СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Дополнительные задания часть 2

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д B9 № 4065

Среди предложений 32—36 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.


(1)Оско­лок сна­ря­да по­рвал стру­ны на скрип­ке. (2)Оста­лась толь­ко одна, по­след­няя. (3)За­пас­ных струн у му­зы­кан­та Его­ро­ва не было, до­стать их было негде, по­то­му что дело про­ис­хо­ди­ло осе­нью 1941 года на кро­хот­ном ост­ров­ке в Бал­тий­ском море, где со­вет­ские воины от­би­ва­ли не­пре­рыв­ные атаки нем­цев.

(4)Война за­ста­ла на ост­ро­ве не­сколь­ких актёров — муж­чин и жен­щин. (5)Днём муж­чи­ны вме­сте с бой­ца­ми рыли окопы и от­би­ва­ли не­мец­кие атаки, а жен­щи­ны пе­ре­вя­зы­ва­ли ра­не­ных и сти­ра­ли бой­цам белье. (6)Ночью, если не было боя, актёры устра­и­ва­ли кон­цер­ты и спек­так­ли на ма­лень­ких по­ля­нах в лесу.

– (7)Хо­ро­шо, — ска­же­те вы, — в тем­но­те, ко­неч­но, можно рас­слы­шать пение или му­зы­ку, но не­по­нят­но, как актёры ухит­ря­лись разыг­ры­вать спек­так­ли в ноч­ном лесу. (8)Что в этом мраке могли уви­деть зри­те­ли?

(9)Но война и от­сут­ствие света по ночам со­зда­ли свои тра­ди­ции и вы­дум­ки. (10)Как толь­ко на­чи­нал­ся спек­такль, зри­те­ли на­во­ди­ли на актёров узкие лучи кар­ман­ных элек­три­че­ских фо­на­ри­ков, и лучи эти всё время пе­ре­ле­та­ли, как ма­лень­кие ог­нен­ные птицы, с од­но­го лица на дру­гое в за­ви­си­мо­сти от того, кто из актёров в это время го­во­рил.

(11)На Его­ро­ва зри­те­ли ни­ко­гда не на­во­ди­ли лучи фо­на­ри­ков. (12)Все­гда он играл в тем­но­те, и един­ствен­ной точ­кой света, какую он часто видел перед собой, была боль­шая звез­да, что ле­жа­ла на краю моря, как за­бы­тый маяк.

(13)…Стру­ны на скрип­ке были по­рва­ны, и Его­ров боль­ше не мог иг­рать. (14)На пер­вом же ноч­ном кон­цер­те он ска­зал об этом не­ви­ди­мым зри­те­лям. (15)Не­ожи­дан­но из лес­ной тем­но­ты чей-то мо­ло­дой голос от­ве­тил:

— (16)А Па­га­ни­ни играл и на одной стру­не…

(17)Па­га­ни­ни! (18)Разве Его­ров мог рав­нять­ся с ним, с ве­ли­ким му­зы­кан­том!

(19)Всё же он мед­лен­но под­нял скрип­ку к плечу. (20)Звез­да спо­кой­но го­ре­ла на краю за­ли­ва. (21)Свет её не мер­цал, не пе­ре­ли­вал­ся, как все­гда. (22)Его­ров за­иг­рал, и не­ожи­дан­но одна стру­на за­пе­ла с такой же силой и неж­но­стью, как могли бы петь все стру­ны.

(23)Тот­час вспых­ну­ли элек­три­че­ские фо­на­ри­ки. (24)Впер­вые их лучи уда­ри­ли в лицо Его­ро­ва, и он за­крыл глаза. (25)Иг­рать было легко, будто сухие, лёгкие паль­цы Па­га­ни­ни во­ди­ли по изуро­до­ван­ной скрип­ке.

(26)В ко­рот­ком ан­трак­те войны, в глу­хом лесу, где пахло гарью, зве­не­ла и росла ме­ло­дия Чай­ков­ско­го, и от её то­ми­тель­но­го на­пе­ва, ка­за­лось, разо­рвётся, не вы­дер­жит серд­це.

(27)И по­след­няя стру­на, дей­стви­тель­но, не вы­дер­жа­ла силы зву­ков и по­рва­лась. (28)Сразу же свет фо­на­ри­ков пе­ре­ле­тел с лица Его­ро­ва на скрип­ку. (29)Скрип­ка за­мол­ча­ла на­дол­го. (30)И свет фо­на­ри­ков погас. (31)Толпа слу­ша­те­лей толь­ко вздох­ну­ла.

