СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 9 № 8187

1. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста Г. Г. Гра­ник: «Чтобы по­ни­мать текст, нужно на­учить­ся вос­при­ни­мать сиг­на­лы, ко­то­рые по­да­ют знаки пре­пи­на­ния». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Г. Г. Гра­ник. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

2. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фраг­мен­та тек­ста: «От маль­чи­шек из на­ше­го двора я знаю, что война — самая ин­те­рес­ная на свете игра… Но это игра… А как вы­гля­дит война вза­прав­даш­няя?» При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 (два) ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

3. Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова СЧА­СТЬЕ? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое сча­стье», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 (два) при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


(1)Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

 

(2)Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? (3)Может, буду помогать маме собираться на дачу. (4)На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом. (5)А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. (6)Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

 

(7)А может быть, сегодня пойдём гулять через Тучков мост, на Петроградскую сторону. (8)Забредём в Зоосад. (9)Вот это будет здорово! (10)Соседская Ирочка рассказывала, что там с недавних пор катают не только на пони, но и на верблюдах.

 

(11)А может, мы поедем в большой парк на островах. (12)В парке папа берёт лодку и даёт мне немного погрести. (13)Но это – мечты. (14)А покамест я ещё лежу в своей кровати.

 

(15)Вот скрипнула дверь. (16)Ныряю с головой под одеяло. (17)Пускай папа подумает, что я куда-то подевалась. (18)Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике:

 

– (19)Пропал ребёнок! (20)Вот несчастье! (21)Куда же он у меня подевался? (22)Надо срочно позвонить в милицию! (23)Вы случайно не видели, дорогие граждане, здесь одну противную девчонку, которая вечно пропадает? (24)Ленка, Ленка, где ты?

 

(25)Тут я выскакиваю и ору:

 

– (26)Не надо милицию! (27)Я нашлась!

 

– (28)Ах, ты нашлась, – говорит папа, – вот я тебя сейчас!

 

(29)И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

 

(30)Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. (31)Делаю маленькую щёлку и оглядываю комнату одним глазом. (32)В чём дело? (33)Мама стоит подле табуретки с моими вещичками. (34)Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у неё напряжённое и такое печальное, что мне становится не по себе.

 

(35)Высвобождаюсь из-под одеяла – мама словно не видит меня.

 

– (36)Мамуленька, видишь, я уже встала…

 

– (37)Да, да…

 

(38)Мама всё ещё отсутствует, её нет со мной.

 

(39)Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки, и вдруг она, обычно такая сдержанная, крепко-крепко, до боли, обнимает меня, прижимает к себе, будто боится, что меня могут отнять у неё, забрать, увести.

 

(40)Приходит папа. (41)Он тоже какой-то необычный, невесёлый.

 

– (42)Лена, – медленно говорит он, – сегодня война началась. (43)Побудь дома одна. (44)Нам с мамой надо уйти.

 

…(45)Я встревожена. (46)Война! (47)Как это – война? (48)Что это – война? (49)От мальчишек из нашего двора я знаю, что война – самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. (50)Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. (51)Но это игра… (52)А как выглядит война взаправдашняя?

 

(По Э.Е. Фоняковой) *

 

* Фонякова Элла Ефремовна (род. в 1934 г.) – петербургская писательница, чьи произведения посвящены ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора..

1
Задания Д6 № 8010

За­ме­ни­те раз­го­вор­ное слово «ору» в пред­ло­же­нии 25 сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным си­но­ни­мом. На­пи­ши­те этот си­но­ним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант FD7ADF
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

2
Задание 6 № 13000

Ана­лиз со­дер­жа­ния тек­ста.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) Ле­ни­ны ша­ло­сти рас­сер­ди­ли ро­ди­те­лей.

2) Лена стро­и­ла раз­но­об­раз­ные планы на вос­кре­се­нье и никак не могла ре­шить, чему от­дать пред­по­чте­ние.

