

(1) В этом доме постоянно останавливаются и дают свои представления все приезжающие в наш город фокусники и другие заезжие артисты. (2) Сегодня около подъезда висят плакаты: «Чудо-художник рисует ногами». (3) Конечно, я жалобно прошу:
— (4) Ма-а-ма...
(5) И конечно, мы поднимаемся по лестнице. (6) В большой комнате — это зал представлений — перед маленькими подмостками стоят в три ряда стулья. (7) Народу немного. (8) Раздаётся звонок. (9) Кто-то играет на пианино. (10) Публика рассаживается на стульях. (11) На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить:
— (12) Почтеннейшая публика, сейчас вы, без сомнения, увидите величайшее чудо, необъяснимую загадку природы, художника, лишившегося обеих рук. (13) Художник этот научился рисовать ногами, и вы сейчас убедитесь в этом сами.
(14) На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (15) Оба рукава его пиджака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (16) Это и есть безрукий художник. (17) Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (18) Художник садится на стул перед мольбертом. (19) Человек с мятым лицом вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (20) И художник начинает рисовать ногой. (21) Сперва на мольберте появляется что-то вроде извилистой речки. (22) По обе стороны её возникают деревья. (23) Нет, это не речка, а дорожка в лесу. (24) Потом из-за деревьев появляется солнце. (25) Всё.
— (26) «Дорога уходит вдаль...», — объясняет художник, — это пейзаж.
(27) Потом он рисует ещё несколько карикатур. (28) Зрители смеются, хлопают. (29) Художник встаёт, нашаривает ногами туфли. (30) Помощник, показывая на рисунки, сделанные только что художником, предлагает желающим приобрести их. (31) Желающих не оказывается.
— (32) Недорого... (33) Купите! — предлагает помощник художника. (34) Художник стоит неподвижно. (35) Глаза его опущены. (36) Губы крепко сжаты.
— (37) А сколько? — вдруг взволнованно спрашиваю я.
(38) Мама очень решительно берёт меня за руку. (39) Помощник бросается к нам:
— (40) Дёшево...
(41) Я смотрю на маму умоляющими глазами.
— (42) Мамочка!..
(43) Мама платит тридцать копеек. (44) Художник подходит к краю подмостков, он говорит очень сердечно и просто:
— (45) Пусть маленькая барышня возьмёт рисунок «Дорога уходит вдаль...». (46) Когда я ещё был художником (а я был настоящим художником, прошу мне поверить!), это была моя любимая тема: «Все — вперёд, все — вдаль! Идёшь — не падай, упал — встань, расшибся — не хнычь. Все — вперёд! Все — вдаль!..»
(47) Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. (48) В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (49) Это были мужественные слова мужественного человека. (50) Увечье не победило его — он победил своё увечье. (51) Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. (52) Художник сказал мне свои замечательные слова как напутствие, а я запомнила их на всю жизнь как завет воли к сопротивлению. (53) Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!
* Александра Яковлевна Бруштейн (1884–1968) — русская советская писательница и драматург.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
— Почтеннейшая публика,(1) сейчас вы,(2) без сомнения,(3) увидите величайшее чудо,(4) необъяснимую загадку природы,(5) художника,(6) лишившегося обеих рук. Художник этот научился рисовать ногами,(7) и вы сейчас убедитесь в этом сами.
Чтобы выполнить данное задание, следует помнить, что вводные слова никогда не являются членами предложения, не отвечают на вопросы и с другими словами в предложении никак не связаны. Иногда они могут быть очень похожими на глагол-сказуемое, или на существительное-дополнение, но не являются ими. В этом небольшая сложность данного задания.
Вводным является слово без сомнения.
Ответ: 2 и 3.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Девочка сама попросила маму сводить ее на «представление».
2) Девочку и её маму попросил купить его картину сам художник.
3) Девочке захотелось купить рисунок, потому что это был рисунок мужественного человека, который не покорился судьбе, продолжал бороться.
4) Рисунок был необыкновенно красивый и стоил дорого.
5) Картина и слова безрукого художника не раз помогали девочке справляться с жизненными невзгодами.
1) Девочка сама попросила маму сводить ее на «представление». — Подтверждается предложениями 3−4.
2) Девочку и её маму попросил купить его картину сам художник. — Противоречит предложению 30.
3) Девочке захотелось купить рисунок, потому что это был рисунок мужественного человека, который не покорился судьбе, продолжал бороться. — Подтверждается предложениями 47−53.
4) Рисунок был необыкновенно красивый и стоил дорого. — Противоречит предложениям 21−25, 40, 43.
5) Картина и слова безрукого художника не раз помогали девочке справляться с жизненными невзгодами. — Подтверждается предложениями 48, 53.
Ответ: 135.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате.
2) Я смотрю на маму умоляющими глазами.
3) Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!
4) Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.
5) На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить…
2) Я смотрю на маму умоляющими глазами.
5) На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить…
Ответ: 25.
Лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову ЗАВЕТ (предложение 52). Напишите этот синоним.
Синонимы — слова, близкие по значению.
Ответ: напутствие.


Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий (1, 2 или 3). Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания (1, 2 или 3).
1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать отношение рассказчицы к безрукому художнику?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!»
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть сильным духом?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример — из прочитанного текста, а другой — из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Нет однозначного ответа на вопрос: «Какие жизненные ценности должны стать приоритетными для каждого из нас?» Кто-то выбирает карьеру и материальное благополучие, кто-то — духовное развитие и творческую самореализацию. Взяв с собою багаж жизненных ориентиров, человек отправляется в путь к мечте по дороге длиною в жизнь. Однако не каждый способен реализовать свою мечту. Чаще всего это происходит потому, что вдруг на пути тебе встречается непреодолимое, на первые взгляд, препятствие, и вот ты раскисаешь и сворачиваешь с намеченного пути. А так нельзя – это твёрдо усвоила как самое святое напутствие девочка, попавшая на представление безрукого художника: «В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!»
Человека, преодолевшего жизненные трудности, справившегося с тяжелейшими испытаниями судьбы: болезнью, потерей близких людей, — называют сильным. В этом случае речь идёт о силе духа, то есть о той внутренней силе, стойкости, которые помогли ему справиться со всеми невзгодами. Именно такой человек – художник: «Увечье не победило его — он победил своё увечье. Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.» (предложения 50-51).
Фундамент, который закладывается в детстве, самый прочный. Встреча с мужественным человеком до глубины души потрясла девочку. Эта встреча и стала тем фундаментом, на котором формировался её характер. И нет сомнения, что героиня рассказа выросла человеком мужественным и стойким, потому что у неё перед глазами всегда был пример: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!»
Силен тот, кто, не поддаваясь соблазнам, строит свою жизнь согласно собственному сценарию. Сильные духом люди не только себя могут преодолеть, но и стать примером для окружающих, помогая им поверить в себя и свою внутреннюю силу.
3.
Мы не знаем предыстории, что произошло в жизни художника, как вышло, что он лишился рук. Но мы знаем, что этот человек всегда имел одну цель: стремиться только вперёд, невзирая ни на какие преграды и падения. Это его жизненный девиз, это — главное в его жизни. Даже потеряв руки, художник не перестал рисовать, доказывая тем самым, что он не сдался. Нарисованная для девочки картина, конечно, далека от совершенства, но именно она стала для неё заветом воли к сопротивлению, жизненным напутствием мужественного человека. Девиз художника стал девизом для девушки, которая в трудные минуты повторяла мудрые слова.
Известно, что сотни, тысячи известных музыкантов, артистов, художников во время войны оставляли то, чем занимались в мирное время — и шли на фронт, считая, что их место на передовой, на полях сражений. И если до войны их жизненной ценностью было служение искусству, то теперь на первое место выдвинулось служение Родине, защита её от врага, желание отдать все силы ради победы. Но в минуты затишья они собирали вокруг себя людей, чтобы волшебной силой прекрасной музыки или проникновенными стихами поднять дух уставших бойцов.
| Критерии оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||


В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему девочка захотела приобрести рисунок художника-калеки?»
1) Девочке было жалко помощника художника, у которого не было денег на самое необходимое.
2) Девочку и её маму попросил об этом художник.
3) Это был рисунок мужественного человека, который не покорился судьбе, продолжал бороться.
4) Рисунок был необыкновенно красивый и стоил недорого.
Девочка была поражена силой духа и крепостью характера художника и потому захотела купить картину.
Ответ: 3


Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом.
2) Я смотрю на маму умоляющими глазами.
3) Это были мужественные слова мужественного человека.
4) Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову, такие словосочетания, в которых общий смысл фразы не складывается из составляющих его слов. Это те фразы, которые мы произносим, не задумываясь, почему мы именно так сказали, они как бы извлекаются из нашей памяти в нужный момент. Вариант 4 содержит такой фразеологизм: не пал духом. Значение таких оборотов описывается во фразеологических словарях, и эти словари незаменимы для нерусскоговорящих: ведь иностранцу, к примеру, никак не понять без словаря, что данный оборот обозначает не сдался, не отчаялся. Весь этот оборот является сказуемым.
Рассматриваемый оборот имеет и другие варианты: не падай духом.
Ответ: 4.


Из предложений 50—53 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
Условию задания соответствует слово с приставкой РАС растерялся Приставка пишется с буквой С, так как корень начинается с глухого звука т.
Ответ: растерялся.


Из предложений 30—36 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
Краткие страдательные причастия прошедшего времени пишутся всегда с Н, этим они отличаются от кратких прилагательных.
Условию задания соответствует слово опущены:
— это краткое причастие ( не имеет окончания);
— оно страдательное (так как заменяется оборотом те, которые опустили и обозначает признак по действию предмета, над которым совершается это действие);
— имеет совершенный вид, то есть не является отглагольным прилагательным.
Ответ: опущены.


Замените разговорное слово «расшибся» в предложении 48 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Разговорное слово «расшибся» в предложении 48 заменяем стилистически нейтральным синонимом «ударился» или «разбился».
Ответ: ударился|разбился.


Замените словосочетание «стеклянная рамка» (предложение 47), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Чтобы построить словосочетание со связью управление, следует помнить, что при такой связи главное слово требует от зависимого только определённого падежа. Зависимое слово «застывает» в этом падеже (часто с предлогом), при этом главное слово может изменяться. Создаём словосочетание «рамка из стекла», в котором слово «рамка» является главным и требует от зависимого «стекла» родительного падежа.
Ответ: рамка из стекла.






ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Односоставное предложение — это простое предложение, в котором имеется только один из главных членов. Главный член в нём независим, поэтому некорректным было бы характеризовать главный член любого односоставного предложения в терминах двусоставного – как сказуемое или подлежащее. Однако в школьной практике сохраняется традиционная классификация односоставных предложений: с главным членом – сказуемым и с главным членом – подлежащим:
| односоставное предложение с главным членом | ||||
| сказуемым | подлежащим | |||
| неопределенно-личное | определённо-личное | обобщённо-личное | безличное | назывное |
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ
1. В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определён и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:
Иди сюда. Иду на улицу. Пойдёмте в кино.
2. В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:
В дверь стучат / постучали. Пусть стучат. Если бы стучали громче, я бы услышал.
3. В обобщённо-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всём и каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определённо– или неопределённо-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:
Любишь кататься – люби и саночки возить. Цыплят по осени считают.
Такие предложения представлены в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.
К обобщённо-личным относятся и предложения типа Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха. Говорящий для придания обобщённого смысла вместо формы 1 лица употребляет форму 2 лица.
4. Безличные предложения
Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении) – это так называемая безличная форма.
Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказемым и выражается:
1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого – быть главным членом безличных односоставных предложений:
Холодает / холодало / будет холодать.
2) личным глаголом в безличной форме:
Темнеет.
3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:
Ветра не было / нет.
Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым, может иметь следующее выражение:
1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
За окном стало темнеть.
2) глагол-связка быть в безличной форме (в наст. вр. в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Жаль / было жаль расставаться с друзьями. Пора собираться в дорогу.
Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым, выражается:
1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Было жаль старика. На улице становилось свежо .
2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:
В комнате было накурено .
Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения:
Ему завтра дежурить . Всем встать !
Безличные предложения обозначают:
1) бессубъектные состояния, действующего лица нет и быть не может:
На улице темнеет.
2) действия, происходящие помимо воли субъекта:
Меня знобит .
3) действия, при описании которых само действие важнее, чем его производитель:
Волной смыло лодку.
| БП В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего. В доме не было порядка. Не слышно ни звука. Ничего не было известно. У него не было отца. Мне было жаль.
|
5. Назывные предложения
Назывное предложение – это односоставное предложение с главным членом-подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И. п. существительного:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки –восклицательные частицы ну и, какой, вот так:
Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!
Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Поздняя осень.
Выпишите грамматическую основу предложения 47.
Грамматическая основа предложения 47 состоит из сказуемого повесили. Это односоставное, неопределённо-личное предложение.
Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате.
Повесили (кого? что?) рисунок, не именительный падеж.
«Дорога уходит вдаль...» — это приложение.
Ответ: повесили.




ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Односоставное предложение — это простое предложение, в котором имеется только один из главных членов. Главный член в нём независим, поэтому некорректным было бы характеризовать главный член любого односоставного предложения в терминах двусоставного – как сказуемое или подлежащее. Однако в школьной практике сохраняется традиционная классификация односоставных предложений: с главным членом – сказуемым и с главным членом – подлежащим:
| односоставное предложение с главным членом | ||||
| сказуемым | подлежащим | |||
| неопределенно-личное | определённо-личное | обобщённо-личное | безличное | назывное |
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ
1. В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определён и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:
Иди сюда. Иду на улицу. Пойдёмте в кино.
2. В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:
В дверь стучат / постучали. Пусть стучат. Если бы стучали громче, я бы услышал.
3. В обобщённо-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всём и каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определённо– или неопределённо-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:
Любишь кататься – люби и саночки возить. Цыплят по осени считают.
Такие предложения представлены в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.
К обобщённо-личным относятся и предложения типа Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха. Говорящий для придания обобщённого смысла вместо формы 1 лица употребляет форму 2 лица.
4. Безличные предложения
Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении) – это так называемая безличная форма.
Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказемым и выражается:
1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого – быть главным членом безличных односоставных предложений:
Холодает / холодало / будет холодать.
2) личным глаголом в безличной форме:
Темнеет.
3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:
Ветра не было / нет.
Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым, может иметь следующее выражение:
1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
За окном стало темнеть.
2) глагол-связка быть в безличной форме (в наст. вр. в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Жаль / было жаль расставаться с друзьями. Пора собираться в дорогу.
Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым, выражается:
1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Было жаль старика. На улице становилось свежо .
2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:
В комнате было накурено .
Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения:
Ему завтра дежурить . Всем встать !
Безличные предложения обозначают:
1) бессубъектные состояния, действующего лица нет и быть не может:
На улице темнеет.
2) действия, происходящие помимо воли субъекта:
Меня знобит .
3) действия, при описании которых само действие важнее, чем его производитель:
Волной смыло лодку.
| БП В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего. В доме не было порядка. Не слышно ни звука. Ничего не было известно. У него не было отца. Мне было жаль.
|
5. Назывные предложения
Назывное предложение – это односоставное предложение с главным членом-подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И. п. существительного:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки –восклицательные частицы ну и, какой, вот так:
Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!
Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Поздняя осень.


Среди предложений 27—36 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Чаще всего обособленное обстоятельство выражается деепричастным оборотом или одиночным деепричастием.
В данном случае в предложении 30.
Помощник, показывая на рисунки, сделанные только что художником, предлагает желающим приобрести их деепричастный выполняет роль такого обстоятельства (предлагает как?)
Ответ: 30.


Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.
Для ответа на поставленный вопрос необходимо определить структуру данного предложения.
{Он не растерялся, не пал духом}, [он не просил милостыню], (как просят калеки), {он работал как мог}.
4 основы, 4 простых предложения.
Ответ: 4.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Указывайте цифры в порядке возрастания.
На подмостки,(1) где стоит большой мольберт и стул,(2) выходит человек с измятой физиономией,(3) он громко прокашливается и начинает говорить:
— Почтеннейшая публика,(4) сейчас вы,(5) без сомнения,(6) увидите величайшее чудо,(7) необъяснимую загадку природы,(8) художника,(9) лишившегося обеих рук.
Подчинительная связь предполагает, во-первых, наличие подчинительного союза, а во-вторых, хотя бы двух простых предложений в одном сложном.
[На подмостки, (где стоит большой мольберт и стул,) выходит человек с измятой физиономией...]
Выписываем цифру не только в месте начала придаточного, а и в том месте, где оно заканчивается.
В остальных местах нет подчинительной связи.
Ответ: 1 и 2.


