Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 9 № 8188

1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного В. П. Морозова: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. П. Морозова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

3.  Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


– (1)Маш, Маш, а мы новенькую выбрали…

 

– (2)Куда выбрали? – (3)Уже неделю она в отряде, а всё «новенькая»…

 

– (4)В конкурсе красоты участвовать! – (5)Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

 

(6)Я схватилась за сердце и посмотрела на стоящего рядом Ромку.

 

– (7)Рома… (8)Ну зачем вы так уж?

 

– (9)Так ей и надо! (10)Пусть не задаётся!

 

(11)Я бросилась к Антонине Марковне и Олегу.

 

– (12)Ну как вы могли допустить? (13)Куда вы смотрели?

 

– (14)Маша, я не понимаю… – растерялась Антонина Марковна. – (15)На планёрке сказали выбрать одну девочку от отряда, что это главный конкурс…

 

– (16)Вот именно!

 

– (17)Мы стали выбирать, а они все хором: (18)«Алёну, Алёну! (19)Она самая красивая!» (20)Я бы не сказала, но раз они так считают…

 

(21)Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза. (22)В нашем отряде почти все старожилы, они знают, что такое конкурс красоты! (23)Будь ты трижды раскрасавица, не выполнить тебе ни одного задания без поддержки отряда и зрелищных номеров. (24)Но на сцене-то стоять только ей, позор, свист и улюлюканье зала принимать тоже ей одной. (25)Прославится сразу на весь лагерь! (26)Как самая «классная» девчонка или как самая… сами понимаете.

 

– (27)Если у участницы нет поддержки, она будет выглядеть… ну как полная дура! (28)А её, думаете, наши поддержат? (29)Подставили девчонку!

 

– (30)Но, Маша, она сама согласилась! (31)Помолчала с минутку, оглядела всех по очереди и говорит спокойно так: «Я согласна».

 

(32)Представляю, какими глазами она «оглядела всех»! (33)А ведь могла бы отказаться! (34)Запросто! (35)Но она всё поняла, гордая девочка Алёна Акинирова, и назло им не отказалась.

 

– (36)Значит, так, – сказала я решительно. – (37)Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить. (38)Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы помочь человеку.

 

– (39)Да, Маша, – сказала Антонина Марковна послушно.

 

– (40)Хорошо, Маш, – серьёзно кивнул Олег.

 

(41)На столе в стеклянной банке медленно вяли пионы.

 

– (42)Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!

 

– (43)Все сразу попадают и дадут ей первое место!

 

– (44)Ничего подобного она не думает, – вдруг вступился за Алёнку Васька. – (45)И вообще… (46)Она, может, даже не знает, что надо готовить номер, и танец, и группу поддержки? (47)Она же первый раз в лагере.

 

(48)После этого случайно услышанного разговора я попыталась объяснить Алёнке, что такое конкурс красоты в нашем лагере, что от неё требуется, но она слушала нетерпеливо и рассеянно и наконец сказала:

 

– (49)Маша, вы хотите кого-нибудь другого поставить? (50)Ну, пожалуйста, мне всё равно…

 

(51)Но поставить другого – значит поддержать бойкот.

 

(52)Потом вдруг Алёнкины глаза наполнились слезами, и она сказала сердито, с вызовом:

 

– (53)Думаешь, я без них не справлюсь? (54)Очень надо! (55)Справлюсь и без них! (56)Вот увидите.

 

(57)И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.

 

(По Михеевой Т.) *

 

* Михеева Тамара (род. в 1979 г.) – современная писательница, лауреат литературных премий.

1
Тип 6 № 13073

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Ребята считали Алёнку самой красивой.

2)  Ребята хотели наказать девочку, так как считали её «задавакой».

3)  Вожатые посоветовали ребятам выбрать Алёнку.

4)  Алёнка понимала: ребята хотят, чтобы она проиграла конкурс.

5)  Герка рассказал, что Алёнку выдвинули на конкурс.


2
Тип 7 № 13074

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1)  Прославится сразу на весь лагерь!

2)  Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза.

3)  Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

4)  Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся  — они будут всячески ей вредить.

