

(1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
— (3) Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? — возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4) Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. — (5) Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.
(6) Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8) Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9) Она явно ждала чего-то иного. (10) И дождалась. (11) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках — Вахтанг.
(12) Зиночка пожалела Лёшу.
— (13) Пускай этот тип прибьёт, — чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, — он выше ростом.
(14) Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15) Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
(16) Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17) Но жест не помог: горькое чувство не проходило.
(18) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19) Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20) В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.
(21) Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.
— (22) Тебя Лёшей зовут? — спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.
(23) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
— (24) Запомнила, — осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.
— (25) Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.
— (26) А ты Женя Каретникова, из Краснодара, — ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.
— (27) Запомнил, — сказала Женя.
(28) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
— (29) А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? — спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. — (30) Что ты там увидел?
(31) Лёша встал с Женей рядом.
(32) Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты-овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33) Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.
— (34) А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? — спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
— (35) Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».
(36) Лёша засмеялся.
— (37) Эти слова надо высечь в мраморе, — сказал он.
— (38) Ты можешь... за мой стол... (39) Я тоже одна сижу, — предложила Женя.
* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) — русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.
Для ответа на поставленный вопрос необходимо определить структуру данного предложения.
{1Не великий подвиг}, а {2всё же было бы как-то легче}: {3всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества}.
Первое предложение двусоставное, второе безличное сказуемое выражено словом категории состояния и глаголом-связкой, третье предложение обычное двусоставное, поэтому основ три.
Ответ: 3


Замените разговорное слово «саданул» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Разговорное слово «саданул» в предложении 14 заменяем стилистически нейтральным синонимом «ударил».
Ответ: ударил|стукнул
Среди предложений 21—26 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Сложность такого задания в том, что не указаны, какие именно члены предложения могут быть однородными. Поэтому ищем и подлежащие, и сказуемые, и второстепенные члены.
В предложении
(24)Запомнила, – осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил два однородных сказуемых.
Ответ: 24


Из предложений 28—33 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
Написание целого ряда слов, в которых пишется Н или НН вопреки правилам и являются исключениями, в школьном курсе русского языка не объясняется, а просто заучивается наизусть. Следуя этой традиции, ищем слово, которое не поддаётся объяснению при помощи правил и вспоминаем слова-исключения. Полный список таких слов можно найти в нашем справочнике.
Словом-исключением будет стеклянная. В суффиксе ЯН должна писаться по правилу одна Н.
Ответ: стеклянная


Среди предложений 26—29 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Сложное предложение с однородным подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на одинаковые вопросы и относились к одному главному в целом или к одному слову в главном, именно в этом и есть главная особенность однородного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.
Всем этим условиям соответствует предложение 28.
[1Постепенно Лёша понял], (2что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию), (3 что в ней возможны некоторые вольности ) и (4что он, Лёша, тоже вполне на уровне).
Из четырёх имеющихся простых предложений однородными по отношению к главному будут предложения 2,3,4. Три предложения отвечают на вопрос понял что? и между ними, ставятся такие же знаки препинания, как и при однородных членах.
Ответ: 28


В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лёше так хотелось, чтобы его заметили одноклассники?»
1) Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
2) Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества.
3) Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
4) – А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? – спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.
Из предложения (7)Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества следует, что верный ответ 2.


