СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Дополнительные задания часть 3

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д B12 № 5384

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

Отец был молодой,(1) чуть ли не моложе этого парня,(2) в форме железнодорожного машиниста,(3) в фуражке. Голубые глаза мерцали молодым восторгом жизни,(4) но в лёгком их блеске как бы сквозила чуть-чуть тревожная тень — тень ожидания чего-то.


(1)В ин­сти­тут­ский буфет вошёл па­рень — ху­день­кий, не­вы­со­кий, свет­лые во­ло­сы стри­же­ны ёжиком. (2)Он волок всего две кар­ти­ны — не­за­чехлённые, без рамок. (3)По­ста­вил и подошёл к бу­фет­ной стой­ке.

(4)Я гля­нул на его хол­сты, гля­нул не­бреж­но, даже предубеждённо, ни во что не веря. (5)Гля­нул и уди­вил­ся.

(6)Два порт­ре­та сто­я­ли, будто взяв­шись за руки, хотя каж­дый из них был от­дель­ным. (7)На одном было на­кле­е­но: «Отец», на дру­гом — «Мать».

(8)Отец был мо­ло­дой, чуть ли не мо­ло­же этого парня, в форме же­лез­но­до­рож­но­го ма­ши­ни­ста, в фу­раж­ке. (9)Го­лу­бые глаза мер­ца­ли мо­ло­дым вос­тор­гом жизни, но в лёгком их блес­ке как бы скво­зи­ла чуть-чуть тре­вож­ная тень — тень ожи­да­ния чего-то.

(10)А мать си­де­ла прямо, на­пряжённо. (11)Кре­стьян­ское лицо, го­род­ское пла­тье. (12)Но чув­ство­ва­лось, что живут не в де­рев­не, а где-то в при­го­ро­де, может быть, на разъ­ез­де. (13)И, видно, из де­рев­ни не­дав­но. (14)Руки её вы­ра­жа­ли не­лов­кость, будто не ху­дож­ник-сын ри­со­вал её, а си­де­ла она перед фо­то­гра­фом, и это было ей не­при­выч­но. (15)Да и во­об­ще было видно, что ей не­при­выч­но си­деть, а при­вык­ла она дви­гать­ся, спе­шить, кор­мить детей, вы­во­дить ско­ти­ну.

(16)Руки были сло­же­ны ак­ку­рат­но, паль­чик к паль­чи­ку, на одном се­реб­ря­ное ко­леч­ко по­свер­ки­ва­ло. (17)Улы­ба­лась она смущённо и с лю­бо­пыт­ством, будто это не вы раз­гля­ды­ва­ли её, а она, чуть робея, гля­де­ла на вас.

(18)Вы­пол­не­но всё это было пре­дель­но безыс­кус­но, но как-то уди­ви­тель­но… (19)Я даже не мог по­нять, в чём тут сек­рет. (20)Но я не­слыш­но, про себя, ахнул от ощу­ще­ния зре­лой силы этой кисти. (21)Осо­бен­но на фоне пронёсшей­ся пе­ре­до мной гро­мад­ной вы­став­ки бес­цвет­ных зна­ков псев­до­жиз­ни — не­про­жи­той, не­вы­стра­дан­ной, усреднённой, но ис­кус­но упо­ря­до­чен­ной и оправ­лен­ной в рамы. (22)Эти два порт­ре­та не то чтобы вы­де­ля­лись ма­стер­ством — они про­сто были жи­вы­ми…

(23)А автор уже воз­вра­щал­ся с под­но­сом, где оди­но­ко вы­сил­ся ста­кан чая и лежал бу­тер­брод с сыром.

— (24)А по­че­му у тебя отец такой мо­ло­дой? — спро­сил я.

— (25)Я батю толь­ко так и за­пом­нил… (26)Не вер­нул­ся с войны, а где полёг, не узна­ли — без вести… (27)Ждём вот уже де­сять лет. (28)Всё уж ясно как будто, а мать и сей­час к поч­та­льо­ну бе­га­ет.

(29)И он пошёл, под­хва­тив свои порт­ре­ты.

 

(По В. Ам­лин­ско­му) *

 

* Вла­ди­мир Ильич Ам­лин­ский — рос­сий­ский пи­са­тель вто­рой по­ло­ви­ны XX века, автор рас­ска­зов и по­ве­стей о молодёжи: «Стан­ция пер­вой любви», «Пер­вая бес­сон­ни­ца», «На рас­све­те, в на­ча­ле до­ро­ги» и дру­гих.