3) Ле­ни­ны ро­ди­те­ли со­би­ра­лись уйти по делам, и ей пер­вый раз в жизни при­ш­лось бы остать­ся одной дома.

4) Лена пред­став­ля­ла войну как игру, и она не могла по­нять, по­че­му это из­ве­стие рас­стро­и­ло ро­ди­те­лей.

5) Как толь­ко Лена просну­лась, ро­ди­те­ли сразу же об­ра­ти­ли на неё вни­ма­ние.


3
Задание 7 № 13001

Ана­лиз средств вы­ра­зи­тель­но­сти.

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся ме­та­фо­ра.

1) Все бегут, стре­ля­ют из де­ре­вян­ных пи­сто­ле­тов, ро­га­ток, кри­чат «Ура!» и де­рут­ся.

2) Лежу, при­та­ив­шись, и хи­хи­каю под оде­я­лом, но никто меня не ищет.

3) Ныряю с го­ло­вой под оде­я­ло.

4) И у нас на­чи­на­ет­ся раз­весёлая возня, бе­гот­ня по ком­на­те и швы­ря­ние по­ду­шек до тех пор, пока мама ре­ши­тель­но не пре­кра­ща­ет этот шум, ко­то­рый может по­тре­во­жить со­се­дей.

5) Сол­неч­ные лучи, легко прон­зая белые за­на­ве­си, ве­е­ром раз­ле­та­ют­ся по ком­на­те.


4
Задание 8 № 13002

Лек­си­че­ский ана­лиз.

Най­ди­те в тек­сте ан­то­ним к слову ПО­ДЕ­ВАЛ­СЯ (пред­ло­же­ние 21). На­пи­ши­те этот ан­то­ним.

По­яс­не­ние.

1. Знаки пре­пи­на­ния функ­ци­о­наль­но зна­чи­мы: они имеют за­креплённые за ними обобщённые зна­че­ния. Не­ко­то­рые из них пе­ре­да­ют ло­ги­ку пред­ло­же­ния, связь между его ча­стя­ми — это за­пя­тая, точка с за­пя­той, тире.

Не­ко­то­рые, на­при­мер, тире, мно­го­то­чие, носят до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию, ко­то­рую нель­зя вы­ра­жать сло­ва­ми, пе­ре­да­ют на пись­ме от­тен­ки смыс­ла и даже могут быть сред­ством вы­ра­же­ния со­сто­я­ния пи­шу­ще­го. Имен­но об этом пишет Г. Г. Гра­ник: «Чтобы по­ни­мать текст, нужно на­учить­ся вос­при­ни­мать сиг­на­лы, ко­то­рые по­да­ют зна-ки пре­пи­на­ния».

По­про­бу­ем до­ка­зать пра­во­моч­ность этого утвер­жде­ния на при­ме­рах из тек­ста Эллы Фо­ня­ко­вой.

В конце пред­ло­же­ния 51 (Но это игра…) стоит мно­го­то­чие, ко­то­рое ука­зы­ва­ет на не­за­вер­шен­ность мысли героя, под­чер­ки­ва­ет устра­ша­ю­щую не­из­вест­ность, ко­то­рое таит для ребёнка слово «война». Пред­ло­же­ния 47 — 48 вос­про­си­тель­ные: «47)Как это — война? (48)Что это — война?» Во­про­си­тель­ный знак, сто­я­щий в конце этих пред­ло­же­ний ука­зы­ва­ет на осо­бую на­пря­жен­ность мо­мен­та: как можно, чтобы всё пе­ре­вер­ну­лось с ног на го­ло­ву?

Таким об­ра­зом, мы убе­ди­лись, что знаки пре­пи­на­ния, дей­стви­тель­но, от­ра­жа­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку речи — пе­ре­да­ют пре­рван­ность мысли, вы­зван­ную общим эмо­ци­о­наль­ным на­пря­же­ни­ем, могут пе­ре­да­вать мно­го­зна­чи­тель­ность ска­зан­но­го, ука­зы­вать на под­текст, скры­тый смысл. По­это­му вы­ска­зы­ва­ние Г. Г. Гра­ник о зна­ках пре­пи­на­ния впол­не оправ­да­но.

