­лич­но­го предложения стоит в форме 3-го лица един­ствен­но­го числа (в на­сто­я­щем или бу­ду­щем времени изъ­яви­тель­но­го наклонения) или сред­не­го рода един­ствен­но­го числа (в про­шед­шем времени изъ­яви­тель­но­го наклонения и в услов­ном наклонении) – это так на­зы­ва­е­мая безличная форма.

 

Главный член без­лич­но­го предложения может быть схо­ден по струк­ту­ре с простым глагольным сказемым и выражается:

1) без­лич­ным глаголом, един­ствен­ная синтаксическая функ­ция которого – быть глав­ным членом без­лич­ных односоставных предложений:

Холодает / хо­ло­да­ло / будет холодать.

2) лич­ным глаголом в без­лич­ной форме:

Темнеет.

3) гла­го­лом быть и сло­вом нет в от­ри­ца­тель­ных предложениях:

Ветра не было / нет.

 

Главный член, сход­ный по струк­ту­ре с составным глагольным сказуемым, может иметь сле­ду­ю­щее выражение:

1) мо­даль­ный или фа­зис­ный глагол в без­лич­ной форме + инфинитив:

За окном стало темнеть.

2) глагол-связка быть в без­лич­ной форме (в наст. вр. в ну­ле­вой форме) + на­ре­чие + инфинитив:

Жаль / было жаль рас­ста­вать­ся с друзьями. Пора со­би­рать­ся в дорогу.

 

Главный член, сход­ный по струк­ту­ре с составным именным сказуемым, выражается:

1) глагол-связка в без­лич­ной форме + наречие:

Было жаль старика. На улице ста­но­ви­лось свежо .

2) глагол-связка в без­лич­ной форме + крат­кое страдательное причастие:

В ком­на­те было накурено .

Особую груп­пу среди без­лич­ных предложений об­ра­зу­ют инфинитивные предложения:

Ему зав­тра дежурить . Всем встать !

 

Безличные пред­ло­же­ния обозначают:

1) бес­субъ­ект­ные состояния, действующего лица нет и быть не может:

На улице темнеет.

2) действия, про­ис­хо­дя­щие помимо воли субъекта:

Меня знобит .

3) действия, при опи­са­нии которых само дей­ствие важнее, чем его производитель:

Волной смыло лодку.

 

БП

В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.

В доме не было порядка. Не слышно ни звука. Ничего не было известно. У него не было отца. Мне было жаль.

 

 

5. Назывные предложения

Назывное пред­ло­же­ние – это од­но­со­став­ное предложение с глав­ным членом-подлежащим. В на­зыв­ных предложениях со­об­ща­ет­ся о су­ще­ство­ва­нии и на­ли­чии предмета. Глав­ный член на­зыв­но­го предложения вы­ра­жа­ет­ся формой И. п. существительного:

Бессонница. Гомер. Тугие па­ру­са.

В со­став назывных пред­ло­же­ний могут вхо­дить указательные ча­сти­цы вон, вот, а для вве­де­ния эмоциональной оцен­ки –восклицательные ча­сти­цы ну и, какой, вот так:

Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!

Распространителями на­зыв­но­го предложения могут быть со­гла­со­ван­ные и не­со­гла­со­ван­ные определения:

Поздняя осень.

Пояснение · · Видеокурс ·

2
Задания Д8 № 3774

Выпишите грамматическую основу предложения 14.


(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости.

(3)Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

– (4)Не обращай внимания! — махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы. — (5)Собака у соседа!

– (6)Почему же она воет?

– (7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.

(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей...

(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.

(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.

– (20)Чудеса! — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.

– (22)Ты ко мне? (23)Странное, понимаешь, дело... (24)Янка с чужими... не особенно любезна. (25)А к тебе — вон как! (26)Заходи.

– (27)Я на минутку, по делу.

(28)Человек сразу стал серьёзным.

– (29)По делу? (30)Слушаю.

– (31)Собака ваша... Яна... (32)Воет целыми днями.

(33)Человек погрустнел.

– (34)Так... (35)Мешает, значит. (36)Тебя родители прислали?