Среди предложений 47—51 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на разные вопросы, именно в этом и есть главная особенность параллельного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.
Этим условиям соответствует предложение 48. Рассмотрим лишь нужную часть.
[1В течение ряда лет, (2когда я открывала глаза), я видела дорогу среди деревьев], (3из-за которых вставало солнце)...
От главного 1 зависят два разных по вопросу придаточных видела когда? и видела дорогу какую?
1 → 2
1 → 3
Ответ: 48.


Среди предложений 49—53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Данное предложение, во-первых, не должно иметь сочинительных союзов между частями; во-вторых, должно иметь минимум три основы, но их может быть и больше, главное—это чтобы между предложениями были только указанные виды связи, то есть где-то между предложениями был (были) подчинительный(ые) союз(ы), а где-то союзов не было вообще.
Предложение 51 соответствует этим условиям.
{Он не растерялся, не пал духом}, {[он не просил милостыню], (как просят калеки)}, {он работал как мог}.
Три блока, соединены бессоюзной связью.
Подчинительная связь между главным и придаточным.
Ответ: 51.


1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского поэта С. Джонсона: «Язык — одежда мыслей».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. Джонсона. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 48 текста: «В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!».
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.1 Русский язык – один из богатейших языков мира. В словаре В. И. Даля более двухсот тысяч слов. Этим богатством нужно умело пользоваться, ведь нет в нашей жизни чего-то, что невозможно было бы передать словом. Вот почему нельзя не согласиться с утверждением С. Джонсона: «Язык – одежда мыслей». Для подтверждения справедливости слов Джонсона обратимся к тексту Александры Яковлевны Бруштейн.
Предложение 47 (Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате) можно привести в подтверждение высказывания: одним коротким, но ёмким словом «заделав» определено место рисунка не только на стене в комнате, но и в жизни героини. Рисунок не вставили в рамку как неживую картинку, а привели в действие как задел на будущее.
В тексте используются многочисленные повторы. С их помощью акцентируется внимание на главном — особенно ярко это звучит в напутствии художника своей маленькой зрительнице: «Все — вперёд, все — вдаль! Идёшь — не падай, упал — встань, расшибся — не хнычь. Все — вперёд! Все — вдаль!..» Так, с помощью повторов и благодаря особенностям построения неполных предложений создаётся впечатление, что слова звучат, как набат.
Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание Джонсона о том, что любую мысль, чувства, переживания, настроения можно передать словом.
15.2 Нет однозначного ответа на вопрос: «Какие жизненные ценности должны стать приоритетными для каждого из нас?» Кто-то выбирает карьеру и материальное благополучие, кто-то — духовное развитие и творческую самореализацию. Взяв с собою багаж жизненных ориентиров, человек отправляется в путь к мечте по дороге длиною в жизнь. Однако не каждый способен реализовать свою мечту. Чаще всего это происходит потому, что вдруг на пути тебе встречается непреодолимое, на первые взгляд, препятствие, и вот ты раскисаешь и сворачиваешь с намеченного пути. А так нельзя – это твёрдо усвоила как самое святое напутствие девочка, попавшая на представление безрукого художника: «В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!»
Человека, преодолевшего жизненные трудности, справившегося с тяжелейшими испытаниями судьбы: болезнью, потерей близких людей, — называют сильным. В этом случае речь идёт о силе духа, то есть о той внутренней силе, стойкости, которые помогли ему справиться со всеми невзгодами. Именно такой человек – художник: «Увечье не победило его — он победил своё увечье. Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.» (предложения 50-51).
Фундамент, который закладывается в детстве, самый прочный. Встреча с мужественным человеком до глубины души потрясла девочку. Эта встреча и стала тем фундаментом, на котором формировался её характер. И нет сомнения, что героиня рассказа выросла человеком мужественным и стойким, потому что у неё перед глазами всегда был пример: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!»
Силен тот, кто, не поддаваясь соблазнам, строит свою жизнь согласно собственному сценарию. Сильные духом люди не только себя могут преодолеть, но и стать примером для окружающих, помогая им поверить в себя и свою внутреннюю силу.
