Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д8 № 3796
i

(1)  Я хочу по­ве­дать вам ис­то­рию, ко­то­рая во мно­гом опре­де­ли­ла моё от­но­ше­ние к миру.

(2)  Вся­кий раз, когда за­хо­дит раз­го­вор о людях, хо­ро­ши они или плохи, я вспо­ми­наю этот слу­чай из дет­ства.

(3)  Мы жили в де­рев­не. (4)  Од­на­ж­ды отец взял меня в город. (5)  Помню, мы ис­ка­ли обувь и зашли по до­ро­ге в книж­ный ма­га­зин. (6)  Там я уви­дел книгу. (7)  Я взял её в руки, на каж­дой стра­ни­це книги были боль­шие кар­тин­ки. (8)  Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он по­смот­рел на цену и ска­зал: «В дру­гой раз купим». (9)  Книга была до­ро­гой.

(10)  Дома я целый вечер го­во­рил толь­ко о книге. (11)  И вот через две не­де­ли отец дал мне день­ги.

(12)  Когда мы шли к ма­га­зи­ну, мне было страш­но: а вдруг книга уже про­да­на? (13)  Нет, книга ле­жа­ла на месте.

(14)  Мы сели в вагон дач­но­го по­ез­да, и все, ра­зу­ме­ет­ся, сразу за­ме­ти­ли, какую книгу я везу. (15)  Мно­гие пас­са­жи­ры са­ди­лись рядом, чтобы по­смот­реть кар­тин­ки. (16)  Весь вагон ра­до­вал­ся моей по­куп­ке, и на пол­ча­са я стал цен­тром вни­ма­ния.

(17)  Когда поезд отошёл от оче­ред­ной стан­ции, я по­ста­вил книгу на от­кры­тое окно и стал смот­реть на лес, на поля и луга, ко­то­рые мель­ка­ли за окном. (18)  И вдруг  — о ужас! (19)  Книга ис­чез­ла между двой­ны­ми ок­на­ми ва­го­на. (20)  Ещё не по­ни­мая серьёзно­сти по­ло­же­ния, я замер и ис­пу­ган­но смот­рел на отца, на со­се­да-лётчика, ко­то­рый пы­тал­ся до­стать книгу. (21)  Через ми­ну­ту уже весь вагон по­мо­гал нам.

(22)  А поезд бежал, и вот уже скоро наша стан­ция. (23)  Я пла­кал, не желая вы­хо­дить из ва­го­на, тогда лётчик обнял меня и ска­зал:

—  (24)  Ни­че­го, поезд ещё долго будет идти. (25)  Мы обя­за­тель­но до­ста­нем книгу и пришлём тебе. (26)  Скажи мне, где ты живёшь?

(27)  Я пла­кал и не мог го­во­рить. (28)  Отец дал лётчику адрес. (29)  На дру­гой день, когда отец вер­нул­ся с ра­бо­ты, он принёс книгу.

—  (30)  До­стал?

—  (31)  До­стал,  — за­сме­ял­ся отец.

(32)  Это была та самая книга. (33)  Я был на седь­мом небе от сча­стья и засыпáл с кни­гой в руках.

(34)  А через не­сколь­ко дней пришёл поч­та­льон и принёс нам боль­шой пакет. (35)  В па­ке­те была книга и за­пис­ка от лётчика: (36)  «Я же го­во­рил, что мы до­ста­нем её».

(37)  А ещё через день опять пришёл поч­та­льон и опять принёс пакет, а потом ещё два па­ке­та, и ещё три: семь оди­на­ко­вых кни­жек.

(38)  С того вре­ме­ни про­шло почти 30 лет. (39)  Книж­ки в войну по­те­ря­лись. (40)  Но оста­лось самое глав­ное  — хо­ро­шая па­мять о людях, ко­то­рых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)  Оста­лась уве­рен­ность: бес­ко­рыст­ных и хо­ро­ших людей боль­ше, чем пло­хих, и жизнь дви­жет­ся вперёд не тем, что в че­ло­ве­ке пло­хо­го, а тем, что есть в нём хо­ро­ше­го.