(32)Его­ро­ву не на чем было иг­рать, он стал обык­но­вен­ным бой­цом в обык­но­вен­ном от­ря­де. (33)И во время од­но­го ноч­но­го боя отдал свою жизнь за Ро­ди­ну.

(34)Скрип­ку Его­ро­ва бойцы по­ло­жи­ли в фу­тляр, за­ши­ли в ста­рое бай­ко­вое оде­я­ло и пе­ре­да­ли лётчику, уле­тав­ше­му в Ле­нин­град.

(35)В Ле­нин­гра­де лётчик отнёс скрип­ку из­вест­но­му дирижёру. (36)Тот взял её двумя паль­ца­ми, взве­сил в воз­ду­хе и улыб­нул­ся: это была ита­льян­ская скрип­ка, по­те­ряв­шая вес от ста­ро­сти и мно­го­лет­не­го пения.

– (37)Я пе­ре­дам её луч­ше­му скри­па­чу на­ше­го ор­кест­ра, — ска­зал лётчику дирижёр.

(38)Где те­перь эта скрип­ка — я не знаю. (39)Но где бы она ни была, она иг­ра­ет пре­крас­ные ме­ло­дии, зна­ко­мые нам и лю­би­мые нами. (40)Она иг­ра­ет, за­став­ляя серд­ца слу­ша­те­лей дро­жать, по­то­му что в каж­дом серд­це есть стру­на, ко­то­рая обя­за­тель­но отзовётся даже на сла­бый при­зыв пре­крас­но­го.

 

(По К. Па­у­стов­ско­му) *

 

* Па­у­стов­ский Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич (1892—1968) — рус­ский пи­са­тель, ма­стер ро­ман­ти­че­ской прозы, автор про­из­ве­де­ний о при­ро­де, ис­то­ри­че­ских по­ве­стей, ху­до­же­ствен­ных ме­му­а­ров.

(3)За­пас­ных струн у му­зы­кан­та Его­ро­ва не было, до­стать их было негде, по­то­му что дело про­ис­хо­ди­ло осе­нью 1941 года на кро­хот­ном ост­ров­ке в Бал­тий­ском море, где со­вет­ские воины от­би­ва­ли не­пре­рыв­ные атаки нем­цев.

1
Задания Д A2 № 3431

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «отбивать» (предложение 5).

1) вер­нуть себе силой
2) уда­ра­ми раз­мяг­чить
3) уда­лить, рас­про­стра­нить
4) от­ра­зить встреч­ным уда­ром
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д B6 № 3432

Замените разговорное слово «крохотный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

2
Задания Д B9 № 4079

Среди предложений 49–52 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.


(1)Ком­по­зи­тор Эд­вард Григ про­во­дил осень в лесах около Бер­ге­на. (2)Все леса хо­ро­ши, но осо­бен­но хо­ро­ши гор­ные леса около моря: в них слыш­но, как шумит при­бой.

(3)Од­на­ж­ды Григ встре­тил в лесу ма­лень­кую де­воч­ку с двумя ко­сич­ка­ми — дочь лес­ни­ка. (4)Она со­би­ра­ла ело­вые шишки и клала их в плетёную кор­зин­ку.

– (5)Как тебя зовут, де­воч­ка? — спро­сил Григ.

– (6)Дагни, — впол­го­ло­са от­ве­ти­ла де­воч­ка.

(7)Она от­ве­ти­ла впол­го­ло­са не от ис­пу­га, а от сму­ще­ния. (8)Ис­пу­гать­ся она не могла, так как глаза Грига сме­я­лись.

– (9)Вот беда! — ска­зал Григ. — (10)Мне не­че­го тебе по­да­рить. (11)Я не ношу в кар­ма­не ни кукол, ни лент, ни бар­хат­ных зай­цев. (12)Слу­шай, Дагни, я при­ду­мал. (13)Я по­да­рю тебе одну ин­те­рес­ную вещь. (14)Но толь­ко не сей­час, а лет через де­сять.

(15)Дагни даже всплес­ну­ла ру­ка­ми.

– (16)Ой, как долго!

– (17)Мне её ещё нужно сде­лать. (18)Я сде­лаю её, может быть, за не­сколь­ко дней, но такие вещи не дарят детям. (19)Я делаю по­дар­ки для взрос­лых, а ты ещё ма­лень­кая и мно­го­го не по­ни­ма­ешь. (20)А те­перь давай кор­зин­ку, ты её едва та­щишь. (21)Я про­во­жу тебя, и мы по­го­во­рим о чём-ни­будь дру­гом.

