Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 34281

Лексический анализ.

В предложениях 34−39 найдите разговорный синоним к слову сказал.

Выпишите этот синоним.


(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.

— (3)Андрей Лысов тут живёт?  — спросила полноватая девочка.

— (4)Тут,  — признался дед.

— (5)Мы пришли высказать ему осуждение,  — продолжила девочка.

(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.

— (8)У нас в дневнике всё записано,  — сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.

— (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы»,  — грустно прочитал дед.

— (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал,  — сказал мальчик.

(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:

— (12)Так зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?

— (13)Так просто,  — буркнул мальчик.

— (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?

(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:

— (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну  — она меня книжкой  — хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь  — как плакса плачет...

(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.

— (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.

(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.

(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.

(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.

— (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.

— (31)Чего смотреть, на болонок похожи,  — убитым тоном сказал внук.

— (32)Нет, болонка  — собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.

(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...»

(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!»  — и поставил его рядом с собой.

(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:

— Это тебе... эти ледянистые...

(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

 

(По В. И. Одноралову) *

 

* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) — оренбургский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.

 

1
Тип 6 № 34279

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)  Андрейка пришёл к дому Алки вместе со своим дедом.

2)  Алка отказалась брать цветы.

3)  Дед и внук были очень похожи.

4)  Дед хотел наказать внука за плохое поведение в школе.

5)  Дед заставил внука извиниться перед девочкой, потому что хотел, чтобы внук стал благородным и смелым человеком.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 07.06.2022. Резервная волна. Краснодар. Вариант 2
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Короткий номер ФИ­ПИ: ceFDAe
Раздел кодификатора ФИПИ: 11 Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

2
Тип 7 № 34280

Анализ средств выразительности

Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.

 

1)  — А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал,  — сказал мальчик.

2)  Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.

3)  Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.

4)  Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

5)  Но дед кратко сказал: «Не трусь!»  — и поставил его рядом с собой.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 07.06.2022. Резервная волна. Краснодар. Вариант 2
Правило: Средства выразительности ( 7 ОГЭ)

1)  Эпитет.

Одним из самых распространённых способов описать предмет или явление, придать ему выразительность, образность является использование эпитетов. «Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον, букв. — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения»  — так пишут в словарях. Поэтому чаще всего мы будем искать имена прилагательные или причастия, которые описывают имя существительное, придавая ему авторское отношение, авторское видение этого предмета или явления. Вот, например, обычное определение  — голубые глаза. Только цвет и не более. А вот эпитеты: родные глаза, сияющие глаза, равнодушные глаза. Чувствуете разницу?

Также в роли эпитета может выступать наречие, оно также описывает признак, но не предмета, а действия. Сравните: плотно закрытая дверь и наглухо закрытая дверь; очень уставший и смертельно уставший. Силу слову «ненавидеть» придают слова тихо, отчаянно  — и это разные виды ненависти, не так ли?

2)  Сравнение

Сравнение  — это прием, основанный на сопоставлении двух или более предметов, явлений. В основе этого средства выразительности лежит сходство. Используется и в разговорной речи, но в литературных текстах примеров использования гораздо больше.

В любом сравнении есть то, что сравнивают и то, с чем сравнивают. Можно сравнивать предметы, признаки, действия.

а)  Самый распространённый способ созданий сравнения  — это использование союзов будто, словно, как, чем, как будто, нежели, что. При помощи этих союзов можно построить сравнительный оборот или сложноподчиненное предложение:

Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

Но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц. Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. Это сравнительные обороты.

А вот это  — уже сложные предложения: [Он горел неподвижно], (словно где-то далеко светилось окошко). [Мишка обе лапы поднял кверху], (как будто он уже заранее сдаётся).

И тут вот что крайне важно: если в задании требуется найти средство выразительности  — сравнение, то и обороты подойдут, СПП. Но если требуется найти именно сравнительный оборот, то никак СПП в ответе быть не может. И здесь кроется причина многих ошибок.