 

(По В. Пес­ко­ву) *

 

* Пес­ков Ва­си­лий Ми­хай­ло­вич (род. в 1930 г.)  — пи­са­тель, жур­на­лист, пу­те­ше­ствен­ник.

Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 9.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние (см. также Правило ниже).

Под­ле­жа­щее КНИГА и ска­зу­е­мое БЫЛА ДО­РО­ГОЙ со­став­лют грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния.

Если взять толь­ко книга была, по­лу­чит­ся утвер­жде­ние, что сей­час её нет. Смысл же пред­ло­же­ния дру­гой: ука­зать, что книга была ДО­РО­ГОЙ. Со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое.

В слу­чае за­труд­не­ний об­ра­ти­тесь к пра­ви­лу, при­креплённому к за­да­нию.

 

Ответ: кни­га­бы­ла­до­ро­гой.

Правило: Син­так­сис. Ска­зу­е­мое. Типы ска­зу­е­мо­го

Ска­зу­е­мое. Типы ска­зу­е­мо­го.

 

Ска­зу­е­мое – глав­ный член дву­со­став­но­го пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий дей­ствие или при­знак того, что вы­ра­же­но под­ле­жа­щим.

Ска­зу­е­мое имеет лек­си­че­ское зна­че­ние (име­ну­ет то, что со­об­ща­ет­ся о ре­а­лии, на­зван­ной в под­ле­жа­щем) и грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (ха­рак­те­ри­зу­ет вы­ска­зы­ва­ние с точки зре­ния ре­аль­но­сти или ир­ре­аль­но­сти и со­от­несённо­сти вы­ска­зы­ва­ния с мо­мен­том речи, что вы­ра­жа­ет­ся фор­ма­ми на­кло­не­ния гла­го­ла, а в изъ­яви­тель­ном на­кло­не­нии – и вре­ме­ни).

Су­ще­ству­ют три ос­нов­ных типа ска­зу­е­мых: про­стое гла­голь­ное, со­став­ное гла­голь­ное и со­став­ное имен­ное.

 

1. Про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, спо­со­бы его вы­ра­же­ния

Про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое (ПГС) может вы­ра­жать­ся од­но­слов­но и не­од­но­слов­но.

ПГС – одно слово:

1) гла­гол в спря­га­е­мой форме, то есть форме од­но­го из на­кло­не­ний; в этих слу­ча­ях ска­зу­е­мое со­гла­су­ет­ся

с под­ле­жа­щим:

Он читал / чи­та­ет / будет чи­тать / читал бы / пусть чи­та­ет эту книгу.

2) гла­голь­ное меж­до­ме­тие или ин­фи­ни­тив; со­гла­со­ва­ние ска­зу­е­мо­го с под­ле­жа­щим от­сут­ству­ет:

А шапка бац прямо на пол. Как за­иг­ра­ет му­зы­ка, маль­чон­ка сразу пля­сать.

ПГС— сло­во­со­че­та­ние:

1. ПГС – фра­зео­ло­ги­че­ски сво­бод­ное, но син­так­си­че­ски свя­зан­ное сло­во­со­че­та­ние – может иметь сле­ду­ю­щее стро­е­ние и ти­по­вое зна­че­ние:

1) по­вто­ре­ние гла­голь­ной формы для ука­за­ния на дли­тель­ность дей­ствия:

Я иду, иду, а до леса ещё да­ле­ко.

2) по­вто­ре­ние гла­голь­ной формы с ча­сти­цей так для ука­за­ния на ин­тен­сив­ное или пол­но­стью осу­ществлённое дей­ствие:

Вот уж ска­зал так ска­зал.

