(1) Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега. (2) Он лежит в двух шагах от меня, свернувшись комочком.
(3) Маленький круглоголовый мой Валега! (4) Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка...
(5) А как ты не хотел идти в ординарцы ко мне. (6) Три дня пришлось уламывать. (7) Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык. (8) Тебе стыдно было от своих ребят уходить. (9) Вместе с ними ты по передовой лазил, вместе горе хлебал, а тут ты вдруг пошёл к начальнику в связные. (10) Воевать я, что ли, не умею, или я хуже других?
(11) Привык я к тебе, чертовски привык... (12) Нет, это не привычка, это что-то другое, большее. (13) Я никогда не думал об этом, просто не было времени.
(14) Ведь у меня и раньше были друзья. (15) Много друзей. (16) Вместе росли, учились, спорили об искусстве, о высоких материях... (17) Но достаточно ли этого? (18) Так называемых общих интересов, общей культуры?
(19) Вадим Кастрицкий — умный, разносторонне одарённый, тонкий парень. (20) Мне всегда с ним было интересно. (21) А вытащил бы он меня, раненого, с поля боя? (22) Меня раньше это и не интересовало. (23) А Валега вытащит. (24) Это я знаю... (25) Или Сергей Веледницкий. (26) Пошёл бы я с ним в разведку? (27) Не знаю. (28) А с Валегой — хоть на край света.
(29) На войне узнаёшь людей по-настоящему. (30) Она как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. (31) Валега вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь. (32) И спроси его, что такое родина, он, наверное, толком не объяснит. (33) Но за эту родину — за меня, за Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае — он будет драться до последнего патрона. (34) Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдёт до дела — покажет себя. (35) А делить, умножать, читать не по складам научится, когда будет время, когда придёт желание...
(36) Валега что-то ворчит во сне, переворачивается на другой бок.
(37) Спи, спи, друг... (38) Скоро опять окопы, опять бессонные ночи. (39) Дрыхни пока. (40) А когда кончится война, если останемся живы, придумаем что-нибудь.
* Некрасов Виктор Платонович — русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов — автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега.
2) Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка …
3) Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык.
4) А с Валегой — хоть на край света.
В предложении 4 используется фразеологизм «на край света». Фразеологизм — это устойчивое словосочетание, извлекаемое из нашей памяти в готовом виде и обладающее неделимым смыслом.
Правильный ответ указан под номером 4.