(22) Кор­зи­на дей­стви­тель­но была тяжёлая, и Дагни, вздох­нув, про­тя­ну­ла её Григу.

(23)Когда среди де­ре­вьев по­ка­зал­ся дом лес­ни­ка, Григ ска­зал:

– (24)Ну, те­перь ты до­бе­жишь сама, Дагни.

– (25)Разве вы не зайдёте к нам?

– (26)Спа­си­бо. (27)Сей­час мне не­ко­гда. (28)Про­щай, Дагни!

…(29)Когда Дагни ис­пол­ни­лось во­сем­на­дцать лет и она окон­чи­ла школу, отец отвёз её по­го­стить к своей сест­ре в город. (30)Од­на­ж­ды Дагни с тётуш­кой от­пра­ви­лась на кон­церт. (31)Был тёплый июнь, сто­я­ли белые ночи, и кон­цер­ты про­хо­ди­ли в го­род­ском парке под от­кры­тым небом. (32)Не­смот­ря на вечер, ни дирижёр, ни ор­кест­ран­ты не вклю­чи­ли лам­по­чек над пуль­та­ми.

(33)Дагни впер­вые слы­ша­ла сим­фо­ни­че­скую му­зы­ку. (34)Она про­из­ве­ла на неё стран­ное дей­ствие. (35)Все пе­ре­ли­вы ор­кест­ра вы­зы­ва­ли в Дагни мно­же­ство кар­тин, по­хо­жих на сны. (36)Потом она вздрог­ну­ла и под­ня­ла глаза. (37)Ей по­чу­ди­лось, что худой муж­чи­на во фраке, объ­яв­ляв­ший про­грам­му кон­цер­та, на­звал её имя.

(38)Тётушка смот­ре­ла на Дагни не то с ужа­сом, не то с вос­хи­ще­ни­ем.

– (39)Что слу­чи­лось? — спро­си­ла Дагни. (40)Тётушка схва­ти­ла её за руку и про­шеп­та­ла:

– (41)Слу­шай!

(42)Тогда Дагни услы­ха­ла, как че­ло­век во фраке ска­зал:

– (43)Слу­ша­те­ли из по­след­них рядов про­сят меня по­вто­рить. (44)Итак, сей­час будет ис­пол­не­на зна­ме­ни­тая му­зы­каль­ная пьеса Эд­вар­да Грига, по­свящённая Дагни, до­че­ри лес­ни­ка, по слу­чаю её во­сем­на­дца­ти­ле­тия.

(45)Сна­ча­ла она ни­че­го не слы­ша­ла. (46)Внут­ри у неё шу­ме­ла буря. (47)Потом она на­ко­нец услы­ша­ла, как поёт ран­ним утром пас­ту­ше­ский рожок и в ответ ему сот­ня­ми го­ло­сов, чуть вздрог­нув, от­кли­ка­ет­ся, как эхо, струн­ный ор­кестр. (48)Ме­ло­дия росла, под­ни­ма­лась, бу­ше­ва­ла, как ветер, не­с­лась по вер­ши­нам де­ре­вьев, сры­ва­ла ли­стья, ка­ча­ла траву, била в лицо про­хлад­ны­ми брыз­га­ми.

(49)Да! (50)Это была её ро­ди­на, её горы, песни рож­ков, шум её моря! (51)Так зна­чит, тот седой че­ло­век, что помог ей до­не­сти до дому кор­зи­ну, был Эд­вард Григ, ис­тин­ный вол­шеб­ник и ве­ли­кий му­зы­кант! (52)Так вот какой по­да­рок он обе­щал сде­лать ей через де­сять лет!

 

(По К. Па­у­стов­ско­му) *

 

* Па­у­стов­ский Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич (1892—1968) — рус­ский пи­са­тель, ма­стер ро­ман­ти­че­ской прозы, автор про­из­ве­де­ний о при­ро­де, ис­то­ри­че­ских по­ве­стей, ху­до­же­ствен­ных ме­му­а­ров.

(49)Да! (50)Это была её ро­ди­на, её горы, песни рож­ков, шум её моря! (51)Так зна­чит, тот седой че­ло­век, что помог ей до­не­сти до дому кор­зи­ну, был Эд­вард Григ, ис­тин­ный вол­шеб­ник и ве­ли­кий му­зы­кант! (52)Так вот какой по­да­рок он обе­щал сде­лать ей через де­сять лет!

