русский язык
сайты - меню - вход - новости




Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д B12 № 5229

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

Долго сидел я,(1) слизывая крупные слёзы,(2) катившиеся на губы. Не было сил подняться и уйти. Скрипки не было слышно,(3) и свет в Васиной избушке не горел. Я осторожно подошёл поближе,(4) заглянул в окно. Чуть мерцая, (5) топилась в избушке прогоревшая железная печка.


(1)Жил в нашей де­рев­не Вася. (2)Жил он тихо-мирно, зла ни­ко­му не при­чи­нял, но редко кто за­хо­дил к нему.

(3)Здесь, возле его оди­но­ко­го до­миш­ки, я в пер­вый раз в жизни услы­шал му­зы­ку — скрип­ку...

(4)Му­зы­ка эта как будто при­гвоз­ди­ла меня к месту. (5)Я замер и стал вслу­ши­вать­ся. (6)Мне ка­за­лось, что и не му­зы­ка это, а ключ течёт из-под горы. (7)Кто-то, ка­за­лось, при­пал к воде гу­ба­ми, пьёт, пьёт и не может на­пить­ся — так ис­сох­ло у него во рту и внут­ри. (8)Но скрип­ка сама по­ту­ши­ла этот жар.

(9)На по­лу­сло­ве смолк­ла скрип­ка, смолк­ла, не вы­крик­нув, а вы­дох­нув боль. (10)Толь­ко серд­це моё, за­няв­ше­е­ся от горя и вос­тор­га, как встре­пе­ну­лось, как под­прыг­ну­ло, так и бьётся у горла, ра­нен­ное на всю жизнь му­зы­кой.

(11)О чём же это рас­ска­зы­ва­ла мне му­зы­ка? (12)На что она жа­ло­ва­лась? (13)На кого гне­ва­лась? (14)По­че­му так тре­вож­но и горь­ко мне? (15)По­че­му жалко са­мо­го себя?

(16)Долго сидел я, сли­зы­вая круп­ные слёзы, ка­тив­ши­е­ся на губы. (17)Не было сил под­нять­ся и уйти. (18)Скрип­ки не было слыш­но, и свет в Ва­си­ной из­буш­ке не горел. (19)Я осто­рож­но подошёл по­бли­же, за­гля­нул в окно. (20)Чуть мер­цая, то­пи­лась в из­буш­ке про­го­рев­шая же­лез­ная печка. (21)Ко­леб­лю­щим­ся све­том она обо­зна­ча­ла сто­лик у стены, топ­чан в углу. (22)На топ­ча­не по­лу­ле­жал Вася, при­крыв глаза левой рукой. (23)На груди его по­ко­и­лась скрип­ка, длин­ная па­лоч­ка-смы­чок была за­жа­та в пра­вой руке.

(24)Я ти­хонь­ко при­от­крыл дверь, шаг­нул в ка­ра­ул­ку и сел на порог, не от­ры­ва­ясь глядя на руку, в ко­то­рой за­жа­та была глад­кая па­лоч­ка.

– (25)Сыг­рай­те, дя­день­ка, ещё.

– (26)Что тебе, маль­чик, сыг­рать?

– (27)Что хо­ти­те, дя­день­ка.

(28)Вася сел на топ­ча­не, по­вер­тел де­ре­вян­ные штырёчки скрип­ки, по­тро­гал смыч­ком стру­ны. (29)Потом он вски­нул к плечу скрип­ку и за­иг­рал.

(30)Про­шло не­ма­лое время, пока я узнал му­зы­ку. (31)Та же самая была она, и в то же время со­всем дру­гая. (32)Мягче, доб­рее.

(33)Я так за­слу­шал­ся, что вздрог­нул, когда Вася за­го­во­рил.

– (34)Эту му­зы­ку на­пи­сал че­ло­век, ко­то­ро­го ли­ши­ли са­мо­го до­ро­го­го. — (35)Вася думал вслух, не пе­ре­ста­вая иг­рать. — (36)Если у че­ло­ве­ка нет ма­те­ри, нет отца, но есть ро­ди­на, — он ещё не си­ро­та. (37)Всё про­хо­дит: лю­бовь, со­жа­ле­ние о ней, го­речь утрат, даже боль от ран про­хо­дит, но ни­ко­гда-ни­ко­гда не про­хо­дит и не гас­нет тоска по ро­ди­не... (38)Эту му­зы­ку на­пи­сал мой зем­ляк Огин­ский. (39)На­пи­сал на гра­ни­це, про­ща­ясь с ро­ди­ной. (40)Он по­сы­лал ей по­след­ний при­вет. (41)Давно уже нет ком­по­зи­то­ра на свете. (42)Но боль его, тоска его, лю­бовь к род­ной земле, ко­то­рую никто не мог от­нять, живы до сих пор.

(43)Вася за­мол­чал, го­во­ри­ла скрип­ка, пела скрип­ка, уга­са­ла скрип­ка. (44)Голос её ста­но­вил­ся тише, рас­тя­ги­вал­ся в тем­но­те то­ню­сень­кой свет­лой па­у­тин­кой. (45)Па­у­тин­ка за­дро­жа­ла, кач­ну­лась и почти без­звуч­но обо­рва­лась.

(46)Я убрал руку от горла и вы­дох­нул тот вдох, ко­то­рый удер­жи­вал гру­дью, рукой, от­то­го что бо­ял­ся обо­рвать свет­лую па­у­тин­ку. (47)Но всё равно она обо­рва­лась. (48)Печка по­тух­ла. (49)Скрип­ки не слыш­но. (50)Тишь. (51)Те­мень. (52)Грусть.

– (53)Спа­си­бо вам, дя­день­ка, — про­шеп­тал я.

(54)Вася ше­вель­нул­ся в углу, рас­сме­ял­ся смущённо и спро­сил:

– (55)За что?

– (56)Я не знаю, за что...

(57)И вы­ско­чил из из­буш­ки. (58)Рас­тро­ган­ны­ми сле­за­ми бла­го­да­рил я Васю, этот мир ноч­ной, спя­щее село, спя­щий за ним лес. (59)Мне ни­че­го сей­час не страш­но! (60)В эти ми­ну­ты не было во­круг меня зла. (61)Мир был добр и оди­нок — ни­че­го, ни­че­го дур­но­го в нём не уме­ща­лось.

 

(По В. Аста­фье­ву) *

 

* Аста­фьев Вик­тор Пет­ро­вич (1924 — 2001) — рус­ский пи­са­тель. Во время Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны ушёл на фронт доб­ро­воль­цем, во­е­вал про­стым сол­да­том, по­лу­чил тяжёлое ра­не­ние. В твор­че­стве Аста­фье­ва в рав­ной мере во­пло­ти­лись две важ­ные темы оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры — во­ен­ная и де­ре­вен­ская.

Пояснение.

Под номером 3 запятая между частями, связанными сочинительной связью.

 

Ответ: 3.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года