3) по­вто­ре­ние од­но­го и того же гла­го­ла в раз­ных фор­мах или од­но­ко­рен­ных гла­го­лов для уси­ле­ния зна­че­ния ска­зу­е­мо­го:

Сам спать не спит и дру­гим не даёт.

Жду не до­ждусь весны.

4) смыс­ло­вой гла­гол с вспо­мо­га­тель­ной гла­голь­ной фор­мой, утра­тив­шей или осла­бив­шей своё лек­си­че­ское зна­че­ние и вно­ся­щей в пред­ло­же­ние до­пол­ни­тель­ные смыс­ло­вые от­тен­ки:

А он возь­ми да и скажи / знай себе рас­пе­ва­ет.

5) два гла­го­ла в оди­на­ко­вой грам­ма­ти­че­ской форме для обо­зна­че­ния дей­ствия и его цели:

Пойду по­гу­ляю в саду.

6) гла­гол с ча­сти­цей было, вно­ся­щей зна­че­ние не­со­сто­яв­ше­го­ся дей­ствия:

Я со­брал­ся было в кино, но не пошёл.

7) кон­струк­ция со зна­че­ни­ем ин­тен­сив­но­сти дей­ствия:

Он толь­ко и де­ла­ет, что спит.

2. ПГС-фра­зео­ло­гизм обо­зна­ча­ет еди­ное дей­ствие, не­рас­чле­ни­мое по смыс­лу на дей­ствие и его ма­те­ри­аль­ный объ­ект, в боль­шин­стве слу­ча­ев этот фра­зео­ло­гизм можно за­ме­нить на один гла­гол: при­нять уча­стие, прий­ти в себя, впасть в ярость, за­бить­тре­во­гу, иметь воз­мож­ность, иметь на­ме­ре­ние, иметь обык­но­ве­ние, иметь честь, иметь право; изъ­явить

же­ла­ние, го­реть же­ла­ни­ем, при­об­ре­сти при­выч­ку, по­чи­тать себя впра­ве, счесть не­об­хо­ди­мым и т. п.:

Он при­нял уча­стие в кон­фе­рен­ции (=участ­во­вал).

 

2. Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое

Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (СГС) имеет сле­ду­ю­щую струк­ту­ру:

при­ин­фи­ни­тив­ная часть + ин­фи­ни­тив.

Ин­фи­ни­тив вы­ра­жа­ет ос­нов­ное лек­си­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го – на­зы­ва­ет дей­ствие.

При­ин­фи­ни­тив­ная часть вы­ра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, а также до­пол­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку дей­ствия – ука­за­ние на его на­ча­ло, се­ре­ди­ну или конец (фа­зис­ное зна­че­ние) или воз­мож­ность, же­ла­тель­ность, сте­пень обыч­но­сти и дру­гие ха­рак­те­ри­сти­ки, опи­сы­ва­ю­щие от­но­ше­ние субъ­ек­та дей­ствия к этому дей­ствию (мо­даль­ное зна­че­ние).

Фа­зис­ное зна­че­ние вы­ра­жа­ет­ся гла­го­ла­ми стать, на­чать (на­чи­нать), при­нять­ся (при­ни­мать­ся), про­дол­жить (про­дол­жать), пе­ре­стать (пе­ре­ста­вать), пре­кра­тить (пре­кра­щать) и не­ко­то­ры­ми дру­ги­ми (чаще всего это си­но­ни­мы к при­ведённым сло­вам, ха­рак­тер­ные для раз­го­вор­но­го стиля речи):

Я начал / про­дол­жил / за­кон­чил чи­тать эту книгу.

Мо­даль­ное зна­че­ние может вы­ра­жать­ся

1) гла­го­ла­ми уметь, мочь, хо­теть, же­лать, ста­рать­ся, на­ме­ре­вать­ся, осме­лить­ся, от­ка­зать­ся, ду­мать, пред­по­чи­тать, при­вык­нуть, лю­бить, не­на­ви­деть, осте­ре­гать­ся и т. п.