15.3 У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Именно поэтому у разных людей в разные периоды их жизни разные ценности: кто-то стремится к комфорту, кто-то к саморазвитию, для кого-то счастье близких составляет самую большую ценность и значимость в жизни. Выбор жизненного пути очень часто зависит от того, какие человек ставит цели и к чему будет стремиться.
Мы не знаем предыстории, что произошло в жизни художника, как вышло, что он лишился рук. Но мы знаем, что этот человек всегда имел одну цель: стремиться только вперёд, невзирая ни на какие преграды и падения. Это его жизненный девиз, это — главное в его жизни. Даже потеряв руки, художник не перестал рисовать, доказывая тем самым, что он не сдался. Нарисованная для девочки картина, конечно, далека от совершенства, но именно она стала для неё заветом воли к сопротивлению, жизненным напутствием мужественного человека. Девиз художника стал девизом для девушки, которая в трудные минуты повторяла мудрые слова.
Известно, что сотни, тысячи известных музыкантов, артистов, художников во время войны оставляли то, чем занимались в мирное время — и шли на фронт, считая, что их место на передовой, на полях сражений. И если до войны их жизненной ценностью было служение искусству, то теперь на первое место выдвинулось служение Родине, защита её от врага, желание отдать все силы ради победы. Но в минуты затишья они собирали вокруг себя людей, чтобы волшебной силой прекрасной музыки или проникновенными стихами поднять дух уставших бойцов.
Список жизненных ценностей у каждого свой. Но главное на пути к мечте — понимать, что для тебя действительно важно. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| С1К1: Наличие обоснованного ответа | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, ИЛИ тезис не доказан, ИЛИ дано рассуждение вне контекста задания, ИЛИ тезис доказан на бытовом уровне | 0 |
| С1К2: Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, ИЛИ привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, ИЛИ привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте | 2 |
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, ИЛИ экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 |
| С1К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
| С1К4: Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста | 1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста | 0 |
| Максимальный балл | 9 |
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| С2К1: Понимание смысла фрагмента текста | |
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | 2 |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, НО допустил одну ошибку в его интерпретации | 1 |
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста ИЛИ экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста ИЛИ объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует | 0 |
| С2К2: Наличие примеров-иллюстраций | |
Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 |
| Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента | 2 |
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, ИЛИ экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть | 0 |
| С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
| С2К4: Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста | 1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста | 0 |
| Максимальный балл | 9 |
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| С3К1: Толкование значения слова (выражения) | |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, НО не прокомментировал его | 1 |
Экзаменуемый дал неверное определение ИЛИ толкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует | 0 |
| С3К2: Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой — из жизненного опыта ИЛИ экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 |
| Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 |
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 |
| С3К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
| С3К4: Композиционная стройность | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста | 1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста | 0 |
| Максимальный балл | 9 |
| Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
|---|---|
| ГК1: Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | 2 |
Допущено 2–3 ошибки | 1 |
Допущено 4 и более ошибки | 0 |
| ГК2 Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | 0 |
| ГК3 Соблюдение грамматических норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | 0 |
| ГК4 Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | 0 |
| ФК1 Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов | 1 |
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов | 0 |
| Максимальный балл | 10 |


Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий (1, 2 или 3). Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания (1, 2 или 3).
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского поэта Сэмюэля Джонсона: «Язык — одежда мыслей».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит быть сильным духом?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример — из прочитанного текста, а другой — из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1. Русский язык – один из богатейших языков мира. В словаре В. И. Даля более двухсот тысяч слов. Этим богатством нужно умело пользоваться, ведь нет в нашей жизни чего-то, что невозможно было бы передать словом. Вот почему нельзя не согласиться с утверждением С. Джонсона: «Язык – одежда мыслей». Для подтверждения справедливости слов Джонсона обратимся к тексту Александры Яковлевны Бруштейн.
Предложение 47 (Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате) можно привести в подтверждение высказывания: одним коротким, но ёмким словом «заделав» определено место рисунка не только на стене в комнате, но и в жизни героини. Рисунок не вставили в рамку как неживую картинку, а привели в действие как задел на будущее.
В тексте используются многочисленные повторы. С их помощью акцентируется внимание на главном — особенно ярко это звучит в напутствии художника своей маленькой зрительнице: «Все — вперёд, все — вдаль! Идёшь — не падай, упал — встань, расшибся — не хнычь. Все — вперёд! Все — вдаль!..» Так, с помощью повторов и благодаря особенностям построения неполных предложений создаётся впечатление, что слова звучат, как набат.
Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание Джонсона о том, что любую мысль, чувства, переживания, настроения можно передать словом.
2. Нет однозначного ответа на вопрос: «Какие жизненные ценности должны стать приоритетными для каждого из нас?» Кто-то выбирает карьеру и материальное благополучие, кто-то — духовное развитие и творческую самореализацию. Взяв с собою багаж жизненных ориентиров, человек отправляется в путь к мечте по дороге длиною в жизнь. Однако не каждый способен реализовать свою мечту. Чаще всего это происходит потому, что вдруг на пути тебе встречается непреодолимое, на первые взгляд, препятствие, и вот ты раскисаешь и сворачиваешь с намеченного пути. А так нельзя – это твёрдо усвоила как самое святое напутствие девочка, попавшая на представление безрукого художника: «В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!»
Человека, преодолевшего жизненные трудности, справившегося с тяжелейшими испытаниями судьбы: болезнью, потерей близких людей, — называют сильным. В этом случае речь идёт о силе духа, то есть о той внутренней силе, стойкости, которые помогли ему справиться со всеми невзгодами. Именно такой человек – художник: «Увечье не победило его — он победил своё увечье. Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.» (предложения 50-51).
Фундамент, который закладывается в детстве, самый прочный. Встреча с мужественным человеком до глубины души потрясла девочку. Эта встреча и стала тем фундаментом, на котором формировался её характер. И нет сомнения, что героиня рассказа выросла человеком мужественным и стойким, потому что у неё перед глазами всегда был пример: «Упал — встань. Расшибся — не хнычь. Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!»
Силен тот, кто, не поддаваясь соблазнам, строит свою жизнь согласно собственному сценарию. Сильные духом люди не только себя могут преодолеть, но и стать примером для окружающих, помогая им поверить в себя и свою внутреннюю силу.
3. У каждого человека существуют основные жизненные ценности, то есть то, что кажется ему наиболее значимым и важным. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Именно поэтому у разных людей в разные периоды их жизни разные ценности: кто-то стремится к комфорту, кто-то к саморазвитию, для кого-то счастье близких составляет самую большую ценность и значимость в жизни. Выбор жизненного пути очень часто зависит от того, какие человек ставит цели и к чему будет стремиться.
Мы не знаем предыстории, что произошло в жизни художника, как вышло, что он лишился рук. Но мы знаем, что этот человек всегда имел одну цель: стремиться только вперёд, невзирая ни на какие преграды и падения. Это его жизненный девиз, это — главное в его жизни. Даже потеряв руки, художник не перестал рисовать, доказывая тем самым, что он не сдался. Нарисованная для девочки картина, конечно, далека от совершенства, но именно она стала для неё заветом воли к сопротивлению, жизненным напутствием мужественного человека. Девиз художника стал девизом для девушки, которая в трудные минуты повторяла мудрые слова.
Известно, что сотни, тысячи известных музыкантов, артистов, художников во время войны оставляли то, чем занимались в мирное время — и шли на фронт, считая, что их место на передовой, на полях сражений. И если до войны их жизненной ценностью было служение искусству, то теперь на первое место выдвинулось служение Родине, защита её от врага, желание отдать все силы ради победы. Но в минуты затишья они собирали вокруг себя людей, чтобы волшебной силой прекрасной музыки или проникновенными стихами поднять дух уставших бойцов.
Список жизненных ценностей у каждого свой. Но главное на пути к мечте — понимать, что для тебя действительно важно. Твои жизненные ценности играют ключевую роль в твоей судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения, взаимоотношения с другими людьми.
| Критерии оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Наверх

