СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Дополнительные задания

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д B3 № 5873

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

 

1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.

3) Скрипка замолчала надолго.

4) И свет фонариков погас.


(1)Оско­лок сна­ря­да по­рвал стру­ны на скрип­ке. (2)Оста­лась толь­ко одна, по­след­няя. (3)За­пас­ных струн у му­зы­кан­та Его­ро­ва не было, до­стать их было негде, по­то­му что дело про­ис­хо­ди­ло осе­нью 1941 года на кро­хот­ном ост­ров­ке в Бал­тий­ском море, где со­вет­ские воины от­би­ва­ли не­пре­рыв­ные атаки нем­цев.

(4)Война за­ста­ла на ост­ро­ве не­сколь­ких актёров — муж­чин и жен­щин. (5)Днём муж­чи­ны вме­сте с бой­ца­ми рыли окопы и от­би­ва­ли не­мец­кие атаки, а жен­щи­ны пе­ре­вя­зы­ва­ли ра­не­ных и сти­ра­ли бой­цам белье. (6)Ночью, если не было боя, актёры устра­и­ва­ли кон­цер­ты и спек­так­ли на ма­лень­ких по­ля­нах в лесу.

– (7)Хо­ро­шо, — ска­же­те вы, — в тем­но­те, ко­неч­но, можно рас­слы­шать пение или му­зы­ку, но не­по­нят­но, как актёры ухит­ря­лись разыг­ры­вать спек­так­ли в ноч­ном лесу. (8)Что в этом мраке могли уви­деть зри­те­ли?

(9)Но война и от­сут­ствие света по ночам со­зда­ли свои тра­ди­ции и вы­дум­ки. (10)Как толь­ко на­чи­нал­ся спек­такль, зри­те­ли на­во­ди­ли на актёров узкие лучи кар­ман­ных элек­три­че­ских фо­на­ри­ков, и лучи эти всё время пе­ре­ле­та­ли, как ма­лень­кие ог­нен­ные птицы, с од­но­го лица на дру­гое в за­ви­си­мо­сти от того, кто из актёров в это время го­во­рил.

(11)На Его­ро­ва зри­те­ли ни­ко­гда не на­во­ди­ли лучи фо­на­ри­ков. (12)Все­гда он играл в тем­но­те, и един­ствен­ной точ­кой света, какую он часто видел перед собой, была боль­шая звез­да, что ле­жа­ла на краю моря, как за­бы­тый маяк.

(13)…Стру­ны на скрип­ке были по­рва­ны, и Его­ров боль­ше не мог иг­рать. (14)На пер­вом же ноч­ном кон­цер­те он ска­зал об этом не­ви­ди­мым зри­те­лям. (15)Не­ожи­дан­но из лес­ной тем­но­ты чей-то мо­ло­дой голос от­ве­тил:

— (16)А Па­га­ни­ни играл и на одной стру­не…

(17)Па­га­ни­ни! (18)Разве Его­ров мог рав­нять­ся с ним, с ве­ли­ким му­зы­кан­том!

(19)Всё же он мед­лен­но под­нял скрип­ку к плечу. (20)Звез­да спо­кой­но го­ре­ла на краю за­ли­ва. (21)Свет её не мер­цал, не пе­ре­ли­вал­ся, как все­гда. (22)Его­ров за­иг­рал, и не­ожи­дан­но одна стру­на за­пе­ла с такой же силой и неж­но­стью, как могли бы петь все стру­ны.

(23)Тот­час вспых­ну­ли элек­три­че­ские фо­на­ри­ки. (24)Впер­вые их лучи уда­ри­ли в лицо Его­ро­ва, и он за­крыл глаза. (25)Иг­рать было легко, будто сухие, лёгкие паль­цы Па­га­ни­ни во­ди­ли по изуро­до­ван­ной скрип­ке.

(26)В ко­рот­ком ан­трак­те войны, в глу­хом лесу, где пахло гарью, зве­не­ла и росла ме­ло­дия Чай­ков­ско­го, и от её то­ми­тель­но­го на­пе­ва, ка­за­лось, разо­рвётся, не вы­дер­жит серд­це.