2) гла­го­лом-связ­кой быть (в наст. вре­ме­ни в ну­ле­вой форме) + крат­ки­ми при­ла­га­тель­ны­ми рад, готов, обя­зан, дол­жен, на­ме­рен, спо­со­бен, а также на­ре­чи­я­ми и су­ще­стви­тель­ны­ми с мо­даль­ным зна­че­ни­ем:

Я был готов / не прочь / в со­сто­я­нии по­до­ждать.

Как в при­ин­фи­ни­тив­ной части, так и в по­зи­ции ин­фи­ни­ти­ва может быть упо­треблён фра­зео­ло­гизм:

Он горит не­тер­пе­ни­ем участ­во­вать в кон­фе­рен­ции (= хочет участ­во­вать) Он хочет при­нять уча­стие в кон­фе­рен­ции (= хочет участ­во­вать). Он горит не­тер­пе­ни­ем при­нять уча­стие в кон­фе­рен­ции (= хочет участ­во­вать).

Ослож­не­ние СГС про­ис­хо­дит за счёт до­пол­ни­тель­но­го упо­треб­ле­ния в его со­ста­ве мо­даль­но­го или фа­зис­но­го гла­го­ла:

Я начал хо­теть есть.

Я по­чув­ство­вал, что скоро могу на­чать хо­теть есть.

Осо­бый тип СГС пред­став­лен в пред­ло­же­ни­ях, глав­ные члены ко­то­рых вы­ра­же­ны гла­го­ла­ми в не­опре­делённой форме: Вол­ков бо­ять­ся – в лес не хо­дить. Вспо­мо­га­тель­ная часть таких ска­зу­е­мых не­ти­пич­на

для со­став­ных гла­голь­ных: она пред­став­ле­на гла­го­лом-связ­кой быть, ко­то­рый встре­ча­ет­ся в со­став­ных

имен­ных ска­зу­е­мых. Кроме быть, вспо­мо­га­тель­ная часть может быть пред­став­ле­на также гла­го­лом зна­чить, на­при­мер:

Не прий­ти – зна­чит оби­деть.

Не яв­ля­ют­ся со­став­ны­ми гла­голь­ны­ми ска­зу­е­мые, вы­ра­жен­ные:

1) со­став­ной фор­мой бу­ду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном на­кло­не­нии: Я

зав­тра буду ра­бо­тать;

2) со­че­та­ни­ем про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го с ин­фи­ни­ти­вом, за­ни­ма­ю­щим в пред­ло­же­нии по­зи­цию до-

пол­не­ния в слу­чае раз­ных субъ­ек­тов дей­ствия у спря­га­е­мой формы гла­го­ла и ин­фи­ни­ти­ва: Все про­си­ли её спеть (все про­си­ли, а спеть долж­на она);

3) со­че­та­ни­ем про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го с ин­фи­ни­ти­вом, ко­то­рый в пред­ло­же­нии яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством цели: Он вышел на улицу по­гу­лять.

Не­труд­но за­ме­тить, что во всех этих слу­ча­ях спря­га­е­мая форма гла­го­ла, сто­я­щая перед ин­фи­ни­ти­вом, не

имеет ни фа­зис­но­го, ни мо­даль­но­го зна­че­ния. По­дроб­нее о роли ин­фи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии. (ссыл­ка на квант 225)

 

3. Со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое

Со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое (СИС) имеет сле­ду­ю­щую струк­ту­ру:

при­и­мен­ная часть (связ­ка) + имен­ная часть.

Имен­ная часть вы­ра­жа­ет лек­си­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го.

При­и­мен­ная часть вы­ра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское или грам­ма­ти­че­ское и часть лек­си­че­ско­го зна­че­ния ска­зу­е­мо­го.

