Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д B11 № 4566
i

(1)  Од­на­ж­ды в дет­стве отец силь­но на­ка­зал меня. (2)  Этот слу­чай я за­пом­нил на всю жизнь осо­бен­но креп­ко.

(3)  Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свер­нул в пе­ре­улок, а потом в дру­гой, и до школы в этот день я не дошёл. (4)  С улич­ны­ми маль­чиш­ка­ми я до ве­че­ра играл в сту­кал­ку. (5)  У меня было не­мно­го мел­ких монет, на эти-то день­ги я и играл, по­за­быв всё на свете. (6)  День­ги, ко­неч­но, вско­ре кон­чи­лись, я стал на­пряжённо ду­мать, где бы до­стать ещё, и при­ду­мал. (7)  Я стал об­хо­дить все дома в ауле1, рас­ска­зы­вая, что зав­тра при­ез­жа­ют ар­ти­сты и мне по­ру­чи­ли со­би­рать для них день­ги.

(8)  Обой­дя аул, я под­счи­тал вы­руч­ку и понял, что можно про­дол­жать игру. (9)  Но и этих не­счаст­ных денег не хва­ти­ло на­дол­го. (10)  К тому же во время игры при­хо­ди­лось пол­зать по земле на ко­ле­нях, и за целый день мои штаны про­дра­лись на­сквозь, а ко­ле­ни ис­ца­ра­па­лись.

(11)  Между тем дома меня хва­ти­лись. (12)  Стар­шие бра­тья пошли ис­кать меня по всему аулу.

(13)  И вот я пред­стал перед судом отца. (14)  Боль­ше всего на свете я бо­ял­ся этого суда. (15)  Отец огля­дел меня с го­ло­вы до ног.

—  (16)  Рас­ска­жи-⁠ка, где ты по­рвал штаны.

—  (17)  В школе... за­це­пил за гвоздь...

—  (18)  Когда?

—  (19)  Се­год­ня.

(20)  Отец при­сталь­но по­смот­рел мне в глаза и мед­лен­но, с рас­ста­нов­кой про­изнёс:

—  (21)  Если сей­час же не рас­ска­жешь всё, как было, я стро­го на­ка­жу тебя.

(22)  Страх перед на­ка­за­ни­ем ока­зал­ся силь­нее стра­ха перед прав­дой, и я во всём при­знал­ся, рас­ска­зав о своих зло­клю­че­ни­ях по по­ряд­ку, на­чи­ная с утра.

(23)  Три дня я ходил сам не свой. (24)  На тре­тий день отец уса­дил меня рядом, по­гла­дил по го­ло­ве, потом не­ожи­дан­но спро­сил:

—  (25)  Ты зна­ешь, за что я тебя хотел на­ка­зать?

—  (26)  За то, что играл на день­ги.

—  (27)  Иг­рать на день­ги нель­зя. Но не за это.

—  (28)  За по­рван­ные штаны.

—  (29)  Нет, и не за штаны. (30)  Кто из нас не рвал в дет­стве своих шта­нов или ру­ба­шек?

—  (31)  За то, что не пошёл в школу.

—  (32)  Ко­неч­но, это боль­шая твоя ошиб­ка: с неё на­ча­лись все твои не­сча­стья в этот день. (33)  На­ка­зать же я хотел тебя, мой сын, за твою ложь. (34)  Ложь  — это не ошиб­ка, не слу­чай­ность; лжи­вость  — это черта ха­рак­те­ра, ко­то­рая может уко­ре­нить­ся. (35)  Это страш­ный сор­няк на поле твоей души: если его во­вре­мя не вы­рвать с кор­нем, он за­по­ло­нит всё поле так, что негде будет про­рас­ти доб­ро­му се­ме­ни. (36)  На свете нет ни­че­го страш­нее лжи. (37)  С этого часа ты бу­дешь го­во­рить толь­ко прав­ду. (38)  Иди.

(39)  Я пошёл, мыс­лен­но дав себе клят­ву ни­ко­гда не лгать.

 

1Аул  — гор­ное се­ле­ние.

 

(По Р. Гам­за­то­ву) *

 

* Гам­за­тов Расул Гам­за­то­вич (1923–2003)  — зна­ме­ни­тый да­ге­стан­ский поэт, пи­са­тель, пуб­ли­цист. Его про­из­ве­де­ния пе­ре­ве­де­ны на мно­гие языки мира.

Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 21. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пред­ло­же­нии 21 три ос­но­вы:

1)  не рас­ска­жешь;

2)  было;

3)  на­ка­жу.

 

Ответ: 3.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год)
Актуальность: Со­от­вет­ству­ет де­мо­вер­сии те­ку­ще­го года
1
Тип Д A4 № 3316
i

Ука­жи­те оши­боч­ное суж­де­ние.