(27)И по­след­няя стру­на, дей­стви­тель­но, не вы­дер­жа­ла силы зву­ков и по­рва­лась. (28)Сразу же свет фо­на­ри­ков пе­ре­ле­тел с лица Его­ро­ва на скрип­ку. (29)Скрип­ка за­мол­ча­ла на­дол­го. (30)И свет фо­на­ри­ков погас. (31)Толпа слу­ша­те­лей толь­ко вздох­ну­ла.

(32)Его­ро­ву не на чем было иг­рать, он стал обык­но­вен­ным бой­цом в обык­но­вен­ном от­ря­де. (33)И во время од­но­го ноч­но­го боя отдал свою жизнь за Ро­ди­ну.

(34)Скрип­ку Его­ро­ва бойцы по­ло­жи­ли в фу­тляр, за­ши­ли в ста­рое бай­ко­вое оде­я­ло и пе­ре­да­ли лётчику, уле­тав­ше­му в Ле­нин­град.

(35)В Ле­нин­гра­де лётчик отнёс скрип­ку из­вест­но­му дирижёру. (36)Тот взял её двумя паль­ца­ми, взве­сил в воз­ду­хе и улыб­нул­ся: это была ита­льян­ская скрип­ка, по­те­ряв­шая вес от ста­ро­сти и мно­го­лет­не­го пения.

– (37)Я пе­ре­дам её луч­ше­му скри­па­чу на­ше­го ор­кест­ра, — ска­зал лётчику дирижёр.

(38)Где те­перь эта скрип­ка — я не знаю. (39)Но где бы она ни была, она иг­ра­ет пре­крас­ные ме­ло­дии, зна­ко­мые нам и лю­би­мые нами. (40)Она иг­ра­ет, за­став­ляя серд­ца слу­ша­те­лей дро­жать, по­то­му что в каж­дом серд­це есть стру­на, ко­то­рая обя­за­тель­но отзовётся даже на сла­бый при­зыв пре­крас­но­го.

 

(По К. Па­у­стов­ско­му) *

 

* Па­у­стов­ский Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич (1892—1968) — рус­ский пи­са­тель, ма­стер ро­ман­ти­че­ской прозы, автор про­из­ве­де­ний о при­ро­де, ис­то­ри­че­ских по­ве­стей, ху­до­же­ствен­ных ме­му­а­ров.

1
Задания Д A2 № 3431

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «отбивать» (предложение 5).

1) вер­нуть себе силой
2) уда­ра­ми раз­мяг­чить
3) уда­лить, рас­про­стра­нить
4) от­ра­зить встреч­ным уда­ром
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д B6 № 3432

Замените разговорное слово «крохотный» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

2
Задания Д B3 № 5874

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 

1) Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.

2) И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.

3) Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.

4) Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.


(1)Мно­го­чис­лен­ная пуб­ли­ка со­бра­лась слу­шать ори­ги­наль­но­го му­зы­кан­та. (2)Он был слеп, но молва пе­ре­да­ва­ла чу­де­са о его му­зы­каль­ном та­лан­те и о его лич­ной судь­бе. (3)Го­во­ри­ли, будто в дет­стве он был по­хи­щен из за­жи­точ­ной семьи бан­дой слеп­цов, с ко­то­ры­ми бро­дил, пока из­вест­ный про­фес­сор не об­ра­тил вни­ма­ния на его за­ме­ча­тель­ный му­зы­каль­ный та­лант. (4)Дру­гие пе­ре­да­ва­ли, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то ро­ман­ти­че­ских по­буж­де­ний. (5)Как бы то ни было, зал был набит бит­ком. (6)Сво­бод­ных мест не было.

(7)В зале на­ста­ла глу­бо­кая ти­ши­на, когда на эст­ра­де по­явил­ся мо­ло­дой че­ло­век с кра­си­вы­ми боль­ши­ми гла­за­ми и блед­ным лицом. (8)Никто не при­знал бы его сле­пым, если б эти глаза не были так не­по­движ­ны и если б его не вела мо­ло­дая дама, как го­во­ри­ли, жена му­зы­кан­та.

– (9)Не муд­ре­но, что он про­из­во­дит такое по­тря­са­ю­щее впе­чат­ле­ние, — го­во­рил в толпе какой-то че­ло­век сво­е­му со­се­ду. — (10)У него, по-моему, за­ме­ча­тель­но дра­ма­ти­че­ская на­руж­ность.

