СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 15 № 9889

1. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го рус­ско­го фи­ло­со­фа М. Бах­ти­на: «Диа­лог не про­сто об­ще­ние, но вза­и­мо­дей­ствие, в ходе ко­то­ро­го че­ло­век от­кры­ва­ет­ся себе и дру­гим, об­ре­та­ет и узнаёт своё че­ло­ве­че­ское лицо, на­уча­ет­ся быть че­ло­ве­ком».

Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми С. Джон­со­на. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

2.На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл дан­ных пред­ло­же­ний тек­ста: «Все люди долж­ны что-ни­будь де­лать. Этим они по­мо­га­ют друг другу».

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 (два) ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

3. Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния ЖИЗ­НЕН­НЫЕ ЦЕН­НО­СТИ? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое жиз­нен­ные цен­но­сти», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

 

(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

 

(3)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна. (4)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать  —   в моей комнате.

 

(5)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (6)Наконец она схватила первое зерно и унесла его на ветку. (7)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

 

(8)Всё обошлось благополучно. (9)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два...(10)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (11)А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.

 

 —   (12)Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (13)Одно-единственное?

(14)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела

с зерном на дерево.

 —   (15)Ну, пожалуйста, ещё одно. (16)Ладно?

(17)Наконец осталось последнее зерно. (18)Оно лежало на самом кончике линейки. (19)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!

(20)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (21)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (22)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

 —   (23)Ты здесь живёшь?

 —   (24)Да.

 —   (25)А почему здесь нет снега?

(26)Вместо ответа я повернул выключатель. (27)Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

 —   (28)Где ты взял кусочек солнца? (29)А это что?

 —   (30)Это? (31)Книги.

 —   (32)Что такое книги?

 —   (33)Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. (34)И ещё научили насыпать тебе пшеничных зёрнышек.

 —   (35)Это очень хорошо. (36)А ты совсем не страшный. (37)Кто ты?

 —   (38)Я Человек.

 —   (39)Что такое Человек?

(40)Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

 —   (41)Видишь нитку? (42)Она привязана к форточке.

(43)Синичка испуганно оглянулась.

 —   (44)Не бойся. (45)Я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас  —   Человек.

 —   (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?

 —   (48)Да, конечно! (49)Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. (50)Ты будешь навещать меня, а я буду работать. (51)Это помогает Человеку хорошо работать. (52)Согласна?

 —   (53)Согласна. (54)А что такое работать?

 —   (55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя. (57)Все люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.

 —   (59)А чем ты помогаешь людям?

 —   (60)Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.

(62)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (63)Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.

(По Е.И. Носову*)

* Евгений Иванович Носов (1925 —  2002)  —   известный писатель, важнейшие темы его творчества  —   военная и деревенская.

По­яс­не­ние.

15.1 От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит вос­при­я­тие его окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей.

В тек­сте Ев­ге­ния Но­со­ва перед нами диа­лог си­нич­ки с рас­сказ­чи­ком. По­смот­рим, как раз­ви­ва­ет­ся этот диа­лог. Речь че­ло­ве­ка и си­нич­ки в тек­сте очень по­хо­жа по струк­ту­ре. Это обу­слов­ле­но тем, что рас­сказ­чик-пи­са­тель пы­та­ет­ся очень до­ступ­но объ­яс­нить птич­ке оче­вид­ные для него вещи. При­ме­ром могут слу­жить пред­ло­же­ния 23-24: на про­стой во­прос даётся од­но­знач­ный ответ:

— (23)Ты здесь живёшь?

— (24)Да.

Когда речь идёт о важ­ных по­ня­ти­ях, автор очень до­ступ­но, про­сто, но емко пы­та­ет­ся рас­ска­зать, что вме­ща­ет в себя это по­ня­тие. Так он по­сту­па­ет, рас­тол­ко­вы­вая зна­че­ние слова «ра­бо­тать»:

- (55)Ви­дишь ли, это такая обя­зан­ность каж­до­го че­ло­ве­ка. (56)Без неё нель­зя. (57)Все люди долж­ны что-ни­будь де­лать. (58)Этим они по­мо­га­ют друг другу.

Имен­но в этих сло­вах за­клю­чен глав­ный жиз­нен­ный прин­цип пи­са­те­ля: чтобы сде­лать жизнь лучше, нужно ра­бо­тать, иначе нель­зя, на­сто­я­щий че­ло­век дол­жен чув­ство­вать от­вет­ствен­ность за окру­жа­ю­щий его мир, не­устан­но со­вер­шен­ство­вать себя и стре­мить­ся по­мочь дру­гим.

Таким об­ра­зом, при­ме­ра­ми из при­ве­ден­но­го тек­ста под­твер­жда­ет­ся вы­ска­зы­ва­ние из­вест­но­го рус­ско­го фи­ло­со­фа М. Бах­ти­на: «Диа­лог не про­сто об­ще­ние, но вза­и­мо­дей­ствие, в ходе ко­то­ро­го че­ло­век от­кры­ва­ет­ся себе и дру­гим, об­ре­та­ет и узнаёт своё че­ло­ве­че­ское лицо, на­уча­ет­ся быть че­ло­ве­ком».