 

 

2. Война не ща­ди­ла ни­ко­го: ни взрос­лых, ни детей. Дети во­ен­ной поры рано взрос­ле­ли, самая свет­лая и счаст­ли­вая пора их жизни была «укра­де­на», по­то­му что война всё ис­ко­вер­ка­ла и пе­ре­вер­ну­ла с ног на го­ло­ву. Но ма­лень­кая де­воч­ка ещё не знает, не осознаёт, какое страш­ное ис­пы­та­ние вы­па­ло на её долю. Об этом и го­во­рит Элла Фо­ня­ко­ва в при­ведённом фраг­мен­те тек­ста.

В ра­дуж­ных крас­ках по­ка­за­на мир­ная жизнь: все друг друга любят, а вы­ход­ной с семьёй на даче дол­жен стать самым счаст­ли­вым днём в жизни. Но сча­стье раз­ру­ше­но, по­то­му что война...

На кон­тра­сте по­ка­за­но пер­вое утро во­ен­ной поры. Мама встре­во­же­на, отец «какой-то не­обыч­ный, невесёлый» и очень по-взрос­ло­му об­ра­ща­ет­ся к до­че­ри. Ребёнку пред­сто­ит по­взрос­леть в один мо­мент, по­то­му что война…

Про­чи­тав текст, не­воль­но ло­вишь себя на мысли: а я смог бы? Какой силой духа нужно об­ла­дать, чтобы всё вы­не­сти, пре­одо­леть не­дет­ские ис­пы­та­ния и при этом всё же оста­вать­ся детьми!

 

 

3. На­сто­я­щее сча­стье — это лю­бовь и за­бо­та близ­ких людей, счаст­ли­вые глаза ро­ди­те­лей, креп­кое здо­ро­вье род­ных и мир­ное небо над го­ло­вой. Ко­неч­но, мно­гие могут не со­гла­сить­ся с такой точ­кой зре­ния, но для меня сча­стье пред­став­ля­ет­ся имен­но таким.

Дети во­ен­ной поры рано взрос­ле­ли, самая свет­лая и счаст­ли­вая пора их жизни была «укра­де­на», по­то­му что война всё ис­ко­вер­ка­ла и пе­ре­вер­ну­ла с ног на го­ло­ву. Ге­ро­и­ня тек­ста Э. Фо­ня­ко­вой ещё не осознаёт, какое страш­ное ис­пы­та­ние вы­па­ло на её долю и что сча­стьем было мир­ное вос­крес­ное утро, и игры с папой, и стро­гое на­став­ле­ние мамы.

Не­ко­то­рым ка­жет­ся, что сча­стье — это бо­гат­ство. Бо­га­тый че­ло­век может поз­во­лить себе все: и отдых в эк­зо­ти­че­ских стра­нах, и до­ро­гое жилье, и рос­кош­ные ав­то­мо­би­ли. Людей манит эта ска­зоч­ная жизнь — и хо­чет­ся, чтобы сказ­ка стала ре­аль­но­стью. Но всё это ми­шу­ра, за ко­то­рой порой стоит оди­но­че­ство и разо­ча­ро­ва­ние. И кому нужно бо­гат­ство, если над го­ло­вой будут но­сить­ся во­ен­ные самолёты и придётся пря­тать­ся от раз­ры­вов бомб?..

Нужно уметь це­нить то, что име­ешь, се­год­ня, сей­час. Ты живёшь — и это сча­стье. А если во­круг царит лю­бовь, вза­и­мо­по­ни­ма­ние, то че­ло­век чув­ству­ет себя защищённым и нуж­ным, тогда в душе по­се­ля­ет­ся гар­мо­ния, а это и есть сча­стье.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант FD7ADF
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое счастье
Тема сочинения 9.1: Роль знаков пунктуации