(1) Однажды в детстве отец сильно наказал меня. (2) Этот случай я запомнил на всю жизнь особенно крепко.
(3) Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок, а потом в другой, и до школы в этот день я не дошёл. (4) С уличными мальчишками я до вечера играл в стукалку. (5) У меня было немного мелких монет, на эти-то деньги я и играл, позабыв всё на свете. (6) Деньги, конечно, вскоре кончились, я стал напряжённо думать, где бы достать ещё, и придумал. (7) Я стал обходить все дома в ауле1, рассказывая, что завтра приезжают артисты и мне поручили собирать для них деньги.
(8) Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать игру. (9) Но и этих несчастных денег не хватило надолго. (10) К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях, и за целый день мои штаны продрались насквозь, а колени исцарапались.
(11) Между тем дома меня хватились. (12) Старшие братья пошли искать меня по всему аулу.
(13) И вот я предстал перед судом отца. (14) Больше всего на свете я боялся этого суда. (15) Отец оглядел меня с головы до ног.
— (16) Расскажи-ка, где ты порвал штаны.
— (17) В школе... зацепил за гвоздь...
— (18) Когда?
— (19) Сегодня.
(20) Отец пристально посмотрел мне в глаза и медленно, с расстановкой произнёс:
— (21) Если сейчас же не расскажешь всё, как было, я строго накажу тебя.
(22) Страх перед наказанием оказался сильнее страха перед правдой, и я во всём признался, рассказав о своих злоключениях по порядку, начиная с утра.
(23) Три дня я ходил сам не свой. (24) На третий день отец усадил меня рядом, погладил по голове, потом неожиданно спросил:
— (25) Ты знаешь, за что я тебя хотел наказать?
— (26) За то, что играл на деньги.
— (27) Играть на деньги нельзя. Но не за это.
— (28) За порванные штаны.
— (29) Нет, и не за штаны. (30) Кто из нас не рвал в детстве своих штанов или рубашек?
— (31) За то, что не пошёл в школу.
— (32) Конечно, это большая твоя ошибка: с неё начались все твои несчастья в этот день. (33) Наказать же я хотел тебя, мой сын, за твою ложь. (34) Ложь — это не ошибка, не случайность; лживость — это черта характера, которая может укорениться. (35) Это страшный сорняк на поле твоей души: если его вовремя не вырвать с корнем, он заполонит всё поле так, что негде будет прорасти доброму семени. (36) На свете нет ничего страшнее лжи. (37) С этого часа ты будешь говорить только правду. (38) Иди.
(39) Я пошёл, мысленно дав себе клятву никогда не лгать.
1Аул — горное селение.
* Гамзатов Расул Гамзатович (1923–2003) — знаменитый дагестанский поэт, писатель, публицист. Его произведения переведены на многие языки мира.
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
В слове ПРОРАСТИ чередующийся корень -РАСТ- (-РАЩ-) — -РОС-.
Правильный ответ указан под номером 1.
Укажите ошибочное суждение.
В слове БРАТЬЯ количество букв и звуков совпадает: по 6 (Ь звука не дает, зато Я после Ь дает 2 звука — ЙА).
Правильный ответ указан под номером 4.


Замените книжное слово «предстать» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Слово «предстать» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «оказаться»
Ответ: оказаться.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «крепко» (предложение 2).
Слово КРЕПКО употреблено в значении ХОРОШО.
Правильный ответ указан под номером 4.


Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.
В предложении 21 три основы:
1) не расскажешь;
2) было;
3) накажу.
Ответ: 3.


Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Предложение 11 односоставное неопределенно-личное, в нем основа представлена сказуемым «хватились».
Ответ: хватились.


Среди предложений 32—36 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.
В предложении 34 части: «лживость это черта характера» и «которая может укорениться» — связаны подчинительной связью; части: «Ложь — это не ошибка, не случайность» и «лживость это черта характера» — бессоюзной. В предложении 35 части: «он заполонит всё поле так» и «если его вовремя не вырвать с корнем», а также части: «он заполонит всё поле так» и «то негде будет прорасти доброму семени» — связаны подчинительной связью; части: «Это страшный сорняк на поле твоей души» и «если его вовремя не вырвать с корнем...» — бессоюзной.
Ответ: 34, 35.


Среди предложений 3—7 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
В предложении 5 обособленное обстоятельство «позабыв всё на свете» выражено деепричастным оборотом. В предложении 7 обособленное обстоятельство «рассказывая» выражено деепричастием.
Ответ: 5, 7.


Среди предложений 3−7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Однородные придаточные относятся к одному и тому же слову в главном и отвечают на один и тот же вопрос в предложении 7.
Ответ: 7.


Замените словосочетание «суд отца» (предложение 13), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Согласование — связь в словосочетании, предполагающая употребления зависимого слова в том же падеже, роде и числе. Словосочетание «суд отца» (предложение 13), построенное на основе управления, можно заменить синонимичным словосочетанием ОТЦОВСКИЙ СУД со связью согласование.
Ответ: отцовскийсуд.


Из предложений 8—11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В слове «исцарапались» правописание в приставке буквы С зависит от того, что корень начинается на букву Ц, обозначающую глухой звук.
Ответ: исцарапались.


Из предложений 23—31 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии на -о(-е), образованном от прилагательного, пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
Наречие НЕОЖИДАННО образовано от прилагательного НЕОЖИДАННЫЙ, следовательно, в нем, как и в прилагательном пишется -НН-.
Ответ: неожиданно


В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Деньги,(1) конечно,(2) вскоре кончились,(3) я стал напряжённо думать,(4) где бы достать ещё,(5) и придумал.
Запятые под номерами 1, 2 выделяют вводное слово «конечно».
Ответ: 1, 2.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Обойдя аул,(1) я подсчитал выручку и понял,(2) что можно продолжать игру. Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях,(3) и за целый день мои штаны продрались насквозь,(4) а колени исцарапались.
Запятая под номером 3 разделяет части: «К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях» и «и за целый день мои штаны продрались насквозь», связанные сочинительной связью. Запятая под номером 4 разделяет части: «и за целый день мои штаны продрались насквозь» и «а колени исцарапались», связанные сочинительной связью.
Ответ: 3, 4.


В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что автор произведения запомнил «крепко» на всю жизнь?»?
1) Что нельзя играть на деньги.
2) Что нельзя прогуливать школу.
3) Что нельзя рвать одежду.
4) Что нельзя лгать.
Правильный ответ указан под номером 4.


Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) (7) Я стал обходить все дома в ауле, рассказывая, что завтра приезжают артисты и мне поручили собирать для них деньги.
2) (8) Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать игру.
3) (9)Но и этих несчастных денег не хватило надолго.
4) (23) Три дня я ходил сам не свой.
В предложении 4 используется фразеологизм «сам не свой». Фразеологизм — это устойчивое словосочетание, извлекаемое из нашей памяти в готовом виде и обладающее неделимым смыслом.
Правильный ответ указан под номером 4.
Наверх

