Задания тренировочных работ
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Текст, начинающийся словами «Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива»
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст будет прочитан дважды.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом — фашизмом. Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.
Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из нее по крупицам уходит сначала второстепенное, менее значимое и яркое, а затем и существенное. К тому же все меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и произведениях искусства не будут отражены самопожертвование и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить.
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам.
(по В. Быкову)

Текст, начинающийся словами «Самая большая ценность народа — язык.. »Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст будет прочитан дважды.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Самая большая ценность народа — язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная жизнь людей проходит через родной для них язык. Все мысли человека формулируются языком, а эмоции, ощущения окрашивают то, о чём он думает.
Есть язык народа как показатель его культуры, а есть язык человека как показатель его личных качеств. Язык человека–это его мировоззрение и поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека — прислушаться к тому, что и как он говорит.
Мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, на его походку и лицо, но судить о человеке только по этим признакам — значит ошибаться. А вот язык человека — гораздо более точный показатель его нравственных качеств, его культуры. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью — устной или письменной — надо следить постоянно.

Текст, начинающийся словами «Что хранит человеческая память?» Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст будет прочитан дважды.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Что хранит человеческая память? Вообще, зачем мы помним о том, чего уже нет? Неужели может быть важно, что кто-то помнит, как он учился писать первые буквы, или в каком платье приходила на урок его любимая учительница, или какой дом когда-то стоял на месте нынешнего торгового центра? Наша память бережно хранит множество вещей, деталей, лиц, картин, которые, казалось бы, лишены смысла, поскольку их больше нет и вернуть их невозможно. И всё-таки они упорно живут в наших воспоминаниях. Живут и незаметно для нас самих наполняют нашу жизнь, делая ее объемной, глубокой, осмысленной.
Я помню то, что было когда-то, а значит, прошлое для меня не безжизненно, оно наполнено моими ощущениями и переживаниями. Прошлое это уже не унылый перечень сведений и дат, а череда зримых образов и живых ситуаций. Следовательно, я живу не только сейчас, но и в прошлом. Моя жизнь не мгновение, ограниченное словом «сейчас», она обретает протяженность.
А еще через воспоминания моя жизнь связана с жизнью других людей: друзей, родных, знакомых. Я помню их лица, жесты, храню в памяти наши разговоры и встречи. И протяженность моей жизни как будто дополняется объемом: я не один в моем прошлом.
Но мои личные воспоминания неизбежно несут на себе отпечаток какого-то прошедшего для страны времени, уходящей эпохи. А это значит, что через них я становлюсь причастным к истории, чувствую себя ее частью. Благодаря моей способности помнить моя жизнь наполняется смыслом. Я не Иван, родства не помнящий, а человек, ощущающий свою родственность течению общей жизни.

Текст, начинающийся словами «Материал музыки — это звуки.» Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст будет прочитан дважды.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Материал музыки — это звуки. Материал, из которого писатель слагает произведения, — слово. Краски — материал живописи, материал художника.
Как и звуки, краски могут быть и радостными, и печальными. Художник выдавливает их из тюбиков на палитру, и палитра вспыхивает всеми цветами радуги. Тут и лазурные тона весенней листвы, и нежно-розовый тон заката и глубокие краски вечерних сумерек, краски огненные, как само солнце, и спокойные, иссиня-чёрные, как ночное море.
Палитра художника — вот настоящий праздник красок. «При одном виде своей палитры, — говорил французский живописец Делакруа, — как воин при виде своего оружия, художник сразу обретает уверенность и мужество».
Как и писатель, художник рассказывает нам о жизни, создает образы героев, изображает действия, пишет картины природы. Ведь художник не бросает краски на холст беспорядочными пятнами. Он кладёт тёмный мазок, рядом другой, посветлее. Постепенно из десятков мазков на холсте вырисовывается человеческое лицо, появляются предметы, обстановка действия, пейзаж. Картина наполняется содержанием. Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображённые на картине. В этом искусство живописца сродни работе писателя.
В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. Мелодия в музыке течет и изменяется непрерывно, событие в книге следует одно за другим. А картина изображает только одно мгновение. Словно зорким глазом наблюдал художник события жизни, наблюдал долго, настойчиво и вдруг приказал времени: «Мгновение, остановись!» И красками на холсте запечатлел всё, что увидел в этом неповторимом мгновении.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст будет прочитан дважды.
Воспользуйтесь плеером, чтобы прослушать запись.
Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.
Так, в языках некоторых северных народов существует множество названий для снега. Это легко объяснить: снег занимает в их жизни важное место, его количество и состояние очень важны. Например, по плотному снегу удобнее передвигаться, чем по пушистому; в слежавшемся снегу можно делать укрытия, такой снег используют канадские эскимосы при строительстве снежных жилищ – иглу.
Каждый язык отражает свою картину мира и через грамматику. Есть языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве. Некоторые лингвисты связывают это с условиями жизни человека в горах. Именно в горной местности такие характеристики предмета, как положение его дальше или ближе, выше или ниже, вплотную или вдали, становятся весьма существенными для собеседников.
Пройти тестирование по этим заданиям