(11)Дей­стви­тель­но, и это блед­ное лицо с вы­ра­же­ни­ем вдум­чи­во­го вни­ма­ния, и не­по­движ­ные глаза, и вся его фи­гу­ра рас­по­ла­га­ли к чему-то осо­бен­но­му, не­при­выч­но­му.

(12)Живое чув­ство род­ной при­ро­ды, чут­кая ори­ги­наль­ная связь с не­по­сред­ствен­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми на­род­ной ме­ло­дии ска­зы­ва­лись в им­про­ви­за­ции, ко­то­рая ли­лась из-под рук сле­по­го му­зы­кан­та. (13)Бо­га­тая крас­ка­ми, гиб­кая и пе­ву­чая, она бе­жа­ла звон­кой струёй, то под­ни­ма­ясь тор­же­ствен­ным гим­ном, то раз­ли­ва­ясь за­ду­шев­ным груст­ным на­пе­вом. (14)Ка­за­лось по вре­ме­нам: то буря гулко гре­мит в не­бе­сах, рас­ка­ты­ва­ясь в бес­ко­неч­ном про­сто­ре, то лишь степ­ной ветер зве­нит в траве, на кур­га­не, на­ве­вая смут­ные грёзы о ми­нув­шем.

(15)Когда он смолк, гром ру­ко­плес­ка­ний охва­чен­ной вос­тор­гом толпы на­пол­нил гро­мад­ный зал. (16)Сле­пой сидел с опу­щен­ною го­ло­вой, при­слу­ши­ва­ясь к этому гро­хо­ту. (17)Но вот он опять под­нял руки и уда­рил по кла­ви­шам — мно­го­люд­ный зал мгно­вен­но при­тих.

(18)В эту ми­ну­ту вошёл ста­рик, вни­ма­тель­но огля­дел толпу, охва­чен­ную одним чув­ством, на­пра­вив­шую на сле­по­го го­ря­щие взгля­ды. (19)Он слу­шал и ждал: боль­ше, чем кто-ни­будь дру­гой в этой толпе, по­ни­мал он живую драму этих зву­ков.

(20)Ему ка­за­лось, что эта мо­гу­чая, сво­бод­но лью­ща­я­ся из души му­зы­кан­та им­про­ви­за­ция вдруг оборвётся тре­вож­ным, бо­лез­нен­ным во­про­сом, ко­то­рый от­кро­ет новую рану в душе сле­по­го. (21)Но звуки росли, креп­ли, ста­но­ви­лись всё более и более власт­ны­ми, за­хва­ты­ва­ли серд­це за­ми­рав­шей толпы.

(22)И вдруг серд­це ста­ри­ка упало. (23)Из-под рук му­зы­кан­та опять, как и пре­жде, вы­рвал­ся стон. (24)Вы­рвал­ся, про­зве­нел и замер. (25)Но это уже были не одни стоны лич­но­го горя, не одно сле­пое стра­да­ние. (26)На гла­зах ста­ри­ка по­яви­лись слёзы. (27)Слёзы были и на гла­зах его со­се­дей.

– (28)Он про­зрел, да, это прав­да, — он про­зрел, — думал ста­рик. — (29)Вме­сто эго­и­сти­че­ско­го стра­да­ния он носит в душе ощу­ще­ние жизни.

(30)Среди яркой и оживлённой ме­ло­дии, счаст­ли­вой и сво­бод­ной, как степ­ной ветер, и, как он, без­за­бот­ной, среди пёстро­го и ши­ро­ко­го гула жизни, среди то груст­но­го, то ве­ли­ча­во­го на­пе­ва на­род­ной песни всё чаще, всё на­стой­чи­вее и силь­нее про­ры­ва­лась какая-то за душу хва­та­ю­щая нота.

(31)Ка­за­лось, будто удар раз­ра­зил­ся над тол­пою, и каж­дое серд­це дро­жа­ло, как будто он ка­сал­ся его сво­и­ми быст­ро бе­га­ю­щи­ми ру­ка­ми. (32)Он давно уже смолк, но толпа хра­ни­ла гро­бо­вое мол­ча­ние.

(33)Ста­рик всё ниже опус­кал го­ло­ву. (34)Он сде­лал своё дело, он не­да­ром про­жил на свете, ему го­во­ри­ли об этом пол­ные силы власт­ные звуки, сто­яв­шие в зале, ца­рив­шие над тол­пой…

Им­про­ви­за­ция — со­зда­ние ху­до­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния не­по­сред­ствен­но в про­цес­се его ис­пол­не­ния.

