(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (9) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
2) (13) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
3) (3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.
4) (22) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.
Фразеологизм, то есть устойчивый речевой оборот, смысл которого не сводится к смыслу составляющих его отдельных слов, содержится в предложении 13: «пойти по (чьим-то) стопам», то есть «последовать чьему-то примеру».
Правильный ответ указан под номером 2.