– (37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?

– (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!

– (43)Я прихожу из школы в два часа... (44)Я бы мог гулять с ней после школы!

(45)Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.

– (46)Держи.

(47)Пришло время удивляться Валерке.

– (48)Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?

– (49)Ох, извини, пожалуйста, — мужчина протянул руку. — (50)Давай знакомиться! (51)Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.

– (52)Снегирёв Валерий, ученик 6-го «Б», — с достоинством ответил мальчишка.

– (53)Очень приятно! (54)Теперь порядок?

(55)Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, а потом она бежала за Валеркой до самой двери.

– (56)Собаки не ошибаются, не ошибаются... — бурчал себе под нос инженер Молчанов.

 

(По В. Железникову) *

 

* Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) — современный детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.

(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе.

1
Задания Д C2 № 644

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского журналиста Андрея Александровича Мирошниченко: «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка — устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Мирошниченко. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


2
Задания Д A4 № 3251

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ОБЪ­ЯВИТ ко­ли­че­ство букв и зву­ков сов­па­да­ет.
2) В слове ЩУП­ЛО­МУ все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти – мяг­ко­сти.
3) В слове РА­ДОСТ­НО зву­ков мень­ше, чем букв.
4) В слове СЕРЬЁЗНЫМ буква Ё обо­зна­ча­ет 2 звука.
Источник: Типовые экзаменационные варианты. И. П. ЦЫБУЛЬКО — 2013, вариант 10/12

3
Задания Д6 № 3360

Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант ABD92A
Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 9 № 7829

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Б. В. Шергина: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б. В. Шергина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Собаки не ошибаются, не ошибаются... — бурчал себе под нос инженер Молчанов».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант ABD92A
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое добро (доброта)
Тема сочинения 9.1: Синтаксис и лексика
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант ABD92A
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Правило: Грамматическая основа двусоставного предложения

ПОНЯТИЕ О ДВУСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

Двусоставном предложением называется простое предложение, в котором присутствуют оба главных члена: подлежащее и сказуемое, то есть состав подлежащего и состав сказуемого. При этом у каждого из главных членов могут быть зависящие от них слова (второстепенные члены) или их может не быть. Таким образом, двусоставное предложение может быть распространённым или нет. В двусоставном предложении также могут быть однородные главные члены или однородные второстепенные члены. Это не влияет на характеристику предложения.

Самую большую сложность представляет определить, двусоставное предложение или односоставное, если оно неполное.

 

Например, предложение Мы шли к морю и скоро оказались на каменистом выступе над пропастью двусоставное, так есть и подлежащее, и два сказуемых.

В сложном предложении каждое простое предложение следует рассматривать в отдельности.

Предикативная основа предложения (или грамматическая) не является словосочетанием. Связь между подлежащим и сказуемым принято называть координацией. Между главными членами существует взаимозависимость, и определить, какой из них главнее, невозможно.

 

БП

В двусоставном предложении подлежащее и сказуемое должны согласовываться между собой.

 

Согласование сказуемого с подлежащим осуществляется в числе, роде (для сказуемых, выраженных формами, имеющими родовую характеристику) и лице (при подлежащих, выраженных личными местоимениями и сказуемых в настоящем / будущем времени и повелительном наклонении).

Основные проблемы при согласовании сказуемого с подлежащим бывают связаны с согласованием по числу. Подлежащие, вызывающие подобные проблемы, можно разбить на три группы.

 

I. В подлежащем есть слова большинство, меньшинство, часть

В этом случае сказуемое ставится в единственном числе, если:

1) у этих слов в подлежащем нет зависимых слов:

Большинство решило идти в кино.

2) у них есть зависимое слово в единственном числе:

Большинство класса решило идти в кино.

3) в сказуемом стоит страдательное причастие:

Большинство класса было приглашено на день рождения.

Сказуемое ставится во множественном числе, если подчёркивается множественность или самостоятельность субъектов:

Большинство мальчиков и девочек решили идти в кино.