 

(По В. Ко­ро­лен­ко) *

 

* Ко­ро­лен­ко Вла­ди­мир Га­лак­ти­о­но­вич (1853—1921) — пи­са­тель, жур­на­лист, пуб­ли­цист. Ос­нов­ные про­из­ве­де­ния — «Ис­то­рия моего со­вре­мен­ника», «В дур­ном об­ще­стве. Из дет­ских вос­по­ми­на­ний моего при­я­те­ля», «Сле­пой му­зы­кант».

1
Задания Д A2 № 3433

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «глубокая» (предложение 7).

1) не­до­ступ­ная, скры­тая
2) пол­ная, аб­со­лют­ная
3) очень дав­няя
4) ка­са­ю­ща­я­ся сущ­но­сти каких-либо яв­ле­ний
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д B6 № 3434

Замените разговорное словосочетание «набит битком» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

3
Задания Д B3 № 5875

Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.

 

1) Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

2) Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.

3) Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.

4) Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.


(1)Ком­по­зи­тор Эд­вард Григ про­во­дил осень в лесах около Бер­ге­на. (2)Все леса хо­ро­ши, но осо­бен­но хо­ро­ши гор­ные леса около моря: в них слыш­но, как шумит при­бой.

(3)Од­на­ж­ды Григ встре­тил в лесу ма­лень­кую де­воч­ку с двумя ко­сич­ка­ми — дочь лес­ни­ка. (4)Она со­би­ра­ла ело­вые шишки и клала их в плетёную кор­зин­ку.

– (5)Как тебя зовут, де­воч­ка? — спро­сил Григ.

– (6)Дагни, — впол­го­ло­са от­ве­ти­ла де­воч­ка.

(7)Она от­ве­ти­ла впол­го­ло­са не от ис­пу­га, а от сму­ще­ния. (8)Ис­пу­гать­ся она не могла, так как глаза Грига сме­я­лись.

– (9)Вот беда! — ска­зал Григ. — (10)Мне не­че­го тебе по­да­рить. (11)Я не ношу в кар­ма­не ни кукол, ни лент, ни бар­хат­ных зай­цев. (12)Слу­шай, Дагни, я при­ду­мал. (13)Я по­да­рю тебе одну ин­те­рес­ную вещь. (14)Но толь­ко не сей­час, а лет через де­сять.

(15)Дагни даже всплес­ну­ла ру­ка­ми.

– (16)Ой, как долго!

– (17)Мне её ещё нужно сде­лать. (18)Я сде­лаю её, может быть, за не­сколь­ко дней, но такие вещи не дарят детям. (19)Я делаю по­дар­ки для взрос­лых, а ты ещё ма­лень­кая и мно­го­го не по­ни­ма­ешь. (20)А те­перь давай кор­зин­ку, ты её едва та­щишь. (21)Я про­во­жу тебя, и мы по­го­во­рим о чём-ни­будь дру­гом.

(22) Кор­зи­на дей­стви­тель­но была тяжёлая, и Дагни, вздох­нув, про­тя­ну­ла её Григу.

(23)Когда среди де­ре­вьев по­ка­зал­ся дом лес­ни­ка, Григ ска­зал:

– (24)Ну, те­перь ты до­бе­жишь сама, Дагни.

– (25)Разве вы не зайдёте к нам?

– (26)Спа­си­бо. (27)Сей­час мне не­ко­гда. (28)Про­щай, Дагни!

…(29)Когда Дагни ис­пол­ни­лось во­сем­на­дцать лет и она окон­чи­ла школу, отец отвёз её по­го­стить к своей сест­ре в город. (30)Од­на­ж­ды Дагни с тётуш­кой от­пра­ви­лась на кон­церт. (31)Был тёплый июнь, сто­я­ли белые ночи, и кон­цер­ты про­хо­ди­ли в го­род­ском парке под от­кры­тым небом. (32)Не­смот­ря на вечер, ни дирижёр, ни ор­кест­ран­ты не вклю­чи­ли лам­по­чек над пуль­та­ми.

