Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д7 № 9896

Замените словосочетание «железный гребешок» (предложение 39), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


(1)Дедушка спал. (2)Руки у дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые чёрные жилы, эти руки много земли испахали.

 

  —  (3)Дедушка Тит, а ты всё знаешь?

  —  (4)Всё, Афоня, я всё знаю.

  —  (5)Проснись, дедушка, скажи мне про всё!

  —  (6)Да уж проснулся уже, пойдём сейчас белый свет пытать,  —  ответил дед.

 

(7)Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу. (8)Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже. (9)Дед повёл Афоню полевою дорогой, и они вышли на пастбище, где рос сладкий клевер для коров, где колосились травы и цвели цветы. (10)Дед остановился у голубого цветка, терпеливо росшего корнем из мелкого чистого песка, показал на него Афоне, потом согнулся и осторожно потрогал тот цветок.

 

  —  (11)Это я сам знаю!  —  протяжно сказал Афоня.  —  (12)А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про всё! (13)А этот цвет растёт, он не всё!

 

(14)Дедушка Тит задумался и осерчал на внука.

  —  (15)Тут самое главное тебе и есть!.. (16)Ты видишь: песок мёртвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего. (17)Камень не живёт и не дышит, он мёртвый прах. (18)Понял теперь?

 

  —  (19)Нет, дедушка Тит,  —  уверенно сказал Афоня,  —  тут понятного нету.

  —  (20)Ну, не понял, так чего же тебе надо, раз ты непонятливый?.

.

(21)А цветок жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мёртвого праха. (22)Стало быть, он мёртвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него самого чистым духом. (23)Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда всё берётся. (24)Цветок этот  —  самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

 

  —  (25)А трава и рожь тоже главное делают?  —  спросил Афоня.

 

  —  (26)Одинаково,  —  сказал дедушка Тит.

 

  —  (27)А мы с тобой?

 

  —  (28)И мы с тобой, мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем. (29)А этот вот жёлтый цвет на лекарство идёт, его и в аптеке берут. (30)Ты бы нарвал их да снёс. (31)Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством.

 

(32)Афоня задумался среди трав и цветов. (33)Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

 

  —  (34)Теперь я сам знаю про всё!  —  сказал Афоня.

 

(35)Дед Тит ничего не сказал. (36)Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку.

(37)А маленький Афоня остался один в поле. (38)Он собрал жёлтых цветов, сколько мог их удержать в охапке, и отнёс в аптеку на лекарства, чтобы отец его не болел на войне от ран. (39)В аптеке Афоне дали за цветы железный гребешок. (40)Он принёс его деду и подарил ему: пусть теперь дедушка чешет себе бороду тем гребешком.

 

  —  (41)Спасибо тебе, Афонюшка,  —  сказал дед.

 

(42)Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.

 

(По А.П. Платонову*)

* Андрей Платонович Платонов (1899  — 1951)  —  известный русский советский писатель, драматург, поэт, публицист и сценарист.

1
Тип 9 № 9904

1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога В. В. Виноградова: «Прилагательное  — это самая изобретательная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

3.  Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант D90956
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.1: Имя прилагательное

2
Задания Д2 № 9891

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем дедушка Тит и Афоня пошли на природу?»

 

1)   Дедушка и внук хотели погулять, подышать свежим воздухом.

2)   Дедушка Тит хотел объяснить внуку, что есть самое главное на земле.

3)   Афоня хотел узнать у деда лекарственные растения, чтобы собрать их и сдать в аптеку.

4)   Дедушка-пахарь должен был показать Афоне будущий урожай.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант D90956
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Спрятать пояснение

Пояснение.

Чтобы построить словосочетание со связью управление, следует помнить, что при такой связи главное слово требует от зависимого только определённого падежа. Зависимое слово «застывает» в этом падеже (часто с предлогом), при этом главное слово может изменяться. Создаём словосочетание «гребешок из железа», в котором слово «гребешок» является главным и требует от зависимого «железо» родительного падежа.

 

Ответ:гребешок из железа.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант D90956
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года