1
Задания Д B2 № 3601

Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению 18: «Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно…»?

 

1) (12)Но чувствовалось, что живут не в деревне, а где-то в пригороде, может быть, на разъезде.

2) (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.

3) (19)Я даже не мог понять, в чём тут секрет.

4) (21)Особенно на фоне пронёсшейся передо мной громадной выставки бесцветных знаков псевдожизни — непрожитой, невыстраданной, усреднённой, но искусно упорядоченной и оправленной в рамы.

Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д A2 № 3647

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «зрелой» (предложение 20).

1) хо­ро­шо об­ду­ман­ной
2) про­пор­ци­о­наль­ной
3) впол­не раз­вив­шей­ся
4) сдер­жан­ной
Источник: Банк заданий ФИПИ
Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

2
Задания Д B12 № 5385

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Мне кажется,(1) что сейчас все люди на одно лицо… — сказал Роман. — Знаешь,(2) как я это заметил? Перестал различать дикторш телевидения. Все с глазками, (3) все с носиками, (4) и никакой разницы.


— (1)Мне ка­жет­ся, что сей­час все люди на одно лицо… — ска­зал Роман. — (2)Зна­ешь, как я это за­ме­тил? (3)Пе­ре­стал раз­ли­чать дик­торш те­ле­ви­де­ния. (4)Все с глаз­ка­ми, все с но­си­ка­ми, и ни­ка­кой раз­ни­цы. (5)А потом огля­дел­ся: ба­тюш­ки, все люди, окру­жа­ю­щие нас, не про­сто бра­тья, а од­но­яй­це­вые близ­не­цы.

(6)Сашка по­до­зри­тель­но по­смот­рел на Ро­ма­на. (7)Такое за­яв­ле­ние об оди­на­ко­во­сти не­со­вер­шен­но­го че­ло­ве­че­ства впол­не может быть за­ду­ман­ной про­во­ка­ци­ей: вы­звать его, Сашку, на раз­го­вор, в ко­то­ром он ни бе ни ме, а Роман-то всю про­блем­ку уже об­ду­мал до зёрныш­ка.

— (8)Есть ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, — про­бур­чал Сашка.

— (9)Их всё мень­ше, — ска­зал Роман. — (10)Очень долго не было си­ту­а­ции, при ко­то­рой лич­ность про­яв­ля­ет свой мак­си­мум. (11)Войны, на­при­мер, го­ло­да, оле­де­не­ния… (12)Все живут оди­на­ко­во, и все ста­но­вят­ся по­хо­жи­ми друг на друга.

— (13)Ну, ты даёшь! — разо­злил­ся Сашка. — (14)Все живут оди­на­ко­во? (15)Где ты это видел? (16)У одних ма­ши­ны, у дру­гих — от по­луч­ки до по­луч­ки, одни ничем не гну­ша­ют­ся, дру­гие всю жизнь в трам­вае стоят, по­то­му что стес­ня­ют­ся си­деть. (17)Одни верят во что-то, дру­гие ни во что не верят…

(18)Роман скри­вил­ся.

— (19)Нель­зя же по­ни­мать всё бук­валь­но… (20)Во все­об­щей оди­на­ко­во­сти тоже есть за­ко­ны роста от нуля до ста, к при­ме­ру. (21)Всё, что ты го­во­ришь, сюда укла­ды­ва­ет­ся. (22)Про­сто для того, чтобы стать лич­но­стью, надо выйти за эти за­ко­ны.

— (23)И что сде­лать?

— (24)В том-то и дело, что, когда ищешь, что сде­лать, это тоже по­ис­ки себя. (25)Что, по-тво­е­му, может при­ду­мать ор­ди­нар­ный че­ло­век?

— (26)Ну, зна­ешь, войны я не хочу, — ска­зал Сашка.

— (27)А я хочу? (28)Но ма­ши­на — это во­площённая пош­лость.

