(1) Вечернее солнце светило в спину, и впереди Максима — третьеклассника, готовящегося послезавтра стать пионером, — на асфальте смешно шагала удивительно длинная и тонконогая тень. (2) Она прихрамывала. (3) Потому что Максим тоже прихрамывал: опять стало болеть перевязанное колено. (4) И во всём теле, как тяжёлая вода, колыхалась усталость.
(5) Проходя мимо витрины булочной, Максим глянул на своё отражение в стекле. (6) Да-а... (7) Вид, конечно, не тот, что утром. (8) Обшлага и локти у рубашки серые, верхняя пуговка на жилете висит на нитке, сам жилет помят, а штаны вообще в гармошку. (9) Ноги побиты и поцарапаны, словно Максим дрался со стаей камышовых котов. (10) Мама, конечно, огорчится... (11) А впрочем, ладно! (12) Он, пересиливший в себе за один короткий день столько страхов, возвращается победителем, а победителей, говорят, не судят.
(13) Тут Максим глотнул и торопливо отошёл от витрины. (14) Потому что, кроме самого себя, он разглядел за стеклом батоны и поджаристые караваи. (15) А у него, в потоке сегодняшних приключений не успевшего поесть, от голода мягко кружилась голова. (16) Ох, скорей бы домой! (17) Жаль, что бежать сил нет.
(18) На углу стояла тележка с навесом и надписью «Пирожки». (19) Пожилая, с морщинистым лицом продавщица в белом халате и крах маленой шапочке шуршала промасленными бумагами. (20) Максим, глотая слюну, подошёл и протянул пять рублей, заботливо положенные мамой в маленький кармашек, чтобы он пообедал в течение дня, а сдачу принёс домой в целости и сохранности.
— (21) Дайте, пожалуйста…
(22) Женщина выпрямилась так быстро, что Максим не договорил, и резко бросила:
— (23) Нету сдачи! (24) Ты бы ещё сто рублей дал! (25) Не видишь, что ли, деньги уже сдала!
(26) Как он мог видеть? (27) Белобрысый мальчишка, ещё совсем маленького роста, видел только пирожки — пузатые, золотистые. (28) Они ароматной горой возвышались в алюминиевой корзине. (29) Они были, наверное, с мясом и рисом...
(30) Максим пожал плечами и с неприятным чувством пошёл прочь, стараясь не хромать. (31) В конце концов, не умрёт же он! (32) Чем стоять и клянчить, лучше потерпеть, потому что Максимка не любил унижаться.
(33) А из-за спины донеслось ворчание:
— (34) От горшка два вершка, а с такими деньгами...
(35) Откуда они берутся, такие вредные люди? (36) И эта, и Марина, несправедливо обвинившая Максимку в воровстве, и та тётка за забором, накричавшая на него ни за что... (37) Все эти мысли крутились в голове мальчонки, когда он вдруг услышал тот же голос, который, правда, звучал уже как-то по-иному:
— (38) Мальчик! (39) Мальчик, подожди!
(40) Что ей ещё надо? (41) Придраться хочет, откуда деньги? (42) Максим остановился, посмотрел назад.
— (43) Мальчик! — позвала продавщица несердито. — (44) Подойди сюда.
(45) Он опять пожал плечами и подошёл.
— (46) Возьми, дружок, скушай, — сказала продавщица и протянула пирожок, аккуратно завёрнутый в бумажную салфетку.
— (47) Да что вы, не надо, — торопливо произнёс Максим и, кажется, покраснел.
— (48) Возьми, возьми, не сердись.
(49) Она была теперь совсем не злая. (50) Улыбчивая и чуточку виноватая.
(51) «Спасибо, не хочу», — хотел сказать Максим, но пирожок был такой изумительно аппетитный, что рука, не медля ни секунды, потянулась к нему сама. (52) А язык сам сказал:
— (53) Спасибо большое...
— (54) Кушай на здоровье. (55) Не обижайся на старую, это я на солнце настоялась, умаялась за день...
(56) Максим ещё раз сказал спасибо и пошёл, оглядываясь и думая о том, как всё-таки странно устроен мир: не сразу поймёшь, хороший человек или плохой, сердитый или добрый, и почему это происходит.
* Владислав Петрович Крапивин (род. в 1938 году) — советский и российский детский писатель. Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.
Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.
Выделим основу: он разглядел, следовательно, в предложении 1 основа.