 

II. Подлежащее – числительное + существительное в родительном падеже

В этом случае сказуемое ставится в единственном числе, если

1) подчёркивается единство или совокупность:

В зал помещается сто человек.

2) обозначается время или пространство:

Прошло сорок лет.

3) числительное оканчивается на один:

Тридцать один человек поехал на экскурсию.

4) используются числительные (грамматически – существительные) тысяча, миллион, миллиард:

На концерт пришла тысяча человек.

Сказуемое ставится во множественном числе, если

1) в подлежащем числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре:

К нам подошли два парня.

2) у подлежащего есть определения все, эти, указанные и т. д.:

Все трое приглашённых пришли одновременно.

В остальных случаях сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

 

III. Подлежащее – оборот сущ. в И. п. +с+ сущ. в Т. п.

При этом сказуемое ставится во множественном числе, если подчёркивается самостоятельность и равноправность субъектов:

Брат с сестрой вернулись порознь.

Если основным производителем действия является лицо, выраженное именительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе, а подлежащим будет только существительное в И. п.:

Мать с ребёнком ходила к врачу.

 

 

Сказуемое согласуется с подлежащим в лице или роде.

Согласование в лице происходит в том случае, если сказуемое стоит в форме изъявительного наклонения настоящего/будущего времени и в повелительном наклонении. Сказуемое ставится в 1 лице при местоимениях я, мы, во 2-м при местоимениях ты, вы, в 3-м при местоимениях он, она, оно, они и существительных.

Согласование в роде происходит у сказуемого в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и в условном наклонении. Проблемы возникают в следующих случаях:

1) подлежащее имеет при себе приложение. При приложении – имени нарицательном– согласование происходит с главным словом:

Мама-учитель пришла домой.

При наличии имени собственного сказуемое в роде согласуется с ним (в этом случае собственное имя –подлежащее, нарицательное – приложение):

Врач Петрова принимала больных.

2) подлежащее – неизменяемое слово требует сказуемого в ср. р. ед. ч.:

По лесу разносилось «ау». К дому подъехало такси.

 

 

Несогласованное сказуемое характерно главным образом для разговорной речи и выражается

1) формой повелительного наклонения в значении условного наклонения или изъявительного наклонения прошедшего времени:

Приди он вовремя, ничего бы не случилось (=пришёл бы).

Я же и приди к нему не вовремя (= пришёл).

2) глагольной формой есть в значении 'имеется':

Есть человек, который думает иначе. Есть люди, которые думают иначе.

3) глаголом в форме инфинитива:

А он хохотать.

4) глаголом в междометной форме:

А шапка бац ему прямо в лицо.

Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задания Д8 № 3777

Выпишите грамматическую основу предложения 44.


(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!

(4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к самой стене — вот он там и сидел сначала, а потом лежал. (8)На пятый день его глаза подёрнулись белой плёнкой, но только Зыбин притронулся к нему, как он выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню.

(9)На панцире тоже появилось что-то вроде плесени.

(10)На седьмой день Зыбин утром сказал Лине:

– (11)Всё, больше я не могу — вечером я его выпущу.

(12)Она ответила:

– (13)И я пойду с вами.

(14)Они договорились встретиться на набережной.

(15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:

– (18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать...

– (24)Слушай, — прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. — (25)Ещё бы день, и он был бы готов.

(26)Он закатал до колен брюки и вошёл в воду.

– (27)Да, — сказал он. — (28)Конечно! (29)Но больше я уже не могу. (30)У каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.

(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.

– (35)Мёртв, — сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.

– (36)Да, — тяжело согласился он. — (37)Поздно. (38)Ещё вчера... — (39)Смотри, смотри!

(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42)Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.

– (45)Будет жить, — сказал Зыбин твёрдо.

(46)Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

(47)Тогда краб двинулся. (48)Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк. (49)Шёл и слегка шатался. (50)Прошёл немного и остановился.

– (51)Будет жить, — повторил Зыбин. — (52)Будет жить!

 

(По Ю. Домбровскому) *

 

* Домбровский Юрий Осипович (1909 — 1978) — русский прозаик, поэт, литературный критик.

(4)Краб неделю просидел под кроватью.