(29)Сашка пожал пле­ча­ми. (30)Да, он мог ска­зать, что когда у че­ло­ве­ка за­бот­ли­вая мать, когда у него нет про­блем с бра­тья­ми и сёстра­ми, когда рубль в кар­ма­не все­гда, то, ко­неч­но, при­ста­ло время по­ду­мать и о ми­ро­вых про­бле­мах. (31)Но он этого не ска­зал, по­то­му что по­лу­ча­лось, будто он ци­ти­ру­ет соб­ствен­ную мать. (32)Мать же так стре­ми­лась, чтоб всё у них было, как у всех, как у людей. (33)А ин­ди­ви­ду­аль­ность — это с жиру. (34)Это чтоб себя по­ка­зать. (35)Вот, ока­зы­ва­ет­ся, в чём был гвоздь.

(36)И Сашка мол­чал, хотя что-то в сло­вах Ро­ма­на вы­зы­ва­ло его не­воль­ный про­тест.

 

(По Г. Щер­ба­ко­вой) *

 

* Щер­ба­ко­ва Га­ли­на Ни­ко­ла­ев­на — со­вре­мен­ный про­за­ик, автор более 20 по­ве­стей и ро­ма­нов для юных и взрос­лых чи­та­те­лей: «Вам и не сни­лось», «Дверь в чужую жизнь», «Ак­три­са и ми­ли­ци­о­нер», «Ко­сточ­ка аво­ка­до» и др. По по­ве­сти «Вам и не сни­лось» был снят од­но­имённый фильм.

1
Задания Д A2 № 3581

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «гнушаются» (предложение 16).

1) пре­не­бре­га­ют
2) счи­та­ют до­стой­ным
3) при­ни­ма­ют во вни­ма­ние
4) за­бо­тят­ся
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д B6 № 3612

Замените книжное слово «ординарный» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Источник: Банк заданий ФИПИ

3
Задания Д B12 № 5387

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Останавливаются,(1) спрашивают,(2) как проехать на переправу,(3) и едут дальше. Дорога широкая,(4) разъезженная,(5) вся в ромбиках от шин.


(1)Шта­бов так много, что найти нуж­ный нам отдел со­всем не про­сто. (2)Везде ча­со­вые, на­тя­ну­та ко­лю­чая про­во­ло­ка.

(3)К ве­че­ру всё-таки на­хо­дим.

(4)Се­год­ня ночью, ока­зы­ва­ет­ся, долж­на пе­ре­прав­лять­ся на пе­ре­до­вую 184-я ди­ви­зия, а утром, во время бомбёжки, вышли из строя ди­ви­зи­он­ный ин­же­нер и ко­ман­дир взво­да.

(5)Майор про­тя­ги­ва­ет мне кон­верт, скле­ен­ный из потрёпан­ной то­по­гра­фи­че­ской карты.

— (6)Со­ве­тую пой­мать 184-ю здесь.

(7)Мы молча до­хо­дим до ре­гу­ли­ров­щи­ка.

— (8)Сто во­семь­де­сят четвёртая ещё не про­хо­ди­ла, — го­во­рит ре­гу­ли­ров­щик, не­мо­ло­дой уже, с ры­жи­ми усами.

(9)Мы са­дим­ся в кузов раз­би­той ма­ши­ны. (10)Солн­це зашло, но ещё свет­ло. (11)На за­па­де, над Ста­лин­гра­дом, небо со­всем крас­ное, и труд­но ска­зать, от­че­го это — от за­хо­дя­ще­го солн­ца или от по­жа­ра. (12)Три чёрных ды­мо­вых стол­ба мед­лен­но рас­плы­ва­ют­ся в воз­ду­хе. (13)Внизу они тон­кие, гу­стые и чёрные, как сажа. (14)Чем выше, тем они всё боль­ше рас­плы­ва­ют­ся, а со­всем вы­со­ко сли­ва­ют­ся в сплош­ную длин­ную тучу. (15)Она плос­кая и не­по­движ­ная, и, хотя в неё по­сту­па­ют всё новые и новые пор­ции дыма, она не удли­ня­ет­ся и не утол­ща­ет­ся. (16)Вот уже более двух не­дель стоит она такая, спо­кой­ная и не­по­движ­ная, над го­ря­щим го­ро­дом.