5)  И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало.


3
Тип 8 № 13075

Лексический анализ.

Найдите в тексте синоним к слову КРАСИВАЯ (предложение 19). Напишите этот синоним.


4
Задания Д6 № 8007

Замените разговорное слово «классная» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 8CE506
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Пояснение · ·
Спрятать пояснение

Пояснение.

1.  Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Восклицательный знак в конце предложения может показывать, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания. Современный ученый В. П. Морозов утверждал: «Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку». Попробуем доказать правомочность его высказывания на примерах из текста Тамары Михеевой.

В предложениях под номерами 9  — 10 (Так ей и надо! Пусть не задаётся!) восклицательные знаки являются показателем пренебрежения, негодования. В предложениях 54  — 55 (Очень надо! Справлюсь и без них!) восклицательный знак несет другую смысловую нагрузку: он показывает степень уверенности девочки в своих силах. И в первом, и во втором случаях восклицательный знак стоит в предложениях с особой эмоциональной окраской.

Таким образом, на примерах из текста Т. Михеевой нам удалось подтвердить, что восклицательный знак может нести определённые функции: указывать на эмоциональную напряжённость.

 

2.  Бесспорно, одно из самых плохих человеческих качеств  — зависть  — ревностное отношение к достоинствам и достижениям других людей. Именно из-за зависти в мире творится большинство преступлений. Ребята в отряде не могут смириться с появлением человека, от них не зависящего, поэтому бойкотируют «новенькую». Алёне обязательно надо справиться с испытанием. Об этом финальные строки текста Т. Михеевой.

Ребята жестоки, они без тени сомнения толкают девочку на «позор», жертвуют даже репутацией отряда, впрочем, репутацией этой они, видимо, не дорожат, ими движет стадное чувство, а не коллективизм.

Вожатая понимает, что нельзя допустить торжества жестокости, поэтому готова помочь Алёне справиться со всеми испытаниями. Может, тогда ребята поймут, что были не правы, задумаются над истинными ценностями.

На примере взаимоотношений героев текста мы можем сделать вывод, что зависть разрушает нашу жизнь, поэтому надо учиться радоваться достижениям других, только в этом случае речь может идти о коллективе, а не о толпе, какой является отряд.

 

3.  Взаимовыручка  — взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка. Для проявления взаимовыручки не нужны никакие команды и централизованное управление. У человека возникает внутренняя потребность оказать помощь.

Ребята из отряда не способны к взаимовыручке. Встретиться с такими людьми на одной дороге не пожелаешь и врагу, потому что враг, по крайней мере, не будет притворяться твоим другом, от него знаешь, что ожидать. Такие люди страшнее врага, потому что из-за зависти к твоим успехам они могут нанести удар в спину в любой момент. Ребята жестоки, они без тени сомнения толкают девочку на «позор», жертвуют даже репутацией отряда, впрочем, репутацией этой они, видимо, не дорожат, ими движет стадное чувство, а не коллективизм.

В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. Меня поразил подвиг Риты Осяниной, которая застрелилась ради того, чтобы Васков выжил, она дала това-рищу шанс остаться живым, отомстить за погибших подруг.

Хочется верить, что в современном мире люди сохранили умение объединяться перед лицом опасности и беды, могут прийти на помощь и поддержать в трудную минуту.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

ИЛИ

тезис не доказан,

ИЛИ

дано рассуждение вне контекста задания,

ИЛИ

тезис доказан на бытовом уровне

0
С2К2: Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

ИЛИ

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

ИЛИ

привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

ИЛИ

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

допущена 1 логическая ошибка,

И/ИЛИ

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

НО

допущено более 1 логической ошибки,

И/ИЛИ

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0
С2К4: Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

НО

допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0
Максимальный балл9

 

 

Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы
ГК1: Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

2

Допущено 2–3 ошибки

1

Допущено 4 и более ошибки

0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ГК3 Соблюдение грамматических норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ГК4 Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ФК1 Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов

1

Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

0
Максимальный балл10
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 8CE506
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое взаимовыручка