1) В слове НЕ­СЧАСТ­НЫХ со­глас­ная Т обо­зна­ча­ет не­про­из­но­си­мый звук.
2) В слове ВСКО­РЕ пер­вый звук – [ф].
3) В слове СЛУ­ЧАЙ­НОСТЬ мяг­кость со­глас­но­го [т’] на пись­ме обо­зна­че­на бук­вой Ь (мяг­кий знак) .
4) В слове БРА­ТЬЯ зву­ков мень­ше, чем букв.

2
Тип Д B6 № 3707
i

За­ме­ни­те книж­ное слово «пред­стать» в пред­ло­же­нии 13 сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом. На­пи­ши­те этот си­но­ним.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год)

3
Тип Д A2 № 3711
i

Ука­жи­те, в каком зна­че­нии упо­треб­ля­ет­ся в тек­сте слово «креп­ко» (пред­ло­же­ние 2).

1) очень стро­го
2) зна­чи­тель­но
3) стой­ко
4) хо­ро­шо

4
Тип Д B8 № 4573
i

Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 11.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год)

5
Тип Д B14 № 4582
i

Среди пред­ло­же­ний 32—36 най­ди­те слож­ные пред­ло­же­ния с бес­со­юз­ной и со­юз­ной под­чи­ни­тель­ной свя­зью между ча­стя­ми. На­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год)

6
Тип Д B9 № 4600
i

Среди пред­ло­же­ний 3—7 най­ди­те пред­ло­же­ния с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год)

7
Тип Д B13 № 4602
i

Среди пред­ло­же­ний 3−7 най­ди­те слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год)

8
Тип Д B7 № 4627
i

За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «суд отца» (пред­ло­же­ние 13), по­стро­ен­ное на ос­но­ве управ­ле­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью со­гла­со­ва­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год)

9
Тип Д A5 № 5024
i

Ука­жи­те слово с че­ре­ду­ю­щей­ся глас­ной в корне.

1) про­рас­ти
2) на­пряжённо
3) огля­дел
4) ис­ца­ра­па­лись

10
Тип Д B4 № 5027
i

Из пред­ло­же­ний 8—11 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки за­ви­сит от глу­хо­сти/звон­ко­сти звука, обо­зна­ча­е­мо­го сле­ду­ю­щей после при­став­ки бук­вой.

Источник: РЕШУ ОГЭ

11
Тип Д B5 № 5031
i

Из пред­ло­же­ний 23—31 вы­пи­ши­те слово, пра­во­пи­са­ние суф­фик­са в ко­то­ром опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В на­ре­чии на -о(-е), об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го, пи­шет­ся столь­ко Н, сколь­ко было в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но».

 

Источник: РЕШУ ОГЭ

12
Тип Д B10 № 5455
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые при ввод­ном слове.

 

День­ги,(1) ко­неч­но,(2) вско­ре кон­чи­лись,(3) я стал на­пряжённо ду­мать,(4) где бы до­стать ещё,(5) и при­ду­мал.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год)

13
Тип Д B12 № 5456
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Обой­дя аул,(1) я под­счи­тал вы­руч­ку и понял,(2) что можно про­дол­жать игру. Но и этих не­счаст­ных денег не хва­ти­ло на­дол­го. К тому же во время игры при­хо­ди­лось пол­зать по земле на ко­ле­нях,(3) и за целый день мои штаны про­дра­лись на­сквозь,(4) а ко­ле­ни ис­ца­ра­па­лись.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год)

14
Тип Д B2 № 5775
i

В каком ва­ри­ан­те от­ве­та со­дер­жит­ся ин­фор­ма­ция, не­об­хо­ди­мая для обос­но­ва­ния от­ве­та на во­прос: «Что автор про­из­ве­де­ния за­пом­нил «креп­ко» на всю жизнь?»?

 

1)  Что нель­зя иг­рать на день­ги.

2)  Что нель­зя про­гу­ли­вать школу.

3)  Что нель­зя рвать одеж­ду.

4)  Что нель­зя лгать.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год)

15
Тип Д B3 № 5947
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм.

 

1)  (7) Я стал об­хо­дить все дома в ауле, рас­ска­зы­вая, что зав­тра при­ез­жа­ют ар­ти­сты и мне по­ру­чи­ли со­би­рать для них день­ги.

2)  (8) Обой­дя аул, я под­счи­тал вы­руч­ку и понял, что можно про­дол­жать игру.

3)  (9)Но и этих не­счаст­ных денег не хва­ти­ло на­дол­го.

4)  (23) Три дня я ходил сам не свой.

Источник: Банк за­да­ний ФИПИ (2014-2018 год)