При­и­мен­ная часть бы­ва­ет:

1) от­влечённая: гла­гол быть (в зна­че­нии «яв­лять­ся», а не «на­хо­дить­ся» или «иметь­ся»), ко­то­рый вы­ра­жа­ет толь­ко грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го – на­кло­не­ние, время, лицо / род, число; в на­сто­я­щем вре­ме­ни от­влечённая связ­ка вы­сту­па­ет в ну­ле­вой форме:

Он сту­дент / был сту­ден­том.

2) по­лу­з­на­ме­на­тель­ная (по­лу­от­вле­чен­ная): гла­го­лы явить­ся(яв­лять­ся), бы­вать, ока­зать­ся (ка­зать­ся), пред­ста­вить­ся (пред­став­лять­ся), стать (ста­но­вить­ся),сде­лать­ся (де­лать­ся), остать­ся (оста­вать­ся), счи­тать­ся и др., ко­то­рые вы­ра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го и до­пол­ня­ют зна­че­ние, вы­ра­жа­е­мое имен­ной ча­стью; эти гла­го­лы обыч­но не упо­треб­ля­ют­ся без имен­ной части:

Он ока­зал­ся сту­ден­том.

Она ка­за­лась уста­лой.

3) зна­ме­на­тель­ная (пол­нознач­ная): гла­го­лы дви­же­ния, со­сто­я­ния, де­я­тель­но­сти идти, хо­дить, бе-

жать, вер­нуть­ся, си­деть, сто­ять, ле­жать, ра­бо­тать, жить и др.:

Мы вер­ну­лись домой уста­лые.

Он ра­бо­тал двор­ни­ком.

Он жил от­шель­ни­ком.

Зна­ме­на­тель­ная и по­лу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка при опре­де­ле­нии типа ска­зу­е­мо­го может быть за­ме­не­на на

от­влечённую.

Имен­ная часть может быть вы­ра­же­на од­но­слов­но и не­од­но­слов­но.

Од­но­слов­ное вы­ра­же­ние имен­ной части:

1) су­ще­стви­тель­ное в па­деж­ной форме, чаще в И. п. / Т. п.:

Он двор­ник / был двор­ни­ком.

Юбка была в клет­ку.

2) при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой форме, в форме любой из сте­пе­ней срав­не­ния:

Слова его были глупы.

Он стал выше отца.

Он самый вы­со­кий в клас­се.

3) пол­ное или крат­кое при­ча­стие:

Пись­мо не было рас­пе­ча­та­но.

4) ме­сто­име­ние:

Этот ка­ран­даш мой!

5) чис­ли­тель­ное:

Он был вось­мым в оче­ре­ди.

6) на­ре­чие:

Раз­го­вор будет на­чи­сто­ту.

Мне было жаль ста­ри­ка.

Не­од­но­слов­ное вы­ра­же­ние имен­ной части:

1) фра­зео­ло­ги­че­ски сво­бод­ное, но син­так­си­че­ски свя­зан­ное сло­во­со­че­та­ние может иметь сле­ду­ю­щее стро­е­ние:

а) слово с ко­ли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем + су­ще­стви­тель­ное в Р. п:

Маль­чик был пяти лет.

б) су­ще­стви­тель­ное с за­ви­си­мы­ми от него сло­ва­ми, если само су­ще­стви­тель­ное ма­ло­ин­фор­ма­тив­но, а смыс­ло­вой центр вы­ска­зы­ва­ния на­хо­дит­ся имен­но в за­ви­си­мых от имени сло­вах (само су­ще­стви­тель­ное в этом слу­чае может быть вы­бро­ше­но из пред­ло­же­ния почти без по­те­ри смыс­ла):

Он луч­ший уче­ник в клас­се.

2) фра­зео­ло­гизм:

Он был прит­чей во язы­цех.

