Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д11 № 513

Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.


(1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.

(5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку.

(6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.

(7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?

(13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.

(14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:

— (15)Вон твоя комнатушка.

— (16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану?  — улыбнулся Пряхин.  — (17)Каким златом-серебром?

— (18)И-и, милай,  — ответила тётя Груня сердито.  — (19) Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его.

— (23)Почему?  — удивился Алексей.

(24)Тётя Груня строго на него поглядела.

— (25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал?

 

(По А. Лиханову) *

 

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

1
Задания Д2 № 501

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему тётя Груня по вечерам обходила госпитальные палаты?»

 

1)  Это входило в её обязанности.

2)  Тётя Груня была корыстным человеком, она ждала от раненых благодарности и платы за уход.

3)  Раненые просили приходить почаще.

4)  Тётя Груня как мать и жена не могла остаться равнодушной к чужой беде.

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

2
Задания Д A2 № 502

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «холодный» (предложение 2).

1) не имеющее отопления
2) мало греющее
3) невыразительное, бледное
4) равнодушное
Спрятать пояснение

Пояснение.

(11) «3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь...»

 

Основы: ТЕТЯ ГРУНЯ ЗНАЛА; ДОБИЛАСЬ; СОЛДАТ ВЫЖИВЕТ; ПОБЕДИЛ; ОНА ЗАПЛАКАЛА; МУЖ И СЫН НЕ ШЛЮТ, МАЮТСЯ; БЕДОЛАГА АЛЕКСЕЙ ПРЯХИН.

 

КАК ЭТОТ БЕДОЛАГА АЛЕКСЕЙ ПРЯХИН не является сравнительным оборотом. Это неполное предложение: подразумевается сказуемое «бедолага Алексей Пряхин МАЕТСЯ»

Спрятать пояснение · ·
Гость 24.03.2016 13:50

тут ошибка если разобраться то: тетя груня знала,добилась(однородные члены),солдат выживет и он же победил,она заплакала ,и.т.д

Татьяна Стаценко

Нет, однородные члены не могут быть связаны подчинительным союзом, поэтому это разные основы.

Елена Здорик 18.04.2016 12:26

Разве КАК ЭТОТ БЕ­ДО­ЛА­ГА АЛЕКСЕЙ ПРЯ­ХИН не яв­ля­ет­ся сравнительным оборотом?

 

Пояснение.

(11) «3нала тётя Груня, что сво­е­го добилась, что те­перь выживет этот солдат, по­то­му что боль свою победил, и ещё за­пла­ка­ла она оттого, что муж её и сын с фрон­та давно ве­сточ­ки не шлют и, может, вот так же, как этот бе­до­ла­га Алексей Пряхин, в гос­пи­та­ле где-нибудь маются, вот так же стра­дая и мучаясь...»

Основы: ТЕТЯ ГРУНЯ ЗНАЛА; ДОБИЛАСЬ; СОЛ­ДАТ ВЫЖИВЕТ; ПОБЕДИЛ; ОНА ЗАПЛАКАЛА; МУЖ И СЫН НЕ ШЛЮТ, МАЮТСЯ; БЕ­ДО­ЛА­ГА АЛЕКСЕЙ ПРЯХИН.

Татьяна Стаценко

Нет, это неполное предложение: подразумевается сказуемое «бедолага Алексей Пряхин МАЕТСЯ»

Елена Лобастова 22.01.2017 17:42

Тетя Груня - подлежащее тетя, а Груня - приложение. То же самое - бедолага Алексей Пряхин.

Татьяна Стаценко

Не являются приложениями:

1) сочетания синонимов или антонимов: путь-дорога, купля-продажа;

2) сочетания слов по ассоциации: хлеб-соль;

3) сложные слова: плащ-палатка, диван-кровать;

4) имена, фамилии, отчества, прозвища людей: врач Петров (приложение — врач). Исключением являются: а) случаи, когда имена, фамилии, прозвища людей вводятся с помощью слов по кличке, по фамилии, по прозвищу;

б) обособленные приложения уточняющего характера: Лицо третьего, Илюши, было мне знакомо.

Елена Лобастова 23.01.2017 17:52

Спасибо за ответ. Значит, подлежащими будут слова Груня и Алексей Пряхин?

Татьяна Стаценко

Да, они входят в состав подлежащего.