1
Задания Д C2 № 662

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Владимира Галактионовича Короленко: «Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Короленко.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


2
Задания Д A4 № 3252

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СТРАШ­НО все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти – мяг­ко­сти.
2) В слове НА­БЕ­РЕЖ­НОЙ все со­глас­ные звуки звон­кие.
3) В слове ВСТАЛ пер­вый звук – [ф].
4) В слове РЫБЁШКА буква Ё обо­зна­ча­ет один звук.
Источник: Типовые экзаменационные варианты. И. П. ЦЫБУЛЬКО — 2013, вариант 11/12

3
Задания Д6 № 3358

Замените разговорное слово «страшно» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 992161
Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задание 9 № 7836

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г. Я. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Я. Солганика.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « — Будет жить, — повторил Зыбин. — Будет жить!»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 992161
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 992161
Пояснение · · Видеокурс ·

4
Задания Д8 № 3788

Выпишите грамматическую основу предложения 13.


(1)Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции — благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.

(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.

(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого — классическим рыжим. (11)Стриженая голова, отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом. (12)К тому же — очкарик.

(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября — несильно и назидательно — на большой перемене. (14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин — те не снизошли, — а их подпевалы и подвывалы. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья — самый высокий в классе! — поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.

(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.

(19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.

(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.

(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно — как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу в равной степени интересны. (27)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

 

(По Л. Улицкой) *

 

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) — современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.

(1)Илья и Саня вместе учились с первого класса.

1
Задания Д A4 № 3255

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НЕ­ИЗ­ВЕСТ­НО 4 слога.
2) В слове КАЖ­ДЫЙ все со­глас­ные звуки твёрдые.
3) В слове БУ­ТЕР­БРОД по­след­ний со­глас­ный звук – [т].
4) В слове ПА­ЯС­НИ­ЧАЛ 10 зву­ков.
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д6 № 3330

Замените разговорное слово «поколотили» из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 8CEBB1
Пояснение · · Видеокурс ·

3
Задание 9 № 7828

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В. Г. Короленко: «Русский язык ... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Короленко.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 8CEBB1
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое дружба
Тема сочинения 9.1: Значение слова
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 8CEBB1
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Правило: Грамматическая основа односоставного предложения.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Односоставное пред­ло­же­ние —это простое предложение, в котором имеется толь­ко один из глав­ных членов. Глав­ный член в нём независим, по­это­му не­кор­рект­ным было бы ха­рак­те­ри­зо­вать глав­ный член лю­бо­го од­но­со­став­но­го пред­ло­же­ния в тер­ми­нах дву­со­став­но­го – как ска­зу­е­мое или подлежащее. Од­на­ко в школь­ной прак­ти­ке со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ная клас­си­фи­ка­ция од­но­со­став­ных предложений: с глав­ным чле­ном – ска­зу­е­мым и с глав­ным чле­ном – подлежащим:

 

односоставное пред­ло­же­ние с глав­ным членом
сказуемымподлежащим
неопределенно-личноеопределённо-личноеобобщённо-личноебезличноеназывное

 

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ

1. В определённо-личных предложениях глав­ный член вы­ра­жен глаголом в форме 1 и 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го наклонения (в на­сто­я­щем и в бу­ду­щем времени), и в по­ве­ли­тель­ном наклонении; про­из­во­ди­тель действия определён и может быть на­зван личными ме­сто­име­ни­я­ми 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:

Иди сюда. Иду на улицу. Пойдёмте в кино.

 

2. В неопределённо-личных предложениях глав­ный член вы­ра­жа­ет­ся глаголом в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа (настоящего и бу­ду­ще­го времени в изъ­яви­тель­ном наклонении и в по­ве­ли­тель­ном наклонении), фор­мой множественного числа про­шед­ше­го времени изъ­яви­тель­но­го наклонения и ана­ло­гич­ной формой услов­но­го наклонения глагола. Про­из­во­ди­тель действия в этих пред­ло­же­ни­ях неизвестен или неважен:

В дверь сту­чат / постучали. Пусть стучат. Если бы сту­ча­ли громче, я бы услышал.