 

(По К. Па­у­стов­ско­му) *

 

* Па­у­стов­ский Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич (1892—1968) — рус­ский пи­са­тель, ма­стер ро­ман­ти­че­ской прозы, автор про­из­ве­де­ний о при­ро­де, ис­то­ри­че­ских по­ве­стей, ху­до­же­ствен­ных ме­му­а­ров.

1
Задания Д A2 № 3435

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «открытым» (предложение 31).

1) ничем не за­слонённый
2) ис­крен­ний, от­кро­вен­ный
3) явный, пря­мой
4) внеш­не за­мет­ный
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д B6 № 3473

Замените разговорное слово ПОЧУДИЛОСЬ в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

3
Задания Д B9 № 4100

Среди предложений 3–15 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.


(1)Во двор вошли трое ребят. (2)Они вы­гля­де­ли обык­но­вен­но, толь­ко Сань­ка сразу понял, что они дет­до­мов­ские.

– (3)Вам чего? — грубо спро­сил Сань­ка с тем вы­ра­же­ни­ем, с каким в де­рев­не все раз­го­ва­ри­ва­ют с по­би­руш­ка­ми.

– (4)Хлеба не про­да­ди­те? — спро­сил один из троих.

– (5)Нету! — ска­за­ла мать. — (6)Тут самим есть не­че­го! — (7)И то­роп­ли­во по­бе­жа­ла в избу, не огля­ды­ва­ясь.

– (8)Ну, чего ждёте? — ещё гру­бей крик­нул Сань­ка.

– (9)Хлеба!

– (10)Ска­за­но вам!

– (11)Так везде го­во­рят, а после всё-таки про­да­ют.

– (12)А день­ги есть?

– (13)Вот... — (14)Один из них, при­зе­ми­стый, про­тя­нул день­ги Сань­ке.

– (15)Легко отдаёшь, — ска­зал Сань­ка. — (16)А если я от­бе­ру эти день­ги, а вас вы­го­ню?!

– (17)Отдай, — бурк­нул при­зе­ми­стый.

– (18)Возь­ми-кась, — про­го­во­рил Сань­ка, ощу­щая, как растёт в нём ехид­ная злость, и со­зна­ние пре­вос­ход­ства, и не­по­нят­ное пре­зре­ние к этим троим. — (19)Ну? (20)По­про­буй!

– (21)Отдай! — по­про­сил веж­ли­во вы­со­кий.

– (22)Фа­шист ты, понял?! — вдруг хрип­ло вы­го­во­рил при­зе­ми­стый.

– (23)Об­зы­вать­ся? (24)Да? (25)Хлеб­ца про­сить? (26)И об­зы­вать­ся?! (27)А вота!.. — крик­нул Сань­ка и, не глядя, рва­нул поперёк все день­ги, все бу­маж­ки, что были в ку­ла­ке. (28) Он видел, как рас­те­ря­лись дет­до­мов­ские, и сам рас­те­рял­ся.

– (29)Вота! — ска­зал он, по­ка­зы­вая по­ло­вин­ки бу­ма­жек. (30)И вдруг, как будто поняв, что дело сде­ла­но, и уже не по­пра­вишь, и что надо сто­ять на своём, Сань­ка стал рвать день­ги даль­ше, в мел­кие кло­чья, при­го­ва­ри­вая:

– (31)Вота! (32)У меня батю... на фрон­те... а вы об­зы­вать­ся…

(33)Дет­до­мов­ские, все втроём, дви­ну­лись на него — Сань­ка при­го­то­вил­ся к драке. (34)Как будто все Сань­ки­ны чув­ства: и пре­вос­ход­ство, и злость, и пре­зре­ние, и от­ча­ян­ность, что уже были в нём, — всё это вдруг пе­ре­да­лось дет­до­мов­ским, а Сань­ка остал­ся ни с чем.

(35)Длин­ный па­рень шаг­нул вперёд и ска­зал:

– (36)Хо­чешь драть­ся? (37)Бей, я один здо­ро­вый. (38)Они ра­не­ные. (39)А его отец, — вы­со­кий кив­нул на оч­ка­сти­ка, — рядом с твоим, может, лежит. (40)Тоже уби­тый. (41)И в семье у него оста­лось двое, а было во­семь че­ло­век. (42)Вот и бей, чего ж не бьёшь?

– (43)Не надо, па­ца­ны, — по­мор­щив­шись, ска­зал оч­ка­стик. — (44)Ну его! (45)Нашли кому объ­яс­нять.