(33)Дагни впер­вые слы­ша­ла сим­фо­ни­че­скую му­зы­ку. (34)Она про­из­ве­ла на неё стран­ное дей­ствие. (35)Все пе­ре­ли­вы ор­кест­ра вы­зы­ва­ли в Дагни мно­же­ство кар­тин, по­хо­жих на сны. (36)Потом она вздрог­ну­ла и под­ня­ла глаза. (37)Ей по­чу­ди­лось, что худой муж­чи­на во фраке, объ­яв­ляв­ший про­грам­му кон­цер­та, на­звал её имя.

(38)Тётушка смот­ре­ла на Дагни не то с ужа­сом, не то с вос­хи­ще­ни­ем.

– (39)Что слу­чи­лось? — спро­си­ла Дагни. (40)Тётушка схва­ти­ла её за руку и про­шеп­та­ла:

– (41)Слу­шай!

(42)Тогда Дагни услы­ха­ла, как че­ло­век во фраке ска­зал:

– (43)Слу­ша­те­ли из по­след­них рядов про­сят меня по­вто­рить. (44)Итак, сей­час будет ис­пол­не­на зна­ме­ни­тая му­зы­каль­ная пьеса Эд­вар­да Грига, по­свящённая Дагни, до­че­ри лес­ни­ка, по слу­чаю её во­сем­на­дца­ти­ле­тия.

(45)Сна­ча­ла она ни­че­го не слы­ша­ла. (46)Внут­ри у неё шу­ме­ла буря. (47)Потом она на­ко­нец услы­ша­ла, как поёт ран­ним утром пас­ту­ше­ский рожок и в ответ ему сот­ня­ми го­ло­сов, чуть вздрог­нув, от­кли­ка­ет­ся, как эхо, струн­ный ор­кестр. (48)Ме­ло­дия росла, под­ни­ма­лась, бу­ше­ва­ла, как ветер, не­с­лась по вер­ши­нам де­ре­вьев, сры­ва­ла ли­стья, ка­ча­ла траву, била в лицо про­хлад­ны­ми брыз­га­ми.

(49)Да! (50)Это была её ро­ди­на, её горы, песни рож­ков, шум её моря! (51)Так зна­чит, тот седой че­ло­век, что помог ей до­не­сти до дому кор­зи­ну, был Эд­вард Григ, ис­тин­ный вол­шеб­ник и ве­ли­кий му­зы­кант! (52)Так вот какой по­да­рок он обе­щал сде­лать ей через де­сять лет!

 

(По К. Па­у­стов­ско­му) *

 

* Па­у­стов­ский Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич (1892—1968) — рус­ский пи­са­тель, ма­стер ро­ман­ти­че­ской прозы, автор про­из­ве­де­ний о при­ро­де, ис­то­ри­че­ских по­ве­стей, ху­до­же­ствен­ных ме­му­а­ров.

1
Задания Д A2 № 3435

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «открытым» (предложение 31).

1) ничем не за­слонённый
2) ис­крен­ний, от­кро­вен­ный
3) явный, пря­мой
4) внеш­не за­мет­ный
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д B6 № 3473

Замените разговорное слово ПОЧУДИЛОСЬ в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

4
Задания Д B3 № 5876

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 

1) Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.

2) Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.

3) Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.

4) Прошло немалое время, пока я узнал музыку.


(1)Жил в нашей де­рев­не Вася. (2)Жил он тихо-мирно, зла ни­ко­му не при­чи­нял, но редко кто за­хо­дил к нему.

(3)Здесь, возле его оди­но­ко­го до­миш­ки, я в пер­вый раз в жизни услы­шал му­зы­ку — скрип­ку...

(4)Му­зы­ка эта как будто при­гвоз­ди­ла меня к месту. (5)Я замер и стал вслу­ши­вать­ся. (6)Мне ка­за­лось, что и не му­зы­ка это, а ключ течёт из-под горы. (7)Кто-то, ка­за­лось, при­пал к воде гу­ба­ми, пьёт, пьёт и не может на­пить­ся — так ис­сох­ло у него во рту и внут­ри. (8)Но скрип­ка сама по­ту­ши­ла этот жар.

(9)На по­лу­сло­ве смолк­ла скрип­ка, смолк­ла, не вы­крик­нув, а вы­дох­нув боль. (10)Толь­ко серд­це моё, за­няв­ше­е­ся от горя и вос­тор­га, как встре­пе­ну­лось, как под­прыг­ну­ло, так и бьётся у горла, ра­нен­ное на всю жизнь му­зы­кой.