 

3. В обобщённо-личных предложениях го­во­рит­ся о действии, ко­то­рое приписывается всём и каж­до­му в отдельности. В этих пред­ло­же­ни­ях главный член вы­ра­жен так же, как в определённо– или неопределённо-личном предложении: гла­го­лом в форме 2 лица един­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го и по­ве­ли­тель­но­го наклонений или в форме 3 лица мно­же­ствен­но­го числа изъ­яви­тель­но­го наклонения:

Любишь ка­тать­ся – люби и са­ноч­ки возить. Цып­лят по осени считают.

Такие пред­ло­же­ния представлены в пословицах, поговорках, кры­ла­тых фразах, афоризмах.

К обобщённо-личным от­но­сят­ся и пред­ло­же­ния типа Вы­хо­дишь иногда на улицу и удив­ля­ешь­ся прозрачности воздуха. Го­во­ря­щий для при­да­ния обобщённого смыс­ла вместо формы 1 лица упо­треб­ля­ет форму 2 лица.

 

4. Безличные предложения

Главный член без­лич­но­го предложения стоит в форме 3-го лица един­ствен­но­го числа (в на­сто­я­щем или бу­ду­щем времени изъ­яви­тель­но­го наклонения) или сред­не­го рода един­ствен­но­го числа (в про­шед­шем времени изъ­яви­тель­но­го наклонения и в услов­ном наклонении) – это так на­зы­ва­е­мая безличная форма.

 

Главный член без­лич­но­го предложения может быть схо­ден по струк­ту­ре с простым глагольным сказемым и выражается:

1) без­лич­ным глаголом, един­ствен­ная синтаксическая функ­ция которого – быть глав­ным членом без­лич­ных односоставных предложений:

Холодает / хо­ло­да­ло / будет холодать.

2) лич­ным глаголом в без­лич­ной форме:

Темнеет.

3) гла­го­лом быть и сло­вом нет в от­ри­ца­тель­ных предложениях:

Ветра не было / нет.

 

Главный член, сход­ный по струк­ту­ре с составным глагольным сказуемым, может иметь сле­ду­ю­щее выражение:

1) мо­даль­ный или фа­зис­ный глагол в без­лич­ной форме + инфинитив:

За окном стало темнеть.

2) глагол-связка быть в без­лич­ной форме (в наст. вр. в ну­ле­вой форме) + на­ре­чие + инфинитив:

Жаль / было жаль рас­ста­вать­ся с друзьями. Пора со­би­рать­ся в дорогу.

 

Главный член, сход­ный по струк­ту­ре с составным именным сказуемым, выражается:

1) глагол-связка в без­лич­ной форме + наречие:

Было жаль старика. На улице ста­но­ви­лось свежо .

2) глагол-связка в без­лич­ной форме + крат­кое страдательное причастие:

В ком­на­те было накурено .

Особую груп­пу среди без­лич­ных предложений об­ра­зу­ют инфинитивные предложения:

Ему зав­тра дежурить . Всем встать !

 

Безличные пред­ло­же­ния обозначают:

1) бес­субъ­ект­ные состояния, действующего лица нет и быть не может:

На улице темнеет.

2) действия, про­ис­хо­дя­щие помимо воли субъекта:

Меня знобит .

3) действия, при опи­са­нии которых само дей­ствие важнее, чем его производитель:

Волной смыло лодку.

 

БП

В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.

В доме не было порядка. Не слышно ни звука. Ничего не было известно. У него не было отца. Мне было жаль.

 

 

5. Назывные предложения

Назывное пред­ло­же­ние – это од­но­со­став­ное предложение с глав­ным членом-подлежащим. В на­зыв­ных предложениях со­об­ща­ет­ся о су­ще­ство­ва­нии и на­ли­чии предмета. Глав­ный член на­зыв­но­го предложения вы­ра­жа­ет­ся формой И. п. существительного:

Бессонница. Гомер. Тугие па­ру­са.

В со­став назывных пред­ло­же­ний могут вхо­дить указательные ча­сти­цы вон, вот, а для вве­де­ния эмоциональной оцен­ки –восклицательные ча­сти­цы ну и, какой, вот так:

Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!

