Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д4 № 524

Из предложений 22—31 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».


(1)Солнце плещется в соцветиях черёмухи, слепит глаза розовыми красками зари. (2)Вот миновала ночь. (3)Вечером — торжество, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса...

(5)Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих «птенцов» на лестнице. (6)На каждой ступеньке стояли маленькие люди в серых костюмчиках и коричневых платьицах. (7)Нет, назвать их малышами не поворачивался язык: это были печальные маленькие люди. (8)Они стояли друг над дружкой, голова над головой, руки по швам, они замерли, точно готовились сфотографироваться. (9)Только вот глаза, конечно, были не для фотографии: удивлённые, печальные, непонимающие глаза. (Ю)Они наблюдали, как других детей родственники забирали на выходные домой. (11)Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида. (12)Помню то острое чувство вины, которое пронзило меня, и пришли простые мысли: у малышей никого нет, им нужен кто-то, очень близкий нужен. (13)Им нужен дом. (14)Родные люди.

(15)И я со всей пылкостью и самонадеянностью, которые свойственны молодым, приступила к делу. (16)Получив согласие директора интерната, я написала статью в газету, где рассказала про наших ребятишек. (17)Ещё я написала о том, что ребятам нужны близкие контакты с другими людьми, чтобы эти люди были друзьями детей на всю жизнь. (18)Не родными, так близкими.

(19)В день выхода газеты я очень волновалась. (20)Но результат не заставил себя ждать. (21)В пятницу с раннего утра школьный вестибюль был полон народу: пришли люди, которые хотели взять наших первоклашек на выходные к себе домой. (22)Выбор был велик, желающих пригреть наших ребят оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших. (23)И вот что из этого получилось.

(24)Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. (25)Десять мальчиков и девочек, как мы и предполагали, нашли хороших друзей. (26)Шестеро — обстоятельства сложились так — в гости ходить перестали.

(27)Можно считать, благополучный исход. (28)Счёт шесть-пятнадцать. (29)Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие-долгие годы. (ЗО)Шестеро моих детей, прикоснувшись к семейному огню, лишились его тепла. (31)В них, признаюсь честно, вся эта история оставила нелёгкий след, и мне часто казалось, что со временем боль не утихала, а получала новое выражение. (32)Ничем не объяснимым неповиновением, каскадом двоек, грубостью. (33)И целых девять следующих лет я пыталась выровнять нити, распутать узлы и связать гладкую ребячью судьбу. (34) И с точки зрения результативности счёт пятнадцать-шесть не так уж плох. (35)Но я не про пятнадцать. (36)Я про шесть...

(37)Раным-рано. (38)На улице тишь, только шаркает метлой дворник. (39)День лишь занимается. (40)И вдруг... (41)Хор голосов — мальчишечьих и девчачьих — скандирует под моим окном:

— (42)Ма-ма На-дя! (43)Ма-ма На-дя!

 

(По А. Лиханову) *

 

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

1
Задания Д2 № 519

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дети называли свою учительницу «мама Надя»?»

 

1) Потому что они знали её уже десять лет, которые она работала в школе.

2) Потому что она написала о них статью в газету.

3) Потому что дети любили её за то, что она принимала искреннее участие в каждой ребячьей судьбе.

4) Потому что она была молодой, пылкой и самонадеянной.

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

2
Задания Д A2 № 520

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «острое» (предложение 12).

 

1) хорошо режущее или колющее

2) отличающееся остроумием

3) едкое, пряное

4) сильно ощущаемое

1) хорошо режущее или колющее
2) отличающееся остроумием
3) едкое, пряное
4) сильно ощущаемое
Спрятать пояснение

Пояснение.

Слово ПРИГРЕТЬ, означающем в данном предложении «приблизить каким-либо способом» (привадить, приголубить, пригреть, призреть, приласкать, приманить, приручить, присватать, приютить) не соответствует требованию задания.

 

Слово ПРИКОСНУВШИСЬ также не имеет однозначного значения неполноты действия, здесь смешано несколько значений. Учителя склонны видеть значение или «приблизиться и присоединиться очень ненадолго, не на совсем», или неполноту действия.

Вероятно, автор пособия относит это слово ко второму значению, что не совпадает с мнением редакции СДАМГИА.

Ответ: прикоснувшись

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Спрятать пояснение · ·
Ольга Базиян 06.12.2015 15:51

в 31 предложении слово "прикоснувшись" тоже имеет значение "неполнота действия", значит в правильный ответ должны быть включены оба варианта: "пригреть" и "прикоснувшись", так как интервал предложений 22 - 31.

Татьяна Юдина

Задание из сборника Цыбулько, верный ответ указан один.

галина соловьева 08.02.2017 13:14

В данном тексте значение слова "пригреть"- взять не навсегда, а только на выходные (неполное действие). Слово "прикоснувшись"-взяли не навсегда, а на определённое время (неполное действие). Оба слова в переносном значении, оба ответа правильны. Можно изменить интервалы предложений.

Татьяна Стаценко

Можно было бы изменить интервалы предложений, если бы мы разрабатывали это задание самостоятельно, а этот вариант разработан И.П. Цыбулько, нами взят в готовом виде, поэтому мы не можем менять само задание, а лишь выражаем своё мнение в пояснениях.