1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1. Известный лингвист А. А. Реформатский говорил: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис». Чтобы понять смысл этого высказывания, нужно выяснить значение слова «синтаксис». Синтаксис — это раздел грамматики — наука о соединении слов и строении предложений. Автор высказывания убежден, что связь между предметами и явлениями в нашем сознании выражается в том числе и через синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений.
Обратимся к тексту М. Г. Львовского.
Проанализируем грамматический строй предложения 1 (Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.) Оно представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено распространённым обособленным приложением «очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком». Это позволяет автору составить ёмкое высказывание.
Предложение №38 (Ты можешь... за мой стол...), напротив, простое, как бы однозначно подводящее итог неожиданно завязавшемуся разговору ребят: их жизнь теперь изменится. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.
Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Реформатский был прав в утверждении важной роли синтаксиса для выражения отношения говорящего к окружающему миру.
2. Герой текста М. Г. Львовского Лёша не ожидал, что Женя может заговорить с ним. Он обратил на неё внимание, она ему даже понравилась, но от неожиданного вопроса он смутился и нужно было срочно решать, как поступать дальше. Вот почему автор сравнивает ситуацию со звучанием оркестра: «Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку».
Отношения Лёши с одноклассниками не простые, он не стал для них «своим», поэтому и чувствует себя неуверенно. Лёша настолько не уверен в себе, что смущается от внимания Жени. Для него трудно строить отношения, он сомневается, будет ли интересен собеседнице.
В толпе чужих людей Лёша нашёл свою «заветную» девочку. Незаметно, на подсознательном уровне зарождается большое чувство, имя которому Любовь.
Не каждому в жизни случается испытать настоящую любовь. А если тебе даровано это чувство, радуйся, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных испытаний на земле.
3. Что такое любовь? Какое значение мы вкладываем в это слово? Для чего она нам нужна? А нужна ли вообще? Эти вечные вопросы не дают покоя многим поколениям.
Любовь — большое, светлое чувство, свойственное на Земле только человеку, это чувство глубокой симпатии и самоотверженное желание сделать счастливым любимого человека.
Герой текста М. Г. Львовского Лёша нашёл свою «заветную» девочку: что-то их подтолкнуло друг к другу, зачем-то они друг друга увидели. Незаметно, на подсознательном уровне зарождается большое чувство, имя которому Любовь.
Любовь, чтобы быть прочной, должна опираться на такие чувства, как доверие и уважение. Трудно любить того, кого не уважаешь и кому не веришь.
Примером настоящего чувства может служить любовь Ромео и Джульетты. Герои Шекспира готовы на всё, лишь бы быть вместе, потому что друг без друга для них перестаёт существовать мир, потому что друг без друга жизнь бессмысленна. И даже когда нужно выпить смертельно опасный яд, они не задумываются, потому что верят друг другу.
Это прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| С1К1: Наличие обоснованного ответа | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, ИЛИ тезис не доказан, ИЛИ дано рассуждение вне контекста задания, ИЛИ тезис доказан на бытовом уровне | 0 |
| С1К2: Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, ИЛИ привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, ИЛИ привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте | 2 |
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, ИЛИ экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 |
| С1К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
| С1К4: Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста | 1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста | 0 |
| Максимальный балл | 9 |
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| С2К1: Понимание смысла фрагмента текста | |
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | 2 |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, НО допустил одну ошибку в его интерпретации | 1 |
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста ИЛИ экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста ИЛИ объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует | 0 |
| С2К2: Наличие примеров-иллюстраций | |
Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 |
| Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента | 2 |
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, ИЛИ экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть | 0 |
| С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
| С2К4: Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста | 1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста | 0 |
| Максимальный балл | 9 |
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| С3К1: Толкование значения слова (выражения) | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, НО не прокомментировал его | 1 |
Экзаменуемый дал неверное определение ИЛИ толкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует | 0 |
| С3К2: Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой — из жизненного опыта ИЛИ экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 |
| Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 |
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 |
| С3К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
| С3К4: Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста | 1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста | 0 |
| Максимальный балл | 9 |
| Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
|---|---|
| ГК1: Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | 2 |
Допущено 2–3 ошибки | 1 |
Допущено 4 и более ошибки | 0 |
| ГК2 Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | 0 |
| ГК3 Соблюдение грамматических норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | 0 |
| ГК4 Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | 0 |
| ФК1 Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов | 1 |
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов | 0 |
| Максимальный балл | 10 |