(17)А кру­гом нас зо­ло­тые осин­ки на чёрном фоне, тон­кие, неж­ные. (18)По до­ро­ге про­ез­жа­ют ма­ши­ны. (19)Оста­нав­ли­ва­ют­ся, спра­ши­ва­ют, как про­ехать на пе­ре­пра­ву, и едут даль­ше. (20)До­ро­га ши­ро­кая, разъ­ез­жен­ная, вся в ром­би­ках от шин. (21)Труд­но по­нять, где её края и куда она за­во­ра­чи­ва­ет. (22)Още­ти­нив­ший­ся ука­за­тель­ный столб когда-то, долж­но быть, стоял на обо­чи­не. (23)Сей­час он на самом фар­ва­те­ре, и кто-то на него уже на­е­хал. (24)Он на­кре­нил­ся, и таб­лич­ка с над­пи­сью «Ста­лин­град — 6 км» ука­зы­ва­ет прямо в небо.

— (25)До­ро­га в рай, — мрач­но из­ре­ка­ет Ва­ле­га.

(26)Ока­зы­ва­ет­ся, он тоже не лишён юмора.

(27)Под­хо­дит ре­гу­ли­ров­щик:

— (28)Во-он жу­рав­ли по­ле­те­ли, — и тычет гряз­ным, гру­бым паль­цем в небо. — (29)Ни­ка­кой войны для них нет.

(30)Мы долго сле­дим за би­сер­ным, точно вы­ши­тым в небе, тре­уголь­ни­ком, плы­ву­щим на юг. (31)Слыш­но даже, как кур­лы­чут жу­рав­ли.

— (32)Со­всем как самолёты, — го­во­рит ре­гу­ли­ров­щик.

(33)Эта ас­со­ци­а­ция про­мельк­ну­ла, по-ви­ди­мо­му, у всех нас, и мы смеёмся.

— (34)Что, туда или от­ту­да? — спра­ши­ва­ет ре­гу­ли­ров­щик.

— (35)Туда.

(36)Он ка­ча­ет го­ло­вой.

— (37)Да… (38)Не­ве­се­ло там, что и го­во­рить… — и от­хо­дит.

 

(По В. Не­кра­со­ву)*

 

* Не­кра­сов Вик­тор Пла­то­но­вич — рус­ский пи­са­тель. С 1941 по 1944 годы был на фрон­те, участ­во­вал в Ста­лин­град­ской битве. Не­кра­сов — автор по­ве­стей, рас­ска­зов, пу­те­вых за­ме­ток: «В око­пах Ста­лин­гра­да», «Пер­вое зна­ком­ство» и др. По его сце­на­ри­ям сняты ки­но­филь­мы.

1
Задания Д B6 № 3638

Замените устаревшее слово «изрекает» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

2
Задания Д A2 № 3639

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ассоциация» (предложение 33).

1) на­блю­де­ние за чем-либо
2) связь в во­об­ра­же­нии двух или не­сколь­ких об­ра­зов
3) доб­ро­воль­ное объ­еди­не­ние людей по ка­ко­му-то при­зна­ку
4) союз не­сколь­ких пред­при­я­тий
Источник: Банк заданий ФИПИ
Источник: Банк заданий ФИПИ

4
Задания Д B12 № 5389

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

 

Леса стояли сухие,(1) как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него,(2) но промахнулся,(3) и заяц удрал.


(1)Этой осе­нью я но­че­вал у деда Ла­ри­о­на на Ур­жен­ском озере. (2) Со­звез­дия, хо­лод­ные, как кру­пин­ки льда, пла­ва­ли в воде. (3) Утки зябли в за­рос­лях и кря­ка­ли всю ночь.

(4)Деду не спа­лось. (5)Он по­ста­вил са­мо­вар — от него окна в избе сразу за­по­те­ли. (6)В сенях мирно спал заяц, дедов лю­би­мец, и из­ред­ка во сне гром­ко сту­чал зад­ней лапой по гни­лой по­ло­ви­це.

(7)Мы пили чай ночью, до­жи­да­ясь не­ре­ши­тель­но­го рас­све­та, и за чаем дед по­ве­дал мне ис­то­рию о зайце.

(8)В ав­гу­сте дед пошёл охо­тить­ся на се­вер­ный берег озера. (9) Леса сто­я­ли сухие, как порох. (10)Деду по­пал­ся зай­чо­нок с рва­ным левым ухом. (11)Дед вы­стре­лил в него, но про­мах­нул­ся, и заяц удрал.

(12)Дед огор­чил­ся и пошёл даль­ше. (13)Но вдруг за­тре­во­жил­ся: с юга, со сто­ро­ны Ло­пу­хов, силь­но тя­ну­ло гарью. (14)Под­нял­ся ветер. (15)Дым гу­стел — стало труд­но ды­шать.

