Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д8 № 3774

Выпишите грамматическую основу предложения 14.


(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная коллекция марок в классе. (2)Из-за этой коллекции и отправился Валерка Снегирёв к своему однокласснику в гости.

(3)Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

– (4)Не обращай внимания!  — махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая альбомы.  — (5)Собака у соседа!

– (6)Почему же она воет?

– (7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.

(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей...

(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.

(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.

– (20)Чудеса!  — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.

– (22)Ты ко мне? (23)Странное, понимаешь, дело... (24)Янка с чужими... не особенно любезна. (25)А к тебе  — вон как! (26)Заходи.

– (27)Я на минутку, по делу.

(28)Человек сразу стал серьёзным.

– (29)По делу? (30)Слушаю.

– (31)Собака ваша... Яна... (32)Воет целыми днями.

(33)Человек погрустнел.

– (34)Так... (35)Мешает, значит. (36)Тебя родители прислали?

– (37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?

– (39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!

– (43)Я прихожу из школы в два часа... (44)Я бы мог гулять с ней после школы!

(45)Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.

– (46)Держи.

(47)Пришло время удивляться Валерке.

– (48)Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?

– (49)Ох, извини, пожалуйста,  — мужчина протянул руку.  — (50)Давай знакомиться! (51)Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.

– (52)Снегирёв Валерий, ученик 6-го «Б»,  — с достоинством ответил мальчишка.

– (53)Очень приятно! (54)Теперь порядок?

(55)Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, а потом она бежала за Валеркой до самой двери.

– (56)Собаки не ошибаются, не ошибаются...  — бурчал себе под нос инженер Молчанов.

 

(По В. Железникову) *

 

* Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) — современный детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.

1
Тип 9 № 7829

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Б. В. Шергина: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б. В. Шергина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Собаки не ошибаются, не ошибаются...  — бурчал себе под нос инженер Молчанов».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант ABD92A
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое добро (доброта)
Тема сочинения 9.1: Синтаксис и лексика

2
Задания Д C2 № 644

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского журналиста Андрея Александровича Мирошниченко: «Некоторые учёные даже предлагают выделять два языка  — устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Мирошниченко. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


3
Задания Д A4 № 3251

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ОБЪ­ЯВИТ ко­ли­че­ство букв и зву­ков сов­па­да­ет.
2) В слове ЩУП­ЛО­МУ все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти – мяг­ко­сти.
3) В слове РА­ДОСТ­НО зву­ков мень­ше, чем букв.
4) В слове СЕРЬЁЗНЫМ буква Ё обо­зна­ча­ет 2 звука.
Источник: Типовые экзаменационные варианты. И. П. ЦЫБУЛЬКО — 2013, вариант 10/12

4
Задания Д6 № 3360

Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант ABD92A
Пояснение · ·
Спрятать пояснение

Пояснение (см. также Правило ниже).

ТРИ ОКНА  — подлежащее, БЫЛИ ТЕМНЫ  — сказуемое.

 

Ответ: три окна были темны.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант ABD92A
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Правило: Грамматическая основа двусоставного предложения

ПОНЯТИЕ О ДВУСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

Двусоставном предложением называется простое предложение, в котором присутствуют оба главных члена: подлежащее и сказуемое, то есть состав подлежащего и состав сказуемого. При этом у каждого из главных членов могут быть зависящие от них слова (второстепенные члены) или их может не быть. Таким образом, двусоставное предложение может быть распространённым или нет. В двусоставном предложении также могут быть однородные главные члены или однородные второстепенные члены. Это не влияет на характеристику предложения.

Самую большую сложность представляет определить, двусоставное предложение или односоставное, если оно неполное.

 

Например, предложение Мы шли к морю и скоро оказались на каменистом выступе над пропастью двусоставное, так есть и подлежащее, и два сказуемых.

В сложном предложении каждое простое предложение следует рассматривать в отдельности.

Предикативная основа предложения (или грамматическая) не является словосочетанием. Связь между подлежащим и сказуемым принято называть координацией. Между главными членами существует взаимозависимость, и определить, какой из них главнее, невозможно.