(11)О чём же это рас­ска­зы­ва­ла мне му­зы­ка? (12)На что она жа­ло­ва­лась? (13)На кого гне­ва­лась? (14)По­че­му так тре­вож­но и горь­ко мне? (15)По­че­му жалко са­мо­го себя?

(16)Долго сидел я, сли­зы­вая круп­ные слёзы, ка­тив­ши­е­ся на губы. (17)Не было сил под­нять­ся и уйти. (18)Скрип­ки не было слыш­но, и свет в Ва­си­ной из­буш­ке не горел. (19)Я осто­рож­но подошёл по­бли­же, за­гля­нул в окно. (20)Чуть мер­цая, то­пи­лась в из­буш­ке про­го­рев­шая же­лез­ная печка. (21)Ко­леб­лю­щим­ся све­том она обо­зна­ча­ла сто­лик у стены, топ­чан в углу. (22)На топ­ча­не по­лу­ле­жал Вася, при­крыв глаза левой рукой. (23)На груди его по­ко­и­лась скрип­ка, длин­ная па­лоч­ка-смы­чок была за­жа­та в пра­вой руке.

(24)Я ти­хонь­ко при­от­крыл дверь, шаг­нул в ка­ра­ул­ку и сел на порог, не от­ры­ва­ясь глядя на руку, в ко­то­рой за­жа­та была глад­кая па­лоч­ка.

– (25)Сыг­рай­те, дя­день­ка, ещё.

– (26)Что тебе, маль­чик, сыг­рать?

– (27)Что хо­ти­те, дя­день­ка.

(28)Вася сел на топ­ча­не, по­вер­тел де­ре­вян­ные штырёчки скрип­ки, по­тро­гал смыч­ком стру­ны. (29)Потом он вски­нул к плечу скрип­ку и за­иг­рал.

(30)Про­шло не­ма­лое время, пока я узнал му­зы­ку. (31)Та же самая была она, и в то же время со­всем дру­гая. (32)Мягче, доб­рее.

(33)Я так за­слу­шал­ся, что вздрог­нул, когда Вася за­го­во­рил.

– (34)Эту му­зы­ку на­пи­сал че­ло­век, ко­то­ро­го ли­ши­ли са­мо­го до­ро­го­го. — (35)Вася думал вслух, не пе­ре­ста­вая иг­рать. — (36)Если у че­ло­ве­ка нет ма­те­ри, нет отца, но есть ро­ди­на, — он ещё не си­ро­та. (37)Всё про­хо­дит: лю­бовь, со­жа­ле­ние о ней, го­речь утрат, даже боль от ран про­хо­дит, но ни­ко­гда-ни­ко­гда не про­хо­дит и не гас­нет тоска по ро­ди­не... (38)Эту му­зы­ку на­пи­сал мой зем­ляк Огин­ский. (39)На­пи­сал на гра­ни­це, про­ща­ясь с ро­ди­ной. (40)Он по­сы­лал ей по­след­ний при­вет. (41)Давно уже нет ком­по­зи­то­ра на свете. (42)Но боль его, тоска его, лю­бовь к род­ной земле, ко­то­рую никто не мог от­нять, живы до сих пор.

(43)Вася за­мол­чал, го­во­ри­ла скрип­ка, пела скрип­ка, уга­са­ла скрип­ка. (44)Голос её ста­но­вил­ся тише, рас­тя­ги­вал­ся в тем­но­те то­ню­сень­кой свет­лой па­у­тин­кой. (45)Па­у­тин­ка за­дро­жа­ла, кач­ну­лась и почти без­звуч­но обо­рва­лась.

(46)Я убрал руку от горла и вы­дох­нул тот вдох, ко­то­рый удер­жи­вал гру­дью, рукой, от­то­го что бо­ял­ся обо­рвать свет­лую па­у­тин­ку. (47)Но всё равно она обо­рва­лась. (48)Печка по­тух­ла. (49)Скрип­ки не слыш­но. (50)Тишь. (51)Те­мень. (52)Грусть.

– (53)Спа­си­бо вам, дя­день­ка, — про­шеп­тал я.

(54)Вася ше­вель­нул­ся в углу, рас­сме­ял­ся смущённо и спро­сил:

– (55)За что?