В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.
2) Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках – Вахтанг.
3) И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую.
4) Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.
Метафора (греч. "перенос") — это слово или выражение, употреблённое в переносном значении на основе сходства или контраста в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются. Значит, будет искать такой вариант, где употребляется переносные значения слов. Ведь на метафоре может быть построена целая фраза, и даже всё предложение. Вариант 4—яркий пример расширенной метафоры. Лёша в какой-то миг ощутил себя участником «оркестра», в котором ему требовалось очень тонко и точно сыграть свою партию. На самом-то деле это была беседа между мальчиком и девочкой, но, создавая метафорический образ оркестра, который играл «не такую уж трудную мелодию», автор даёт нам понять, что Лёша справился с непростой ситуацией и чувствует себя свободно. Всё это предложение—как бы иносказание, и оно основано на сравнении беседы с оркестром.
Ответ: 4


Среди предложений 8—15 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Чтобы верно выполнить такое задание, следует вспомнить, что сочинительные союзы могут употребляться и при однородных членах. Поэтому искать предложение, в котором вообще нет союзов, не совсем верно. Но начнём поиск именно с таких, а также в которых есть тире, двоеточие или точка с запятой—знаки, часто встречающиеся в БСП. Очень часто встречаются и одни запятые, об этом также нужно помнить. Итак, основ должно быть не менее двух. Подчинительных союзов быть не должно.
Предложение 15 соответствует этим условиям, имеется две основы, из знаков препинания— двоеточие.
{Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись}: {Вахтангу прощалось всё}.
Ответ: 15


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Лёша печально смотрел,(1) как Вахтанг,(2) сделав несколько «разминочных» движений,(3) саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал,(4) дуя на ушибленные пальцы. Забыв про Лёшу,(5) девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.
[Лёша печально смотрел], (как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы).
Запятая под номером 1 отделяет две основы, связанные подчинительным союзом КАК: «Лёша смотрел», «Вахтанг саданул и запрыгал».
Ответ: 1.


Выпишите грамматическую основу предложения 6.
Грамматическая основа предложения 6 состоит из сказуемого забил (бы) и подлежащего Лёша, это двусоставное предложение.
Ответ: лёша забил бы


Замените словосочетание «физический кабинет», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Чтобы построить словосочетание со связью управление, следует помнить, что при такой связи главное слово требует от зависимого только определённого падежа. Зависимое слово «застывает» в этом падеже (часто с предлогом), при этом главное слово может изменяться. Создаём словосочетание «кабинет физики», в котором слово «кабинет» является главным и требует от зависимого «физика» родительного падежа. Проверяем: ставим всё словосочетание, к примеру, в творительный падеж, получаем «кабинетом физики», главное слово падеж сменило, зависимое нет. Следовательно, вид получившейся связи—управление.
Ответ: кабинет физики


Из предложений 24—25 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Условию задания соответствуют приставки, которые оканчиваются на буквы З или С. Их написание подчиняется правилу: если после приставки следует буква, обозначающая звонкий звук, то в приставке пишем З; если же после приставки следует буква, обозначающая глухой звук, то в приставке пишем С.
Требованию задания соответствует слово испортил, оно имеет приставку ИС- перед буквой «п», обозначающей глухой звук [п].
Ответ: испортил


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).
Лёша ответил не сразу,(1) потому что в таких случаях,(2) как известно,(3) невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам,(4) а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.
– Запомнила,(5) – осторожно сказал Лёша и,(6) кажется,(7) ничего не испортил.
– Потому что как раз про Клеро читаю, (8) а его звали Алексис.
Чтобы выполнить данное задание, следует помнить, что вводные слова никогда не являются членами предложения, не отвечают на вопросы и с другими словами в предложении никак не связаны. Иногда они могут быть очень похожими на глагол-сказуемое, или на существительное-дополнение, но не являются ими. В этом небольшая сложность данного задания.
Вводными являются слово как известно и кажется. Это не сказуемое, потому что ни от него, ни к нему невозможно поставить вопрос. (Сравнить: мне известно и мне кажется, что..)
Ответ: 23 67
Наверх