 

15.2 «Все люди долж­ны что-ни­будь де­лать. Этим они по­мо­га­ют друг другу», — в при­ведённых сло­вах за­клю­чен глав­ный жиз­нен­ный прин­цип Ев­ге­ния Но­со­ва. Чтобы сде­лать жизнь лучше, нужно ра­бо­тать, иначе нель­зя. На­сто­я­щий че­ло­век дол­жен чув­ство­вать от­вет­ствен­ность за окру­жа­ю­щий его мир, не­устан­но со­вер­шен­ство­вать себя и стре­мить­ся по­мочь дру­гим. Герой-рас­сказ­чик не­устан­но сле­ду­ет этому прин­ци­пу.

Уже во тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста на­хо­дим этому под­твер­жде­ние: «Я от­во­рил фор­точ­ку, по­ло­жил на обе пе­ре­кла­ди­ны двой­ных рам ли­ней­ку, за­кре­пил её кноп­ка­ми и через каж­дый сан­ти­метр рас­ста­вил пше­нич­ные зёрна». Зачем он это де­ла­ет? Он по­мо­га­ет пер­во­му, кто нуж­дал­ся в тот мо­мент в по­мо­щи – без­за­щит­ной си­нич­ке.

В пред­ло­же­ни­ях 60-61 автор объ­яс­ня­ет, по­че­му вы­брал столь не­обыч­ный спо­соб корм­ле­ния си­нич­ки: «Я хочу на­пи­сать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каж­дый, кто про­чи­та­ет её, по­ло­жил бы на своём окне по трид­цать пше­нич­ных зёрен.». То, что один че­ло­век по­кор­мил одну си­нич­ку, вроде бы су­ще­ствен­но не из­ме­ни­ло наш мир. А вот рас­сказ об этом в книге спо­со­бен со­тво­рить чудо: он на­учит людей де­лать добро, он про­воз­гла­сит добро и не­рав­но­ду­шие глав­ны­ми жиз­нен­ны­ми цен­но­стя­ми.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить, что глав­ным жиз­нен­ным ори­ен­ти­ром для каж­до­го из нас, по мне­нию Е. Но­со­ва, долж­но стать со­зи­да­тель­ное дей­ствие. Спи­сок жиз­нен­ных цен­но­стей у каж­до­го свой. Наши мечты без­гра­нич­ны. Но глав­ное на пути к мечте — по­ни­мать, что в жизни дей­стви­тель­но важно.

 

 

15.3 У каж­до­го че­ло­ве­ка су­ще­ству­ют ос­нов­ные жиз­нен­ные цен­но­сти, то есть то, что ка­жет­ся ему наи­бо­лее зна­чи­мым и важ­ным. За­ча­стую опре­де­ля­ют­ся они в те­че­ние до­воль­но дли­тель­но­го от­рез­ка вре­ме­ни и за­ви­сят от укла­да жизни че­ло­ве­ка, его вос­пи­та­ния и окру­же­ния. Имен­но по­это­му у раз­ных людей в раз­ные пе­ри­о­ды их жизни раз­ные цен­но­сти: кто-то стре­мит­ся к ком­фор­ту, кто-то к са­мо­раз­ви­тию, для кого-то сча­стье близ­ких со­став­ля­ет самую боль­шую цен­ность и зна­чи­мость в жизни. Выбор жиз­нен­но­го пути очень часто за­ви­сит от того, какие че­ло­век ста­вит цели и к чему будет стре­мить­ся.

Из раз­го­во­ра с си­нич­кой мы узнаём, что герой рас­ска­за Е. Но­со­ва — пи­са­тель. Его мечта со­сто­ит в том, чтобы на­пи­сать такую книгу, после про­чте­ния ко­то­рой каж­до­му за­хо­чет­ся стать таким Че­ло­ве­ком, ко­то­ро­му до­ве­ря­ли бы си­нич­ки. В этой мысли та­ит­ся более глу­бо­кий смысл, в ней скрыт глав­ный жиз­нен­ный прин­цип пи­са­те­ля. И над во­пло­ще­ни­ем своей мечты автор, как и все люди, будет ра­бо­тать. Ра­бо­тать для того, чтобы быть по­лез­ным и учить людей добру— вот жиз­нен­ные цен­но­сти рас­сказ­чи­ка.

Ев­ге­ния Ива­но­ви­ча Но­со­ва на­зы­ва­ют че­ло­ве­ком, све­тя­щим­ся доб­ро­той. Из­вест­ный пи­са­тель, фрон­то­вик, че­ло­век, на­граждённый мно­го­чис­лен­ны­ми ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми, зим­ни­ми мо­роз­ны­ми днями кор­мил птиц. Люди, при­хо­дя­щие к его па­мят­ни­ку, видят вы­гра­ви­ро­ван­ные слова, жиз­нен­ный ло­зунг пи­са­те­ля: «По­кор­ми­те птиц!» Об этом про­сил сам пи­са­тель, это его за­ве­ща­ние и при­зыв к людям быть че­ло­веч­ны­ми. Как много смыс­ла в этом ко­рот­ком при­зы­ве и как много можно по­нять о че­ло­ве­ке, жив­шем под таким де­ви­зом!

Спи­сок жиз­нен­ных цен­но­стей у каж­до­го свой. Но глав­ное на пути к мечте — по­ни­мать, что для тебя дей­стви­тель­но важно. Твои жиз­нен­ные цен­но­сти иг­ра­ют клю­че­вую роль в твоей судь­бе, по­то­му что от них за­ви­сит при­ня­тие ре­ше­ний, ре­а­ли­за­ция права вы­бо­ра, осу­ществ­ле­ние жиз­нен­но­го пред­на­зна­че­ния, вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 5898F7
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 15.3: Что такое жизненные ценности
Тема сочинения 15.1: Культура речи