– (56)Я не знаю, за что...

(57)И вы­ско­чил из из­буш­ки. (58)Рас­тро­ган­ны­ми сле­за­ми бла­го­да­рил я Васю, этот мир ноч­ной, спя­щее село, спя­щий за ним лес. (59)Мне ни­че­го сей­час не страш­но! (60)В эти ми­ну­ты не было во­круг меня зла. (61)Мир был добр и оди­нок — ни­че­го, ни­че­го дур­но­го в нём не уме­ща­лось.

 

(По В. Аста­фье­ву) *

 

* Аста­фьев Вик­тор Пет­ро­вич (1924 — 2001) — рус­ский пи­са­тель. Во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны ушёл на фронт доб­ро­воль­цем, во­е­вал про­стым сол­да­том, по­лу­чил тяжёлое ра­не­ние. В твор­че­стве Аста­фье­ва в рав­ной мере во­пло­ти­лись две важ­ные темы оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры — во­ен­ная и де­ре­вен­ская.

1
Задания Д B6 № 3336

Замените книжное слово «покоилась» из предложения 23 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: РЕШУ ОГЭ
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

2
Задания Д A2 № 3436

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «гаснуть» (предложение 37).

 

1) чáхнуть, болеть

2) ослабевать, исчезать

3) перестать светить

4) устранять что-либо

1) чáхнуть, бо­леть
2) осла­бе­вать, ис­че­зать
3) пе­ре­стать све­тить
4) устра­нять что-либо
Источник: Банк заданий ФИПИ
Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

5
Задания Д B3 № 5877

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 

1) В ту ночь меня разбудили, когда стрелки на светящемся циферблате показывали без пяти час.

2) Я, привстав, у самых дверей увидел худенького паренька лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожавшего.

3) Минуты через две резко зазвонил телефон.

4) Ненависть в нём не перекипела.


(1)В ту ночь меня раз­бу­ди­ли, когда стрел­ки на све­тя­щем­ся ци­фер­бла­те по­ка­зы­ва­ли без пяти час.

– (2)То­ва­рищ стар­ший лей­те­нант, раз­ре­ши­те об­ра­тить­ся... (3)Тут за­дер­жа­ли од­но­го... (4)Тре­бу­ет до­ста­вить в штаб. (5)На во­про­сы не от­ве­ча­ет: го­во­рить, мол, буду толь­ко с ко­ман­ди­ром.

(6)Я, при­встав, у самых две­рей уви­дел ху­день­ко­го па­рень­ка лет один­на­дца­ти, всего по­си­нев­ше­го от хо­ло­да и дро­жав­ше­го. (7) Про­мок­шие ру­баш­ка и штаны при­лип­ли к телу. (8) Ма­лень­кие босые ноги по щи­ко­лот­ку были в грязи. (9) При виде его меня про­бра­ла дрожь.

– (10)Иди стань к печке! — велел я ему. — (11)Кто ты такой?

(12)Он подошёл, на­сто­ро­жен­но рас­смат­ри­вая меня со­сре­до­то­чен­ным взгля­дом боль­ших, ши­ро­ко рас­став­лен­ных глаз. (13)В его взгля­де, в вы­ра­же­нии из­му­чен­но­го, с плот­но сжа­ты­ми, по­си­нев­ши­ми гу­ба­ми лица чув­ство­ва­лось какое-то внут­рен­нее на­пря­же­ние и, ка­за­лось, не­до­ве­рие и не­при­язнь.

– (14)Я Бон­да­рев, — про­изнёс он тихо с такой ин­то­на­ци­ей, будто эта фа­ми­лия могла мне что-ни­будь ска­зать или же во­об­ще всё объ­яс­ня­ла. — (15)Сей­час же со­об­щи­те в штаб пять­де­сят пер­во­му, что я на­хо­жусь здесь.

(16)Когда маль­чик стал пе­ре­оде­вать­ся и стя­нул ру­баш­ку, об­на­жив ху­день­кое, с про­сту­па­ю­щи­ми рёбрами тель­це, тёмное от грязи, над пра­вой ло­пат­кой я уви­дел след от пу­ле­во­го ра­не­ния.

