Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д9 № 3802

Среди предложений 10–14 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.


(1)На первой перемене Жека укладывал в портфель учебники. (2)Мчавшаяся между партами Лисапета Вторая задела портфель  — он, перевернувшись, брякнулся об пол. (3)Из него покатились шариковые ручки, какие-то гвоздики и шурупы, а ещё веером разлетелась пачка больших цветных портретов.

(4)С неожиданной суетливостью Жека метнулся их подбирать, отталкивая любопытных. (5)Но кто-то успел поднять несколько глянцевых листов. (6)И здесь началось...

– (7)Ребята, он сдвинулся по фазе! (8)Он артисток собирает!

(9)Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу  — началась детская игра «А ну-ка, отними!»...

(10)Вошла учительница  — все кинулись по местам, и начался урок. (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!».

(12)Вера незаметно обернулась к Жеке. (13)Тот сидел сгорбясь  — локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком,  — взглядом упирался в одну точку  — от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок. (14)Просто дикарь, да и только.

(15)После урока Лисапета подскочила к Вере:

– (16)Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления! (17)Я видела на почтамте, как Жека отправлял толстые конверты!

– (18)Кому отправлял?

(19)Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться  — так она суетилась и вращалась. (20)Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.

– (21)Помнишь, в нашем классе училась Лиза Ракитина, которая на север уехала? (22)Вот этой Лизке он и отправлял письма!

– (23)Не врёшь?

– (24)Верка, я своими глазами видела: город Норильск, улица, дом, и вот такими буквами  — Е. Ракитиной!.. (25)Я специально подошла поближе, чтобы адрес прочитать! (26)Она уехала, а он, представь, страдает! (27)Вот завтра в классе посмеёмся!

– (28)Тебе его не жалко?

– (29)Хоть одну-то извилину надо иметь! (30)Кому нужны эти дурацкие тайны?  — фыркнула Лисапета.  — (31)И эта Лизка Ракитина тоже хороша! (32)Помню, как она собирала этих актёров, чьи фотографии из журнальчиков выстригала! (33)Мещанка!

– (34)Она совсем не мещанка. (35)Просто она плохо видит. (36)Сидит в кино, а видит одни пятна, и ей хотелось запомнить актёров... (37)Вот он и отправляет ей открытки любимых актёров… (38)А Лизка Ракитина больше не живёт в Норильске! (39)Опять переехала, а он, наверное, не знает.

(40)Лисапета вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север, к городу Норильску. (41)Летят, будто стая гусей. (42)Их сбивает ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно. (43)И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…

(По Э. Шиму) *

* Шим Эдуард Юрьевич (1930—2006) — русский советский писатель, драматург. Автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

1
Тип 9 № 7707

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста М. Н. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М. Н. Кожиной.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И ей почему-то стало очень жалко, что эти письма не дойдут до своего адресата…»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант C60C75
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое добро (доброта)

2
Задания Д A4 № 3246

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове СТАЯ 2 слога.
2) В слове УЧЕБ­НИ­КИ все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти– мяг­ко­сти.
3) В слове СЪЁЖИТЬ­СЯ 9 букв и 7 зву­ков.
4) В слове СО­СЕД­КЕ про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­но­го перед [к’].
Источник: Банк заданий ФИПИ

3
Задания Д6 № 3356

Замените разговорное слово «дурацкие» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант C60C75
Спрятать пояснение

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложении (11)Лисапета Вторая нацарапала записочку Вере, своей соседке по парте: «Жеку теперь засмеют!». обособленное приложение «своей соседке по парте».

 

Ответ: 11.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант C60C75
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Правило: Обособленное приложение

ОБОСОБ­ЛЕН­НОЕ ПРИ­ЛО­ЖЕ­НИЕ—это вы­де­лен­ное за­пя­ты­ми или тире при­ло­же­ние.

 

При­ло­же­ние вхо­дит в груп­пу из 4 слов, име­ю­щих от­но­ше­ние к ПРИ­ЗНА­КУ.

1. ПРИ­ЗНАК

2. ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НОЕ

3. ПРИ­ЧА­СТИЕ

4. ПРИ­ЛО­ЖЕ­НИЕ

 

ПРИ­ЛО­ЖЕ­НИЕ – это опре­де­ле­ние, ко­то­рое вы­ра­же­но име­нем су­ще­стви­тель­ным.

 

При­ло­же­ние по-но­во­му ха­рак­те­ри­зу­ет пред­мет, дает ему дру­гое на­зва­ние или ука­зы­ва­ет на сте­пень род­ства, на­ци­о­наль­ность, зва­ние, про­фес­сию, воз­раст и т. д. На­при­мер, город (какой?) Москва, сту­дент-пер­во­курс­ник, од­но­класс­ни­ки Сер­гея—Лёша и Мак­сим

 

При­ло­же­ние все­гда упо­треб­ля­ет­ся в том же па­де­же, что и су­ще­стви­тель­ное, к ко­то­ро­му оно от­но­сит­ся.