Очень многие сравнительные обороты так часто употребляются, что стали устойчивыми словосочетаниями. Голодный как кто? Волк, конечно; злой как кто? как собака  — и таких оборотов огромное количество. В таком случае говорят, что оборот выражен фразеологизмом и не ставят запятую перед союзом как.

 

Теперь поговорим о менее заметных способах сравнения.

б)  Творительный падеж имени существительного. Примеры: И вдруг купол над ней зацвёл звёздами...Дым пружиной поднимался к небу...Обратите внимание на словосочетания зацвёл звёздами и поднимался пружиной. Они абсолютно синонимичны фразам зацвёл как звёзды и поднимался, как пружина. Этот способ создания сравнения очень сложно увидеть.

 

в)  Сравнение может быть создано словами подобный (подобно), похожий:

Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.

Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы, похожие на пушистые шарики весеннего солнца.Он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

 

г)  Иногда сравнение обнаруживается в сказуемом: Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. А вон облако словно кит. Запятых нет, это же грамматическая основа!

 

д)  Сравнительная степень имён прилагательных или наречий также образуют сравнение, что весьма логично, она для этого и создана. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего.

 

Итак, как видно из всех примеров, в сравнении всегда должно быть две части, должен быть признак, по которому сравниваются предметы, признаки или действия. Без двух частей сравнения не бывает. К сожалению, в банке заданий ФИПИ есть некоторое количество некорректных заданий, с предложениями, в которых присутствуют слова «будто», «словно», но к сравнению никакого отношения не имеющие.

Короткий номер ФИ­ПИ: ceFDAe
Раздел кодификатора ФИПИ: 10.1 Анализ средств выразительности.

3
Тип 9 № 34282

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ф. И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

3.  Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваш и рассуждения: один пример-аргумент приводите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 07.06.2022. Резервная волна. Краснодар. Вариант 2
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Короткий номер ФИ­ПИ: ceFDAe
Раздел кодификатора ФИПИ: 8.6 Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
Спрятать пояснение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Синонимы  — слова, близкие по значению. Сказал  — промямлил (предложение 38).

Ответ: промямлил.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 07.06.2022. Резервная волна. Краснодар. Вариант 2
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Правило: Лексический анализ (8 ОГЭ)

Задание направлено в первую очередь на умение различать слова-синонимы из различных стилей, поэтому чаще всего будет встречаться такая цель: заменить разговорное слово из текста на нейтральное. Что значит «разговорное» и как узнать, что оно именно такое? Обычно слова этого стиля видны сразу  — они отличаются от нейтральных особой окраской. Вот пары: заорал−закричал; сдрейфил−струсил; девчонка−девочка; обалденный−отличный. Разговорные слова используются для создания образа героя произведения, в том числе для воспроизведения его речи. Однако такие слова не являются общепринятыми, то есть нейтральными. Представьте себе статью в новостной летне в интернете: «Парень заорал от страха, потому что сдрейфил, а девчонка оказалась обалденным пловцом и спасла тонущего ребёнка.» Как-то неприятно читать, согласны? Потому что стиль для такой новости не ТОТ. Нужен нейтральный, а не разговорный. Переведем в нужный стиль: «Юноша закричал, так как очень испугался, но девочка оказалась отличным пловцом и спасла тонущего ребёнка». Совсем другое дело!

Еще вам предложат заменять слова просторечные на нейтральные. Что поделать, герои произведений живут в разные времена, имеют разное образование, а то и вообще не имеют. Поэтому и говорят иногда словами, которые сейчас считаются просторечными, то есть нарушающими нормы современного языка. «Сёдня ихние нашим продули»,— говорит и вполне себе современный человек, не понимающий, что его речь странна. Из всего набора слов только одно нейтральное  — нашим. «Сёдня» и «ихние»  —просторечные, нет таких слов в нашем великом и могучем; «продули»  — разговорное.

Избегайте разговорных слов (а тем более просторечных!) в сочинении, если вы не цитируете автора текста.

Короткий номер ФИ­ПИ: ceFDAe
Раздел кодификатора ФИПИ: 2.5 Лексический анализ.