Свя­зоч­ная часть также может быть вы­ра­же­на фра­зео­ло­гиз­мом:

Он имел вид смур­ной и рас­се­ян­ный – фра­зео­ло­гизм в свя­зоч­ной части;

Со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое, как и со­став­ное гла­голь­ное, может быть осложнённым за счёт вве­де­ния в

него мо­даль­но­го или фа­зис­но­го вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла:

Она хо­те­ла ка­зать­ся уста­лой;

Он по­сте­пен­но на­чи­нал ста­но­вить­ся спе­ци­а­ли­стом в этой об­ла­сти.

1
Тип 10 № 28308
i

Ана­лиз со­дер­жа­ния тек­ста.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1)  День­ги на книгу с кар­тин­ка­ми на­шлись толь­ко через две не­де­ли.

2)  Лётчик не сдер­жал обе­ща­ние при­слать маль­чи­ку книгу.

3)  Рас­сказ­чик со­жа­лел, что во время войны книги по­те­ря­лись.

4)  Не­зна­ко­мые люди, про­явив­шие со­чув­ствие и бес­ко­ры­стие, на­дол­го оста­лись в па­мя­ти рас­сказ­чи­ка.

5)  В те­че­ние не­сколь­ких дней поч­та­льон до­ста­вил маль­чи­ку семь оди­на­ко­вых книг.

 

При­ме­ча­ние.

Усло­вие 5 пунк­та из­ме­не­но в ОБЗ ФИПИ, было не­кор­рект­ным.


2
Тип 11 № 28821
i

Ана­лиз средств вы­ра­зи­тель­но­сти.

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм.

1)  Весь вагон ра­до­вал­ся моей по­куп­ке, и на пол­ча­са я стал цен­тром вни­ма­ния.

2)  Мы сели в вагон дач­но­го по­ез­да, и все, ра­зу­ме­ет­ся, сразу за­ме­ти­ли, какую книгу я везу.

3)  Книга ис­чез­ла между двой­ны­ми ок­на­ми ва­го­на.

4)  Я был на седь­мом небе от сча­стья и засыпáл с кни­гой в руках.

5)  А поезд бежал, и вот уже скоро наша стан­ция.


3
Тип 12 № 28850
i

Лек­си­че­ский ана­лиз.

В пред­ло­же­ни­ях 1–7 най­ди­те ан­то­ни­мы (ан­то­ни­ми­че­скую пару). Вы­пи­ши­те эти ан­то­ни­мы.


4
Тип 13 № 40951
i

Ис­поль­зуя про­чи­тан­ный текст, вы­пол­ни­те на от­дель­ном листе ТОЛЬ­КО ОДНО из за­да­ний (1, 2 или 3). Перед на­пи­са­ни­ем со­чи­не­ния за­пи­ши­те номер вы­бран­но­го за­да­ния (1, 2 или 3).

 

1.  На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «В каких целях автор ис­поль­зо­вал в тек­сте раз­ные виды ска­зу­е­мо­го?».

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии два при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния. При­во­дя при­ме­ры, Вы мо­же­те ис­поль­зо­вать раз­лич­ные спо­со­бы об­ра­ще­ния к про­чи­тан­но­му тек­сту.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный или пе­ре­ска­зан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

2.  На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «Оста­лась уве­рен­ность: бес­ко­рыст­ных и хо­ро­ших людей боль­ше, чем пло­хих, и жизнь дви­жет­ся вперёд не тем, что в че­ло­ве­ке пло­хо­го, а тем, что есть в нём хорошего».

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

3.  На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Как ха­рак­те­ри­зу­ет че­ло­ве­ка бес­ко­рыст­ность?». Дайте обос­но­ван­ный ответ на во­прос, сфор­му­ли­ро­ван­ный в теме со­чи­не­ния.