 

БП

В двусоставном предложении подлежащее и сказуемое должны согласовываться между собой.

 

Согласование сказуемого с подлежащим осуществляется в числе, роде (для сказуемых, выраженных формами, имеющими родовую характеристику) и лице (при подлежащих, выраженных личными местоимениями и сказуемых в настоящем / будущем времени и повелительном наклонении).

Основные проблемы при согласовании сказуемого с подлежащим бывают связаны с согласованием по числу. Подлежащие, вызывающие подобные проблемы, можно разбить на три группы.

 

I. В подлежащем есть слова большинство, меньшинство, часть

В этом случае сказуемое ставится в единственном числе, если:

1) у этих слов в подлежащем нет зависимых слов:

Большинство решило идти в кино.

2) у них есть зависимое слово в единственном числе:

Большинство класса решило идти в кино.

3) в сказуемом стоит страдательное причастие:

Большинство класса было приглашено на день рождения.

Сказуемое ставится во множественном числе, если подчёркивается множественность или самостоятельность субъектов:

Большинство мальчиков и девочек решили идти в кино.

 

II. Подлежащее – числительное + существительное в родительном падеже

В этом случае сказуемое ставится в единственном числе, если

1) подчёркивается единство или совокупность:

В зал помещается сто человек.

2) обозначается время или пространство:

Прошло сорок лет.

3) числительное оканчивается на один:

Тридцать один человек поехал на экскурсию.

4) используются числительные (грамматически – существительные) тысяча, миллион, миллиард:

На концерт пришла тысяча человек.

Сказуемое ставится во множественном числе, если

1) в подлежащем числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре:

К нам подошли два парня.

2) у подлежащего есть определения все, эти, указанные и т. д.:

Все трое приглашённых пришли одновременно.

В остальных случаях сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

 

III. Подлежащее – оборот сущ. в И. п. +с+ сущ. в Т. п.

При этом сказуемое ставится во множественном числе, если подчёркивается самостоятельность и равноправность субъектов:

Брат с сестрой вернулись порознь.

Если основным производителем действия является лицо, выраженное именительным падежом существительного, то сказуемое ставится в единственном числе, а подлежащим будет только существительное в И. п.:

Мать с ребёнком ходила к врачу.

 

 

Сказуемое согласуется с подлежащим в лице или роде.

Согласование в лице происходит в том случае, если сказуемое стоит в форме изъявительного наклонения настоящего/будущего времени и в повелительном наклонении. Сказуемое ставится в 1 лице при местоимениях я, мы, во 2-м при местоимениях ты, вы, в 3-м при местоимениях он, она, оно, они и существительных.

Согласование в роде происходит у сказуемого в форме прошедшего времени изъявительного наклонения и в условном наклонении. Проблемы возникают в следующих случаях:

1) подлежащее имеет при себе приложение. При приложении – имени нарицательном– согласование происходит с главным словом:

Мама-учитель пришла домой.

При наличии имени собственного сказуемое в роде согласуется с ним (в этом случае собственное имя –подлежащее, нарицательное – приложение):

Врач Петрова принимала больных.

2) подлежащее – неизменяемое слово требует сказуемого в ср. р. ед. ч.:

По лесу разносилось «ау». К дому подъехало такси.

 

 

Несогласованное сказуемое характерно главным образом для разговорной речи и выражается

1) формой повелительного наклонения в значении условного наклонения или изъявительного наклонения прошедшего времени:

Приди он вовремя, ничего бы не случилось (=пришёл бы).

Я же и приди к нему не вовремя (= пришёл).

2) глагольной формой есть в значении 'имеется':

Есть человек, который думает иначе. Есть люди, которые думают иначе.

3) глаголом в форме инфинитива:

А он хохотать.

4) глаголом в междометной форме:

А шапка бац ему прямо в лицо.

Спрятать пояснение · ·
Оксана Пшеничко 25.04.2015 13:24

Неверно указана грамматическая основа предложения в пояснении. Сравните, в предложении "три окна были темны", а в пояснении "три окошка темнели" (таких слов даже нет в предложении)

Татьяна Юдина

Да, это задание было изменено разработчиками ОБЗ. Исправлено.