(46)Сань­ка по­чув­ство­вал, что дет­до­мов­ские не при­ни­ма­ли его на рав­ных, будто им было из­вест­но что-то такое, чего Сань­ка не знает и не будет знать ни­ко­гда.

– (47)По­си­ди­те чуток, я сей­час... — тихо ска­зал он. (48)Сань­ка хотел им ска­зать, что он возьмёт в доме еды и хлеба до­ста­нет где-ни­будь на все те день­ги, что он разо­рвал. (49)Но дет­до­мов­ские всё и так по­ня­ли.

– (50)Да не надо, ведь мы не себе хо­те­ли, — ска­зал длин­ный, — док­тор­ше нашей. (51)Боль­ным и ра­не­ным хлеб раздаёт, а сама го­лод­ная.

(52)Сань­ка ки­нул­ся было в избу, но столк­нул­ся на по­ро­ге с ма­те­рью, ко­то­рая дер­жа­ла в руках чу­гу­нок.

– (53)По­стой­те, маль­цы... (54)Вот кар­то­шек варёных возь­ми­те.

– (55)Мамк, ты денег не бери! — за­то­ро­пил­ся Сань­ка. — (56)Слышь, не надо! (57) Они не себе хлеба хо­те­ли ку­пить, док­тор­ше!.. (58)Она, го­во­рят, от­ка­зы­ва­ет­ся, а сама го­лод­ная ходит!

(59)Мать по­ста­ви­ла чу­гу­нок на пе­риль­це, рас­пря­ми­лась.

– (60)Да по­ня­ла я, по­ня­ла, — кив­ну­ла она го­ло­вой. — (61)Вот же какие люди бы­ва­ют на свете... (62)То ли дур­ные, то ли свя­тые... (63)Ах, гос­по­ди... (64)Бе­ри­те, маль­цы, ешьте.

 

(По Э. Шиму) *

 

* Шим Эду­ард Юрье­вич (Эду­ард Юрье­вич Шмидт) (1930—2006) — со­вре­мен­ный пи­са­тель, дра­ма­тург. Автор не­сколь­ких сбор­ни­ков рас­ска­зов для детей и взрос­лых.

(3)Вам чего? — грубо спро­сил Сань­ка с тем вы­ра­же­ни­ем, с каким в де­рев­не все раз­го­ва­ри­ва­ют с по­би­руш­ка­ми.

– (4)Хлеба не про­да­ди­те? — спро­сил один из троих.

– (5)Нету! — ска­за­ла мать. — (6)Тут самим есть не­че­го! — (7)И то­роп­ли­во по­бе­жа­ла в избу, не огля­ды­ва­ясь.

– (8)Ну, чего ждёте? — ещё гру­бей крик­нул Сань­ка.

– (9)Хлеба!

– (10)Ска­за­но вам!

– (11)Так везде го­во­рят, а после всё-таки про­да­ют.

– (12)А день­ги есть?

– (13)Вот... — (14)Один из них, при­зе­ми­стый, про­тя­нул день­ги Сань­ке.

– (15)Легко отдаёшь, — ска­зал Сань­ка. —

1
Задания Д A2 № 3439

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выражение» (предложение 3).

1) изоб­ра­же­ние сред­ства­ми ка­ко­го-либо ис­кус­ства
2) чув­ство, ин­то­на­ция
3) слово, фраза, обо­рот речи
4) обо­зна­че­ние чего-либо
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д B6 № 3440

Замените просторечное слово «мальцы» в предложении 53 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

4
Задания Д B9 № 4107

Среди предложений 10–16 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.


(1)Хму­рый лей­те­нант — так про­зва­ли в нашем полку лётчика Яро­во­го, и про­зви­ще это лучше всего со­от­вет­ство­ва­ло его ха­рак­те­ру. (2)Редко кто видел улыб­ку на его резко очер­чен­ных губах. (3)Он был очень стран­ным, этот вы­со­кий, не­склад­ный в дви­же­ни­ях лей­те­нант. (4)В свои не­пол­ные два­дцать семь лет он ка­зал­ся мно­гое по­ви­дав­шим че­ло­ве­ком, все­гда глад­ко вы­бри­тое лицо было про­ре­за­но глу­бо­ки­ми мор­щи­на­ми, а глаза, спо­кой­ные, хо­лод­ные, свет­ло-го­лу­бые, смот­ре­ли так, как смот­рят на мир глаза че­ло­ве­ка, про­жив­ше­го дол­гую жизнь.