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии два при­ме­ра, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер  — из про­чи­тан­но­го тек­ста, а дру­гой  — из про­чи­тан­но­го тек­ста или из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. (Не учи­ты­ва­ют­ся при­ме­ры, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра и дру­гие по­доб­ные виды пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции.) При­во­дя при­ме­ры, Вы мо­же­те ис­поль­зо­вать раз­лич­ные спо­со­бы об­ра­ще­ния к про­чи­тан­но­му тек­сту.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


5
Тип Д A4 № 3257
i

Ука­жи­те оши­боч­ное суж­де­ние.

1) В слове ДЕНЬ­ГИ все со­глас­ные звуки мяг­кие.
2) В слове ПÓЕЗДА оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство глас­ных и со­глас­ных зву­ков.
3) В слове СЕРЬЁЗНО­СТИ буква Ё обо­зна­ча­ет 2 звука.
4) В слове ПОЕЗД по­след­ний звук — [т].

6
Тип Д A2 № 3328
i

Ука­жи­те, в каком зна­че­нии упо­треб­ля­ет­ся в тек­сте слово «ис­то­рия» (пред­ло­же­ние 1).

1) ле­то­пись
2) скан­дал
3) слу­чай
4) хро­ни­ка

7
Тип Д6 № 3359
i

За­ме­ни­те книж­ное слово «по­ве­дать» из пред­ло­же­ния 1 сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом. На­пи­ши­те этот си­но­ним.


8
Тип Д9 № 3759
i

Среди пред­ло­же­ний 17–21 най­ди­те пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


9
Тип Д7 № 3761
i

За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «книж­ный ма­га­зин» (пред­ло­же­ние 5), по­стро­ен­ное на ос­но­ве со­гла­со­ва­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.


10
Тип Д14 № 3801
i

Среди пред­ло­же­ний 37–41 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с бес­со­юз­ной и со­юз­ной со­чи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной свя­зью между ча­стя­ми. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


11
Тип Д12 № 3814
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

А поезд бежал,(1) и вот уже скоро наша стан­ция. Я пла­кал,(2) не желая вы­хо­дить из ва­го­на,(3) тогда лётчик обнял меня и ска­зал:

– Ни­че­го,(4) поезд ещё долго будет идти. Мы обя­за­тель­но до­ста­нем книгу и пришлём тебе. Скажи мне,(5) где ты живёшь?


12
Тип Д13 № 3830
i

Среди пред­ло­же­ний 12–17 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с не­од­но­род­ным (па­рал­лель­ным) под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.


13
Тип Д11 № 3877
i

Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 2. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.


14
Тип Д A5 № 4638
i

Ука­жи­те слово с че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной в корне.

1) обя­за­тель­но
2) замер
3) по­те­ря­лись
4) бе­жа­ли

15
Тип Д4 № 4642
i

Из пред­ло­же­ний 38—41 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки за­ви­сит от глу­хо­сти  — звон­ко­сти по­сле­ду­ю­ще­го со­глас­но­го.


16
Тип Д5 № 4675
i

Из пред­ло­же­ний 10—16 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В крат­ком стра­да­тель­ном при­ча­стии про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся Н».


17
Тип Д10 № 5051
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые при ввод­ном слове.

 

Когда мы шли к ма­га­зи­ну,(1)мне было страш­но: а вдруг книга уже про­да­на? Нет,(2)книга ле­жа­ла на месте.

Мы сели в вагон дач­но­го по­ез­да,(3) и все,(4) ра­зу­ме­ет­ся,(5) сразу за­ме­ти­ли, какую книгу я везу.


18
Тип Д2 № 5484
i

В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «По­че­му рас­сказ­чи­ку за­пом­ни­лась ис­то­рия с кни­гой?»

 

1)  По­то­му что со­вер­шен­но бес­плат­но маль­чик стал об­ла­да­те­лем семи до­ро­гих книг.

2)  По­то­му что лётчик сдер­жал своё обе­ща­ние.

3)  По­то­му что рас­сказ­чик со­жа­лел, что во время войны книги по­те­ря­лись.

4)  По­то­му что не­зна­ко­мые люди про­яви­ли со­чув­ствие и бес­ко­ры­стие.


