(1) Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился в школе. (2) К маме пришла её подруга с сыном.
— (3) Ну, показывай, чем живёшь! — сказал Оська.
(4) Давно уже содержимое ящиков письменного стола потеряло для меня всякий интерес, но, чтобы развлечь гостя, я показал ему какие-то инструменты, коллекцию пересохших, почти рассыпающихся бабочек
в коробке под стеклом, толстый, в красном тиснёном переплёте альбом с марками, финский нож и пистолет.
(5) В альбоме с марками его привлекли портреты царей, шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой войны, когда этот альбом был выпущен, — коллекцией моей он пренебрёг. (6) Раздражение моё против гостя росло.
— (7) Альбом — вещь, а марки — дерьмо, — подвёл итоги Оська. — (8) Что у тебя ещё есть?
(9) Обветшалые сокровища оставили его равнодушным: кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (10) Чем он живёт, что может его заинтересовать?
— (11) Что ты читаешь, бледнолицый? — замогильным голосом произнёс Оська.
(12) Я мотнул головой на полку с книгами. (13) Он подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (14) Меня злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (15) При этом он что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот. (16) Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:
— (17) Стихов у тебя нет. (18) Ну, а «Смока Беллью» ты хоть читал?
— (19) Не помню. (20) Может, читал. (21) Чьё это?
— (22) Джека Лондона. (23) Если б читал, помнил бы. (24) Целая серия романов. (25) Все лучшие люди зачитываются. (26) А ты...
(27) Он явно нарывался. (28) Но до каких пор должен я терпеть его разнузданность? (29) Оська явно демонстрировал своё пренебрежение ко мне: он слонялся по комнате, трогал вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал раздражающе непонятные стихи, свистел, пел. (30) Но задело меня другое: он вроде в дураки меня зачислил. (31) Самолюбие мешало признаться в этом, но злоба закипела, противно и сладко.
— (32) А чем ты увлекаешься? — превозмогая себя, спросил я.
(33) Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно захохотал. (34) Ни слова не говоря, я выпрямился и ударил его кулаком в лицо. (35) Ударил сильно, он отлетел назад, наткнулся на продавленное кресло
и повалился в его истёртую кожаную глубь. (36) Он потрогал ушиб и увидел на пальцах кровь. (37) Лицо его скривилось. (38) Я ждал, что он, конечно, расплачется, и хотел этого, но он не заплакал. (39) Он посмотрел на меня — странно, без тени страха или злости, даже обиды не было в его раскосых, тёмно-карих глазах, лишь удивление и словно бы вина.
— (40) Слушай, — сказал он добрым голосом. — (41) Ну, чего ты?.. (42) Я вовсе не хотел тебя обидеть. (43) Правда!
(44) Я молчал. (45) Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.
— (46) Брось!.. (47) Забудем!.. — (48) Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.
(49) И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу... (50) Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы. (51) Позже я бдительно следил, чтобы его кто-нибудь не обидел. (52) А такая опасность постоянно существовала, потому что, при всей своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист, крайне неосмотрителен. (53) Однажды Оську избил парень по кличке Жупан. (54) Я публично вздул Жупана, чтобы другим было неповадно. (55) Сам Оська подошёл, когда экзекуция уже закончилась. (56) Он отвёл меня в сторону.
— (57) Я прошу тебя... я очень прошу тебя никогда за меня не заступаться. (58) Ладно? (59) Просто мне наплевать, а для таких, как Жупан, — целая трагедия. (60) Не выношу, когда унижают людей…
* Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий (1, 2 или 3). Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания (1, 2 или 3).
1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использует автор, чтобы создать образы героев текста??».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента данного текста: «И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу…»
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит уважать человека?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример — из прочитанного текста, а другой — из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. О непростых проявлениях в человеческих отношениях рассказывает Юрий Нагибин в приведённом тексте.
В начале первой встречи рассказчика с Оськой симпатий к случайному знакомому герой явно не испытывал. Его раздражала заносчивость нового приятеля. Однако, когда Оська не разревелся от удара, а предложил забыть недоразумение, рассказчик понял, что не такой уж и забияка этот Оська, а вполне «нормальный парень». Об этом приведенные строчки текста: «И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу…» Так было положено начало новой дружбы.
Во время встречи Оська вёл себя естественно, он не стремился казаться лучше, чем есть на самом деле: «…при всей своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист, крайне неосмотрителен» (предложение №52). Оставаться самим собой – качество, заслуживающее уважения. Вот почему герой-рассказчик проникся к новому знакомому симпатией.
Ещё одним поразившим его случаем делится рассказчик. Почему Оська так печётся о Жупане? Какое ему дело до чувств этого Жупана? В предложении 60 находим ответ на этот вопрос: «Не выношу, когда унижают людей…» Тоже достойное отношение к людям, не правда ли?
Чтобы в жизни тебе встретился настоящий друг, надо самому уметь дружить, ведь неслучайна мудрость: «Относись к человеку так, как хочешь, чтобы он относился к тебе». Этому научила рассказчика дружба с Оськой.
3. Уважать человека — значит признавать его право на индивидуальность, чувства и достоинство, даже когда его взгляды или поступки отличаются от наших. Это не слепое согласие, а способность видеть в другом самостоятельную личность, принимать его инаковость и воздерживаться от унижения, каким бы ни был повод.
Яркий пример рождения уважения показан в тексте Ю. Нагибина. Поначалу рассказчик раздражен Оськой, его бесцеремонностью и пренебрежением к его вещам и интересам («раздражение моё против гостя росло»). Оська ведет себя вызывающе, вплоть до оскорбительного хлопка по лицу («он вроде в дураки меня зачислил»). Реакция рассказчика — удар, ожидание слез. Однако ответ Оськи становится переломным: вместо злобы или обиды он проявляет искреннее удивление и вину («странно, без тени страха или злости»), протягивает руку с открытым примирением («Брось!.. Забудем!..»). Именно эта искренность, доброта и готовность протянуть руку первым, несмотря на боль и унижение, заставляет рассказчика увидеть в Оське не наглого грубияна, а человека достойного уважения и защиты («это открытое движение... перевернуло во мне душу»). Уважение здесь родилось из признания силы духа и доброты Оськи, его способности подняться над обидой.
В жизни уважение часто проявляется в мелочах. Например, в споре с одноклассником, чья точка зрения кажется мне совершенно неверной. Уважать его — значит не перебивать, не высмеивать его аргументы («Да ты что, это же глупо!»), а выслушать до конца, попытаться понять его логику, даже если я остаюсь при своем мнении. И затем спокойно изложить свою позицию, без перехода на личности. Это признание его права иметь и отстаивать собственное мнение, даже ошибочное с моей точки зрения. Такое общение требует усилий, но именно оно позволяет сохранить достоинство обеих сторон и построить конструктивные отношения.
Таким образом, уважение — это сложный акт признания ценности другого человека. Оно требует от нас выйти за пределы собственного «я», эго и сиюминутных эмоций, чтобы увидеть и принять чужую индивидуальность, право на чувства и достоинство, как это случилось с героями Нагибина и как это должно происходить в нашей повседневной жизни.