 

При­ло­же­ние может быть не­рас­про­странённым (со­сто­я­щим из од­но­го су­ще­стви­тель­но­го) и рас­про­странённым (со­сто­я­щим из су­ще­стви­тель­но­го с за­ви­си­мым сло­вом или сло­ва­ми).

 

В за­ви­си­мо­сти от раз­лич­ных усло­вий, при­ло­же­ние может обособ­лять­ся, то есть вы­де­лять­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния, или быть не­обособ­лен­ным. В за­да­нии 9 тре­бу­ет­ся найти обособ­лен­ные при­ло­же­ния. За­пом­ним, что для обособ­ле­ния при­ло­же­ний могут быть ис­поль­зо­ва­ны как тире, так и за­пя­тые.

 

Рас­смот­рим на при­ме­рах:

 

1. Дети, ма­лень­кие му­жи­ки-школь­ни­ки, рано на­чи­на­ли тру­до­вую жизнь, и дет­ство у них было укра­де­но. При­ло­же­ние му­жи­ки-школь­ни­ки с за­ви­си­мым сло­вом ма­лень­кие со­став­ля­ют рас­про­странённое при­ло­же­ние, с двух сто­рон вы­де­ле­но за­пя­ты­ми. Это при­ло­же­ние от­но­сит­ся к слову дети, по­яс­ня­ет его зна­че­ние, даёт ав­тор­скую оцен­ку.

 

2. Ли­са­пе­та Вто­рая на­ца­ра­па­ла за­пи­соч­ку Вере, своей со­сед­ке по парте: «Жеку те­перь за­сме­ют!» При­ло­же­ние со­сед­ке с за­ви­си­мы­ми сло­ва­ми своей и по парте со­став­ля­ет рас­про­странённое при­ло­же­ние, даёт нам по­нять, кто такая Вера, ха­рак­те­ри­зу­ет её.

 

3. И тогда со­сед­ский маль­чиш­ка, школь­ник, пер­вым решил ска­зать ему прав­ду. Не­рас­про­странённое при­ло­же­ние школь­ник уточ­ня­ет, кто такой маль­чиш­ка, какой он.

 

4. Это был свет­ля­чокма­лень­кая бу­ка­шеч­ка, и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку. Ин­фор­ма­цию о свет­ляч­ке (какой он?) пе­ре­даёт рас­про­странённое при­ло­же­ние. Осо­бен­но­стью дан­но­го обособ­ле­ния яв­ля­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние тире: оно ста­вит­ся, если при­ло­же­ние за­кан­чи­ва­ет пред­ло­же­ние, в дан­ном слу­чае при­ло­же­ние стоит в конце пер­во­го про­сто­го пред­ло­же­ния в со­ста­ве слож­но­го.

 

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что тире часто ис­поль­зу­ет­ся между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым. В чём раз­ни­ца? Об­ра­тим­ся к при­ме­рам. В пер­вом пред­ло­же­нии слово со­сед­ка яв­ля­ет­ся ска­зу­е­мым, его имен­ной ча­стью. Дру­го­го ска­зу­е­мо­го нет!

Верасо­сед­ка по парте.

Во вто­ром пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое есть, по­это­му эти же слова уже стали при­ло­же­ни­ем.

Об­ра­ти­лась к Вере, со­сед­ке по парте, с во­про­сом.

 

Очень важно по­ни­мать, что при­ло­же­ние— это не новый пред­мет или яв­ле­ние, не од­но­род­ный член по от­но­ше­нию к сво­е­му су­ще­стви­тель­но­му, а его ПРИ­ЗНАК. А чтобы на­гляд­но про­де­мон­стри­ро­вать важ­ность по­ста­нов­ки за­пя­тых или тире при при­ло­же­ни­ях, при­ведём такой при­мер.

По­про­буй­те со­счи­тать, сколь­ко людей было, если ска­за­но:

На день рож­де­ния при­шли отец с бра­том, сест­ра, Ма­ри­на, её по­дру­га, при­е­ха­ла тётя и пле­мян­ни­ки, Денис и Стас, кол­ле­ги по ра­бо­те.

А если вот так: На день рож­де­ния при­шли отец с бра­том, сест­ра, Ма­ри­на—её по­дру­га, при­е­ха­ли тётя и пле­мян­ни­ки—Денис и Стас, кол­ле­ги по ра­бо­те.

Так что, го­то­вясь от­прав­лять при­гла­ше­ние, учи­ты­вай­те, на­зы­ва­е­те ли вы РАЗ­НЫХ людей или всего лишь уточ­ня­е­те, кто они и какие.