19
Тип Д3 № 5828
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм.

 

1)  Я хочу по­ве­дать вам ис­то­рию, ко­то­рая во мно­гом опре­де­ли­ла моё от­но­ше­ние к миру.

2)  Мы сели в вагон дач­но­го по­ез­да, и все, ра­зу­ме­ет­ся, сразу за­ме­ти­ли, какую книгу я везу.

3)  Книга ис­чез­ла между двой­ны­ми ок­на­ми ва­го­на.

4)  Я был на седь­мом небе от сча­стья и засыпáл с кни­гой в руках.


20
Тип Д9 C2 № 7826
i

Ис­поль­зуя про­чи­тан­ный текст, вы­пол­ни­те на от­дель­ном листе ТОЛЬ­КО ОДНО из за­да­ний: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед на­пи­са­ни­ем со­чи­не­ния за­пи­ши­те номер вы­бран­но­го за­да­ния: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста А. И. Горш­ко­ва: «Вы­ра­зи­тель­ность  — это свой­ство ска­зан­но­го или на­пи­сан­но­го своей смыс­ло­вой фор­мой при­вле­кать осо­бое вни­ма­ние чи­та­те­ля, про­из­во­дить на него силь­ное впе­чат­ле­ние».

Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми А. И. Горш­ко­ва.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

9.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «Оста­лась уве­рен­ность: бес­ко­рыст­ных и хо­ро­ших людей боль­ше, чем пло­хих, и жизнь дви­жет­ся вперёд не тем, что в че­ло­ве­ке пло­хо­го, а тем, что есть в нём хо­ро­ше­го».

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

9.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния ДРА­ГО­ЦЕН­НЫЕ КНИГИ?

Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое дра­го­цен­ные книги», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой  — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год)

21
Тип Д15 C15 № 28676
i

Ис­поль­зуя про­чи­тан­ный текст, вы­пол­ни­те на от­дель­ном листе ТОЛЬ­КО ОДНО из за­да­ний (1, 2 или 3). Перед на­пи­са­ни­ем со­чи­не­ния за­пи­ши­те номер вы­бран­но­го за­да­ния (1, 2 или 3).

 

1.  На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста Алек­сандра Ива­но­ви­ча Горш­ко­ва: «Вы­ра­зи­тель­ность  — это свой­ство ска­зан­но­го или на­пи­сан­но­го своей смыс­ло­вой фор­мой при­вле­кать осо­бое вни­ма­ние чи­та­те­ля, про­из­во­дить на него силь­ное впе­чат­ле­ние».

Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те два при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

2.  На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «Оста­лась уве­рен­ность: бес­ко­рыст­ных и хо­ро­ших людей боль­ше, чем пло­хих, и жизнь дви­жет­ся вперёд не тем, что в че­ло­ве­ке пло­хо­го, а тем, что есть в нём хорошего».

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии два при­ме­ра-ил­лю­стра­ции из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.

При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

3.  На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Как ха­рак­те­ри­зу­ет че­ло­ве­ка бес­ко­рыст­ность?». Дайте обос­но­ван­ный ответ на во­прос, сфор­му­ли­ро­ван­ный в теме со­чи­не­ния.

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии два при­ме­ра, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер  — из про­чи­тан­но­го тек­ста, а дру­гой  — из про­чи­тан­но­го тек­ста или из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. (Не учи­ты­ва­ют­ся при­ме­ры, ис­точ­ни­ка­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ко­микс, аниме, манга, фан­фик, гра­фи­че­ский роман, ком­пью­тер­ная игра и дру­гие по­доб­ные виды пред­став­ле­ния ин­фор­ма­ции.) При­во­дя при­ме­ры, Вы мо­же­те ис­поль­зо­вать раз­лич­ные спо­со­бы об­ра­ще­ния к про­чи­тан­но­му тек­сту.

Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.

Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.

Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.