(16)Дед понял, что на­чал­ся лес­ной пожар и огонь идёт прямо на него. (17)Ветер перешёл в ура­ган. (18)Огонь гнало по земле с не­слы­хан­ной ско­ро­стью.

(19)Дед по­бе­жал по коч­кам, спо­ты­кал­ся, падал, дым вы­едал ему глаза, а сзади был уже слы­шен ши­ро­кий гул и треск пла­ме­ни.

(20)Смерть на­сти­га­ла деда, хва­та­ла его за плечи, и в это время из-под ног у деда вы­ско­чил заяц. (21)Он бежал мед­лен­но и во­ло­чил зад­ние лапы. (22)Потом толь­ко дед за­ме­тил, что они у зайца об­го­ре­ли.

(23)Ла­ри­он об­ра­до­вал­ся зайцу, будто род­но­му. (24)Дед, ста­рый лес­ной жи­тель, знал, что звери го­раз­до лучше че­ло­ве­ка чуют, от­ку­да идёт огонь, и все­гда спа­са­ют­ся. (25)Гиб­нут они толь­ко тогда, когда огонь их окру­жа­ет.

(26)Дед бежал за зай­цем, пла­кал от стра­ха и кри­чал: «(27) По­го­ди, милый, не беги так-то шибко!»

(28)Заяц вывел деда из огня. (29)Когда они вы­бе­жа­ли из леса к озеру, то оба упали от уста­ло­сти. (30)Дед по­до­брал зайца и понёс домой. (31)У зайца были опа­ле­ны зад­ние ноги и живот. (32)Дед вы­ле­чил его и оста­вил у себя.

— (33)Этот заяц, — ска­зал дед, — спа­си­тель мой: я ему жиз­нью обя­зан­ный. (34)Я, можно ска­зать, бла­го­дар­ность ему ока­зы­вать дол­жен, а ты го­во­ришь — бро­сить…

(35)Так и живут вме­сте — ста­рый дед Ла­ри­он, его внук Вань­ка да заяц с рва­ным ухом.

 

(По К.Г Па­у­стов­ско­му) *

* Па­у­стов­ский Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель, пуб­ли­цист. Со­здал много очер­ков, рас­ска­зов, по­ве­стей о при­ро­де, о внут­рен­нем мире че­ло­ве­ка. На­пи­сал серию книг о твор­че­стве и о людях ис­кус­ства: «Орест Ки­прен­ский», «Исаак Ле­ви­тан», «Тарас Шев­чен­ко» и др.

1
Задания Д B6 № 3575

Замените разговорное слово УДРАЛ в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

2
Задания Д A2 № 3590

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ПОВЕДАЛ (предложение 7).

1) пре­поднёс
2) про­ком­мен­ти­ро­вал
3) рас­ска­зал
4) об­су­дил
Источник: Банк заданий ФИПИ
Источник: Банк заданий ФИПИ
Пояснение · ·

5
Задания Д B12 № 5390

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными сочинительной связью.

 

Солнце зашло,(1) но ещё светло. На западе,(2) над Сталинградом,(3) небо совсем красное, (4) и трудно сказать,(5) отчего это — от заходящего солнца или от пожара.


(1)Шта­бов так много, что найти нуж­ный нам отдел со­всем не про­сто. (2)Везде ча­со­вые, на­тя­ну­та ко­лю­чая про­во­ло­ка.

(3)К ве­че­ру всё-таки на­хо­дим.

(4)Се­год­ня ночью, ока­зы­ва­ет­ся, долж­на пе­ре­прав­лять­ся на пе­ре­до­вую 184-я ди­ви­зия, а утром, во время бомбёжки, вышли из строя ди­ви­зи­он­ный ин­же­нер и ко­ман­дир взво­да.

(5)Майор про­тя­ги­ва­ет мне кон­верт, скле­ен­ный из потрёпан­ной то­по­гра­фи­че­ской карты.

— (6)Со­ве­тую пой­мать 184-ю здесь.

(7)Мы молча до­хо­дим до ре­гу­ли­ров­щи­ка.

— (8)Сто во­семь­де­сят четвёртая ещё не про­хо­ди­ла, — го­во­рит ре­гу­ли­ров­щик, не­мо­ло­дой уже, с ры­жи­ми усами.