(5)Как-то по-осо­бен­но­му бле­сте­ли его глаза. (6)Но не вол­не­ние и не испуг, а злость по­яв­ля­лась в них, когда лей­те­нант бук­валь­но вы­пра­ши­вал у ко­ман­ди­ра каж­дый лиш­ний вылет, а когда воз­вра­щал­ся на аэро­дром, снова ста­но­вил­ся мрач­ным и не­раз­го­вор­чи­вым.

– (7)За­да­ние вы­пол­нил, — до­кла­ды­вал он ко­рот­ко.

(8)Ору­жей­ни­ки на­чи­на­ли про­из­во­дить по­сле­полётный осмотр и не на­хо­ди­ли ни од­но­го сна­ря­да. (9)Яро­вой ста­рал­ся рас­стре­лять в полёте весь бое­ком­плект под­чист ý ю.

– (10)Так нель­зя, — cказал ему од­на­ж­ды майор Че­ре­мыш. — (11)А если на об­рат­ном пути вас пе­ре­хва­тят «мес­се­ры», как бу­де­те от­би­вать­ся? (12)Я вам за­пре­щаю рас­хо­до­вать весь бое­ком­плект.

– (13)Есть, то­ва­рищ ко­ман­дир, — сухо от­ве­тил лётчик.

(14)Но ле­тать про­дол­жал с тем же хо­лод­ным азар­том.

(15)Самолёт, на ко­то­ром летал Яро­вой, почти еже­днев­но воз­вра­щал­ся с про­бо­и­на­ми. (16)Даже ко­ман­дир полка, опыт­ный лётчик, не­до­уме­вал, по­че­му Яро­вой такой от­ча­ян­ный.

(17)Од­на­ж­ды ве­че­ром, когда хлы­нул не­ожи­дан­ный для осени тёплый про­лив­ной дождь с гро­мом и яр­ки­ми мол­ни­я­ми и лётчики ре­ши­ли устро­ить «вечер от­ды­ха», около один­на­дца­ти в зем­лян­ке по­явил­ся Яро­вой. (18)Оче­вид­но, после ужина он бро­дил где-то по лес­ным опуш­кам, по­то­му что к го­ле­ни­щам его сапог при­лип­ли осен­ние ли­стья. (19)Он молча сбро­сил мок­рую ши­нель, прошёл в самый даль­ний угол и сел на свою по­стель. (20)Когда мо­ло­дой лётчик Лёвуш­кин по­смот­рел в угол, он уви­дел, что Яро­вой, под­пе­рев ла­до­ня­ми го­ло­ву, со­сре­до­то­чен­но рас­смат­ри­ва­ет боль­шую фо­то­гра­фию. (21)Лёвуш­кин, а за ним сле­дом и ещё двое по­до­шли к нарам. (22)Яро­вой ни­ко­гда не по­ка­зы­вал ни­ко­му из нас ни своих фо­то­гра­фий, ни своих писем, и то, что сей­час он долго и при­сталь­но рас­смат­ри­ва­ет какой-то сни­мок, за­ин­те­ре­со­ва­ло всех.

– (23)Это кто? (24)Жена? — осто­рож­но спро­сил Лёвуш­кин, не рискуя гля­нуть через плечо Яро­во­го на фо­то­сни­мок.

– (25)Нет, сын, — тихо от­ве­тил Яро­вой.

(26)Все мы ожи­да­ли, что лей­те­нант молча уберёт сни­мок. (27)Воз­мож­но, так бы и слу­чи­лось, если бы не на­стой­чи­вый Лёвуш­кин. (28)Взъеро­шив и без того лох­ма­тую го­ло­ву, он не­ре­ши­тель­но по­про­сил:

– (29)А можно по­смот­реть?

(30)Яро­вой, ни слова не го­во­ря, про­тя­нул фо­то­гра­фию.

(31)С от­крыт­ки гля­де­ло улы­ба­ю­ще­е­ся лицо двух­лет­не­го маль­чу­га­на. (32)Маль­чик при­жи­мал к себе плю­ше­во­го мед­ве­дя. (33)В боль­ших гла­зах ребёнка за­сты­ло удив­ле­ние перед гро­мад­ным, ещё не по­нят­ным ему миром.

– (34)Он что, у вас, в Ле­нин­гра­де? — спро­сил Лёвуш­кин, от­ку­да-то знав­ший, что Ле­нин­град — ро­ди­на Яро­во­го.

