ГИА по русскому языку 04.06.2013. Основная волна. Вариант 1313.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик в старших классах школы считал, что не пойдёт по стопам своих родителей?»
1) Он стремился быть самостоятельным и хотел доказать родителям, что способен на это.
2) Он собирался поступать в медицинский институт, потому что там преподавал его дядя.
3) Он не чувствовал в себе способностей к тому, чем занимались его родители, — к точным наукам.
4) Он не был уверен в том, что родители помогут ему поступить в университет, где сами преподавали.
Ответ:
(1) Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2) Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
— (4) Его явно тянет к точным наукам, — серьёзно говорила мама отцу.
(5) В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6) Я учился очень средне. (7) Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8) Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.
(9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
(10) Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11) Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.
(12) Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
(14) Какие возможности у меня имелись? (15) Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.
(16) Медицинский мне всегда нравился. (17) Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18) Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19) Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20) Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.
(21) Тогда я стал ходить в институт культуры. (22) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23) Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24) 3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25) Ненужность никому! (26) Ни выступающим, ни зрителям. (27) Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.
(28) Но я хотел... (29) Не знаю, чего я хотел. (30) Ничего определённого. (31) Мне хотелось быть студентом. (32) Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33) Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34) Главное — настоящей, всем существом — жизни.
* Гришковец Евгений Валерьевич (род. в 1967 г.) — современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «явно» (предложение 4).
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
2) (13) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
3) (3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
4) (22) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.
Ответ:
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
Укажите ошибочное суждение.
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения?
1) возможности
2) испортил
3) безрадостность
4) сломал
Ответ:
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных -ЕНН-, -ОНН-/-ЁНН- пишется НН»?
1) поставленную
2) сыгранные
3) увиденного
4) мертвенную
Ответ:
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
(2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
—
Показать целикомСвернуть
Замените разговорное слово «штуками» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
(22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
Показать целикомСвернуть
Замените словосочетание «студенческого хора» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы.
Показать целикомСвернуть
Выпишите грамматическую основу предложения 32.
Ответ:
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
Показать целикомСвернуть
Среди предложений 23—27 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
Ответ:
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Мама,(1) когда я ещё не учился в школе,(2) работала инженером и много чертила. Чертежи были такие красивые,(3) а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная,(4) что я не мог пройти мимо. Конечно,(5) меня отлавливали,(6) не пускали,(7) но несколько чертежей я всё же испортил,(8) какие-то циркули сломал.
Ответ:
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.
Ответ:
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Когда я учился в старших классах, (1) родители преподавали в университете. Мама вела термодинамику, (2) а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.
Но алгебра, (3) геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. Родители сами понимали, (4) что по их стопам я не пойду, (5) и даже не намекали на это.
Ответ:
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
Среди предложений 15—20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
Среди предложений 1—7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
Наверх