Распространителями на­зыв­но­го предложения могут быть со­гла­со­ван­ные и не­со­гла­со­ван­ные определения:

Поздняя осень.


5
Задания Д8 № 3790

Выпишите грамматическую основу предложения 29.


(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.

– (2)А где вас ранило? — спрашивали ребята.

– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.

(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой — почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.

(7)Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...

(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.

(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.

(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?

(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель — и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать. (24)Да и сами они только этого и желали.

(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.

(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других — юность, у третьих — жизнь.

 

(По Л. Улицкой) *

 

* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) — современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.

(2)А где вас ранило? — спрашивали ребята.

1
Задания Д A4 № 3249

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СЧА­СТЬЕ все со­глас­ные звуки глу­хие.
2) В слове ВПРЯМЬ пер­вый звук – [ф].
3) В слове УЧИ­ТЕЛЬ мяг­кость со­глас­но­го [л’] на пись­ме обо­зна­че­на бук­вой Ь (мяг­кий знак) .
4) В слове ДЕТ­СТВА зву­ков мень­ше, чем букв.
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д6 № 3350

Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант F4CD3A

3
Задание 9 № 7838

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других — юность, у третьих — жизнь».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант F4CD3A
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое сила духа
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант F4CD3A
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Правило: Подлежащее. Способы его выражения

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения; который называет то, о чём говорится в

предложении.

В роли этого члена предложения может выступать как одно слово, так и словосочетание.

Подлежащее – одно слово:

1) слова разных частей речи в предметном значении:

– существительное в именительном падеже:

Идёт дождь.

– местоимение-существительное в именительном падеже:

Я люблю осень.

Всё произошло быстро.

– прилагательное в функции существительного (субстантивированное) в именительном падеже:

Бородатый оглянулся.

– причастие в функции существительного (субстантивированное) в именительном падеже.:

Сидящий поднял голову.

– наречие:

Твои завтра мне надоели.

– междометие:

По лесу разносилось «ау».

2) количественные числительные в количественном (непредметном) значении:

Десять не делится на три без остатка.

3) инфинитив со значением действия или состояния:

Учиться – дело нужное.

Местоположение подлежащего, выраженного инфинитивом, в предложении не закреплено (например, за абсолютным началом предложения); ср.: Дело нужное – учиться. Если в предложении один из главных членов выражен существительным в И. п. , а другой –инфинитивом, то инфинитив будет выступать как подлежащее.

4) слово любой части речи в любой грамматической форме, если в предложении о нём выносится суждение как о языковой единице: Иди – форма повелительного наклонения глагола; Не – отрицательная частица.

 

Подлежащее – словосочетание:

1. Подлежащее – фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание:

1) конструкция структуры А с Б (И. п. существительного (местоимения) + с + Т. п. другого сущ. ) со значением совместности, если сказуемое стоит во мн. числе:

Брат с сестрой вернулись порознь – ср.: Мать с ребёнком ходила к врачу.

2) слово с количественным значением (колич. числит. , сущ. , наречие) + сущ. в Р. п.:

Прошло три года.

Куча вещей скопилась в углу.

У меня много работы.

3) при обозначении приблизительного количества подлежащее может быть выражено словосочетанием без И. п.:

Около / до тысячи человек вмещается в этом зале.

От пяти до десяти процентов студентов сдают сессию досрочно.

4) конструкция структуры А из Б (слово именной части речи в И. п. + из + существительное в Р. п. ) с выделительным значением:

Любой из них мог это сделать.

Трое из выпускников получили золотые медали.

Самый умный из учеников не смог решить эту задачу.

5) инфинитив + инфинитив / имя (объём такого подлежащего совпадает с объёмом составного глагольного или составного именного сказуемого ):

Быть грамотным престижно.

Хотеть стать грамотным естественно.

2. Подлежащее – фразеологизм:

Впадать в истерику на ровном месте было его любимым занятием.

У него золотые руки.


Пройти тестирование по этим заданиям