(17)До­ло­жив о маль­чи­ке, я стал вы­пы­ты­вать у него, кого он знает в штабе армии. (18)Он по­мол­чал и вы­мол­вил угрю­мо:

– (19)Под­пол­ков­ни­ка Гряз­но­ва.

(20)Под­пол­ков­ни­ка Гряз­но­ва, на­чаль­ни­ка раз­вед­от­де­ла армии, я знал лично.

(21)Ми­ну­ты через две резко за­зво­нил те­ле­фон.

– (22)Галь­цев?.. (23)Здо­ро­во, Галь­цев! — (24)Я узнал голос под­пол­ков­ни­ка Гряз­но­ва. — (25)Бон­да­рев у тебя?

– (26)Здесь, то­ва­рищ под­пол­ков­ник!

– (27)Мо­ло­дец! — (28)Я не понял сразу, к кому от­но­си­лась эта по­хва­ла: ко мне или к маль­чиш­ке. — (29)Слу­шай вни­ма­тель­но! (30)Вы­го­ни всех из зем­лян­ки, чтобы его не ви­де­ли и не при­ста­ва­ли с рас­спро­са­ми! (31)От меня пе­ре­дай ему при­вет. (32)За ним Холин уже со­би­ра­ет­ся вы­ез­жать, думаю, часа через три будет у тебя. (33)А пока со­здай все усло­вия! (34)И об­ра­щай­ся с ним по­де­ли­кат­ней. (35)Пре­жде всего дай ему бу­ма­ги и чер­ни­ла или ка­ран­даш. (36)Что он на­пи­шет — в пакет и сей­час же с надёжным че­ло­ве­ком от­правь в штаб полка. (37)На­кор­ми его, и пусть спит. (38)Это наш па­рень. (39)Вник?

– (40)Так точно! — от­ве­тил я, хотя мне мно­гое было не­яс­но.

(41)Вско­ре при­е­хал Холин и, войдя в зем­лян­ку, рас­по­ря­дил­ся:

– (42)Пойди при­ка­жи ча­со­во­му ни­ко­го сюда не впус­кать и под­го­ни по­бли­же ма­ши­ну.

(43)Когда минут через де­сять, не сразу отыс­кав ма­ши­ну и по­ка­зав шофёру, как подъ­е­хать к зем­лян­ке, я вер­нул­ся, маль­чиш­ка со­всем пре­об­ра­зил­ся.

(44)На нём была ма­лень­кая, сши­тая, как видно, спе­ци­аль­но на него, шер­стя­ная гим­настёрка с ор­де­ном Оте­че­ствен­ной войны, но­вень­кой ме­да­лью «За от­ва­гу» и бе­ло­снеж­ным под­во­рот­нич­ком, тёмно-синие ша­ро­ва­ры и ак­ку­рат­ные са­пож­ки. (45)Мы по­ужи­на­ли, и, когда маль­чик за­дре­мал, Холин рас­ска­зал мне об Иване.

– (46)По­ни­ма­ешь, мы не раз уго­ва­ри­ва­ли его по­ехать в су­во­ров­ское учи­ли­ще. (47)Ко­ман­ду­ю­щий сам убеж­дал его: и по-хо­ро­ше­му, и гро­зил­ся. (48)А он ни в какую. (49)Не­на­висть в нём не пе­ре­ки­пе­ла. (50)И нет ему покоя... (51)Ви­дишь ли, то, что он де­ла­ет, и взрос­лым редко удаётся. (52)Без­дом­ный по­би­руш­ка — быть может, луч­шая маска для раз­вед­ки в тылу врага...

 

(По В. Бо­го­мо­ло­ву) *

 

* Бо­го­мо­лов Вла­ди­мир Оси­по­вич (1924—2003) — рус­ский пи­са­тель. В его твор­че­стве тема Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны яв­ля­ет­ся ос­нов­ной. Ши­ро­кое при­зна­ние и по­пу­ляр­ность ав­то­ру при­нес­ли такие про­из­ве­де­ния, как «Иван» и «Мо­мент ис­ти­ны».

1
Задания Д A2 № 3437

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «условия» (предложение 33).

1) уго­вор, со­гла­ше­ние
2) тре­бо­ва­ние
3) бла­го­по­луч­ная об­ста­нов­ка
4) уста­нов­лен­ное пра­ви­ло
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д B6 № 3438

Замените разговорное слово «паренёк» в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

Пройти тестирование по этим заданиям