(9)Мы са­дим­ся в кузов раз­би­той ма­ши­ны. (10)Солн­це зашло, но ещё свет­ло. (11)На за­па­де, над Ста­лин­гра­дом, небо со­всем крас­ное, и труд­но ска­зать, от­че­го это — от за­хо­дя­ще­го солн­ца или от по­жа­ра. (12)Три чёрных ды­мо­вых стол­ба мед­лен­но рас­плы­ва­ют­ся в воз­ду­хе. (13)Внизу они тон­кие, гу­стые и чёрные, как сажа. (14)Чем выше, тем они всё боль­ше рас­плы­ва­ют­ся, а со­всем вы­со­ко сли­ва­ют­ся в сплош­ную длин­ную тучу. (15)Она плос­кая и не­по­движ­ная, и, хотя в неё по­сту­па­ют всё новые и новые пор­ции дыма, она не удли­ня­ет­ся и не утол­ща­ет­ся. (16)Вот уже более двух не­дель стоит она такая, спо­кой­ная и не­по­движ­ная, над го­ря­щим го­ро­дом.

(17)А кру­гом нас зо­ло­тые осин­ки на чёрном фоне, тон­кие, неж­ные. (18)По до­ро­ге про­ез­жа­ют ма­ши­ны. (19)Оста­нав­ли­ва­ют­ся, спра­ши­ва­ют, как про­ехать на пе­ре­пра­ву, и едут даль­ше. (20)До­ро­га ши­ро­кая, разъ­ез­жен­ная, вся в ром­би­ках от шин. (21)Труд­но по­нять, где её края и куда она за­во­ра­чи­ва­ет. (22)Още­ти­нив­ший­ся ука­за­тель­ный столб когда-то, долж­но быть, стоял на обо­чи­не. (23)Сей­час он на самом фар­ва­те­ре, и кто-то на него уже на­е­хал. (24)Он на­кре­нил­ся, и таб­лич­ка с над­пи­сью «Ста­лин­град — 6 км» ука­зы­ва­ет прямо в небо.

— (25)До­ро­га в рай, — мрач­но из­ре­ка­ет Ва­ле­га.

(26)Ока­зы­ва­ет­ся, он тоже не лишён юмора.

(27)Под­хо­дит ре­гу­ли­ров­щик:

— (28)Во-он жу­рав­ли по­ле­те­ли, — и тычет гряз­ным, гру­бым паль­цем в небо. — (29)Ни­ка­кой войны для них нет.

(30)Мы долго сле­дим за би­сер­ным, точно вы­ши­тым в небе, тре­уголь­ни­ком, плы­ву­щим на юг. (31)Слыш­но даже, как кур­лы­чут жу­рав­ли.

— (32)Со­всем как самолёты, — го­во­рит ре­гу­ли­ров­щик.

(33)Эта ас­со­ци­а­ция про­мельк­ну­ла, по-ви­ди­мо­му, у всех нас, и мы смеёмся.

— (34)Что, туда или от­ту­да? — спра­ши­ва­ет ре­гу­ли­ров­щик.

— (35)Туда.

(36)Он ка­ча­ет го­ло­вой.

— (37)Да… (38)Не­ве­се­ло там, что и го­во­рить… — и от­хо­дит.

 

(По В. Не­кра­со­ву)*

 

* Не­кра­сов Вик­тор Пла­то­но­вич — рус­ский пи­са­тель. С 1941 по 1944 годы был на фрон­те, участ­во­вал в Ста­лин­град­ской битве. Не­кра­сов — автор по­ве­стей, рас­ска­зов, пу­те­вых за­ме­ток: «В око­пах Ста­лин­гра­да», «Пер­вое зна­ком­ство» и др. По его сце­на­ри­ям сняты ки­но­филь­мы.

1
Задания Д B6 № 3638

Замените устаревшее слово «изрекает» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

2
Задания Д A2 № 3639

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ассоциация» (предложение 33).

1) на­блю­де­ние за чем-либо
2) связь в во­об­ра­же­нии двух или не­сколь­ких об­ра­зов
3) доб­ро­воль­ное объ­еди­не­ние людей по ка­ко­му-то при­зна­ку
4) союз не­сколь­ких пред­при­я­тий
Источник: Банк заданий ФИПИ
Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

Пройти тестирование по этим заданиям