– (35)Был в Ле­нин­гра­де, — от­ве­тил лей­те­нант. — (36)А те­перь его нет, — от­ве­тил он тихо бес­страст­ным го­ло­сом, в ко­то­ром не было ни­че­го, кроме силь­ной уста­ло­сти. — (37)Вы пом­ни­те со­об­ще­ние о пер­вом круп­ном налёте «юн­кер­сов» на Ле­нин­град? (38)Фа­шист­ская фу­гас­ка по­па­ла тогда в дом. (39)Сын и жена… — (40)Голос его обо­рвал­ся…

(41)Яро­вой под­нял го­ло­ву, и лётчики уви­де­ли его глаза… (42)И каж­дый по­ду­мал в ту ми­ну­ту, что, оче­вид­но, та­ки­ми они бы­ва­ют, когда Яро­вой идёт на цель на своём самолёте и жмёт на га­шет­ки, об­ру­ши­вая на врага сна­ря­ды и бомбы…

 

(По Г. Се­ме­ни­хи­ну) *

* Се­ме­ни­хин Ген­на­дий Алек­сан­дро­вич (1919—1984) — рус­ский пи­са­тель. Соб­ствен­ный опыт уча­стия в бо­е­вых дей­стви­ях во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны помог Ген­на­дию Се­ме­ни­хи­ну на­пи­сать книги о во­ен­ных лётчи­ках. Ши­ро­кую из­вест­ность ав­то­ру при­нес­ли про­из­ве­де­ния «Лётчики», «Взлёт про­тив ветра», «Хму­рый лей­те­нант», «Кос­мо­нав­ты живут на земле», «Над Моск­вой небо чи­стое» и др.

(10)Так нель­зя, — cказал ему од­на­ж­ды майор Че­ре­мыш. — (11)А если на об­рат­ном пути вас пе­ре­хва­тят «мес­се­ры», как бу­де­те от­би­вать­ся? (12)Я вам за­пре­щаю рас­хо­до­вать весь бое­ком­плект.

– (13)Есть, то­ва­рищ ко­ман­дир, — сухо от­ве­тил лётчик.

(14)Но ле­тать про­дол­жал с тем же хо­лод­ным азар­том.

(15)Самолёт, на ко­то­ром летал Яро­вой, почти еже­днев­но воз­вра­щал­ся с про­бо­и­на­ми. (16)Даже ко­ман­дир полка, опыт­ный лётчик, не­до­уме­вал, по­че­му Яро­вой такой от­ча­ян­ный.

1
Задания Д A2 № 3441

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «резко» (предложение 2).

1) грубо
2) вне­зап­но
3) чётко
4) по­ры­ви­сто
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д B6 № 3442

Замените просторечное слово «подчистýю» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ
Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

5
Задания Д B9 № 4142

Среди предложений 30–34 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.


(1)Ночью ми­ни­ру­ем берег. (2)Темно, ино­гда на­кра­пы­ва­ет дож­дик, тёплый и при­ят­ный. (3)Взле­та­ют ра­ке­ты, одна за дру­гой, ле­ни­во стро­чат пулемёты. (4)Я лежу в ло­пу­хах. (5)При­ят­но пах­нет ноч­ной вла­гой, рас­те­ни­я­ми, сырой землёй.

(6)Я смот­рю на про­ти­во­по­лож­ный берег, на груп­пы скло­нив­ших­ся ив, осве­ща­е­мых дро­жа­щим све­том ракет.

(7)Вспо­ми­на­ет­ся наша улица — буль­вар с мо­гу­чи­ми каш­та­на­ми, ко­то­рые раз­рос­лись, об­ра­зо­вав свод. (8)Вес­ной они по­кры­ва­ют­ся бе­лы­ми и ро­зо­вы­ми цве­та­ми, точно свеч­ка­ми. (9)Осе­нью двор­ни­ки жгут ли­стья, а дети на­би­ва­ют кар­ма­ны каш­та­на­ми. (10)Я тоже когда-то со­би­рал, мы при­но­си­ли их домой це­лы­ми сот­ня­ми. (11)Ак­ку­рат­нень­кие, ла­ки­ро­ван­ные, они за­гро­мож­да­ли ящики, всем ме­ша­ли, и долго ещё вы­ме­та­ли их из-под шка­фов и кро­ва­тей. (12)Осо­бен­но много их все­гда было под боль­шим ди­ва­ном. (13)Хо­ро­ший был диван — мяг­кий, про­стор­ный, какой-то уди­ви­тель­но удоб­ный. (14)После обеда на нём все­гда от­ды­ха­ла ба­буш­ка. (15)Я укры­вал её ста­рым паль­то, ко­то­рое толь­ко для этого и слу­жи­ло, и давал в руки чьи-ни­будь ме­му­а­ры…

(16)На­пра­во — боль­шой гар­де­роб. (17)А на гар­де­робе — ко­роб­ки, кар­тон­ки со шля­па­ми. (18)На них много пыли, её сме­та­ют толь­ко перед Новым годом, Пер­вым мая и ма­ми­ны­ми име­ни­на­ми два­дцать четвёртого ок­тяб­ря…

(19)По­след­нюю от­крыт­ку от ма­те­ри я по­лу­чил через три дня после со­об­ще­ния о па­де­нии Киева, а да­ти­ро­ва­на она была ещё ав­гу­стом. (20)Мать пи­са­ла, что нем­цев ото­гна­ли, ка­но­на­ды почти не слыш­но, от­крыл­ся цирк…

(21)С тех пор про­шло де­сять ме­ся­цев. (22)Ино­гда я вы­ни­маю из бо­ко­во­го кар­ма­на от­крыт­ку, смот­рю на тон­кие не­раз­бор­чи­вые буквы. (23)Они рас­плы­лись от до­ждей и пота. (24)В одном месте, в самом низу, нель­зя уже разо­брать слов. (25)Но я их знаю на­и­зусть. (26)Я всю от­крыт­ку знаю на­и­зусть… (27)На ад­рес­ной сто­ро­не, слева, ре­кла­ма, а спра­ва — марка: стан­ция метро «Ма­я­ков­ская».

(28)В дет­стве я увле­кал­ся мар­ка­ми и про­сил всех дру­зей и зна­ко­мых на­кле­и­вать на кон­вер­ты кра­си­вые новые марки. (29)Вот и сей­час мать на­кле­и­ла кра­си­вую марку, как в дет­стве… (30)Они у нас ле­жа­ли в ма­лень­кой длин­ной ко­ро­боч­ке, слева на столе. (31)И мать, ве­ро­ят­но, долго вы­би­ра­ла, пока не оста­но­ви­лась на этой — зелёной и кра­си­вой. (32)Сто­я­ла, скло­нив­шись над сто­лом, и, сняв очки, рас­смат­ри­ва­ла их бли­зо­ру­ки­ми, со­щу­рен­ны­ми гла­за­ми и…

(33)Как всё это сей­час да­ле­ко! (34)Как давно всё это было, как давно!..

 

(По В. Не­кра­со­ву) *

 

* Не­кра­сов Вик­тор Пла­то­но­вич (1911—1987) — рус­ский пи­са­тель. С 1941 по 1944 годы был на фрон­те, участ­во­вал в Ста­лин­град­ской битве. Не­кра­сов — автор по­ве­стей, рас­ска­зов, пу­те­вых за­ме­ток: «В око­пах Ста­лин­гра­да», «Пер­вое зна­ком­ство» и др. По его сце­на­ри­ям сняты ки­но­филь­мы.

(30)Они у нас ле­жа­ли в ма­лень­кой длин­ной ко­ро­боч­ке, слева на столе. (31)И мать, ве­ро­ят­но, долго вы­би­ра­ла, пока не оста­но­ви­лась на этой — зелёной и кра­си­вой. (32)Сто­я­ла, скло­нив­шись над сто­лом, и, сняв очки, рас­смат­ри­ва­ла их бли­зо­ру­ки­ми, со­щу­рен­ны­ми гла­за­ми и…

(33)Как всё это сей­час да­ле­ко! (34)Как давно всё это было, как давно!..

 

(По В. Не­кра­со­ву) *

 

* Не­кра­сов Вик­тор Пла­то­но­вич (1911—1987) — рус­ский пи­са­тель. С 1941 по 1944 годы был на фрон­те, участ­во­вал в Ста­лин­град­ской битве. Не­кра­сов — автор по­ве­стей, рас­ска­зов, пу­те­вых за­ме­ток: «В око­пах Ста­лин­гра­да», «Пер­вое зна­ком­ство» и др. По его сце­на­ри­ям сняты ки­но­филь­мы.

1
Задания Д A2 № 3451

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «остановилась» (предложение 31).

1) пе­ре­ста­ла дви­гать­ся
2) вы­бра­ла
3) за­мед­ли­ла ход
4) при­ш­ла к вы­во­ду
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д B6 № 3452

Замените разговорное слово «строчат» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

Пройти тестирование по этим заданиям