

(1) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
(2) Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? (3) Может, буду помогать маме собираться на дачу. (4) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам — в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом. (5) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. (6) Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
(7) А может быть, сегодня пойдём гулять через Тучков мост, на Петроградскую сторону. (8) Забредём в Зоосад. (9) Вот это будет здорово! (10) Соседская Ирочка рассказывала, что там с недавних пор катают не только на пони, но и на верблюдах.
(11) А может, мы поедем в большой парк на островах. (12) В парке папа берёт лодку и даёт мне немного погрести. (13) Но это — мечты. (14) А покамест я ещё лежу в своей кровати.
(15) Вот скрипнула дверь. (16) Ныряю с головой под одеяло. (17) Пускай папа подумает, что я куда-то подевалась. (18) Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике:
— (19) Пропал ребёнок! (20) Вот несчастье! (21) Куда же он у меня подевался? (22) Надо срочно позвонить в милицию! (23) Вы случайно не видели, дорогие граждане, здесь одну противную девчонку, которая вечно пропадает? (24) Ленка, Ленка, где ты?
(25) Тут я выскакиваю и ору:
— (26) Не надо милицию! (27) Я нашлась!
— (28) Ах, ты нашлась, — говорит папа, — вот я тебя сейчас!
(29) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
(30) Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. (31) Делаю маленькую щёлку и оглядываю комнату одним глазом. (32) В чём дело? (33) Мама стоит подле табуретки с моими вещичками. (34) Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у неё напряжённое и такое печальное, что мне становится не по себе.
(35) Высвобождаюсь из-под одеяла — мама словно не видит меня.
— (36) Мамуленька, видишь, я уже встала...
— (37) Да, да...
(38) Мама всё ещё отсутствует, её нет со мной.
(39) Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки, и вдруг она, обычно такая сдержанная, крепко-крепко, до боли, обнимает меня, прижимает к себе, будто боится, что меня могут отнять у неё, забрать, увести.
(40) Приходит папа. (41) Он тоже какой-то необычный, невесёлый.
— (42) Лена, — медленно говорит он, — сегодня война началась. (43) Побудь дома одна. (44) Нам с мамой надо уйти.
(45) ...Я встревожена. (46) Война! (47) Как это — война? (48) Что это — война? (49) От мальчишек из нашего двора я знаю, что война — самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. (50) Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. (51) Но это игра... (52) А как выглядит война взаправдашняя?
* Фонякова Элла Ефремовна (род. в 1934 г.) — петербургская писательница, чьи произведения посвящены ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора.
Из предложений 7—14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Условию задания соответствуют приставки, которые оканчиваются на буквы З или С. Их написание подчиняется правилу: если после приставки следует буква, обозначающая звонкий звук, то в приставке пишем З; если же после приставки следует буква, обозначающая глухой звук, то в приставке пишем С.
Требованию задания соответствует слово рассказывала, оно имеет приставку РАС- перед буквой «с», обозначающей глухой звук [с].
Ответ: рассказывала


Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Ленины шалости рассердили родителей.
2) Лена строила разнообразные планы на воскресенье и никак не могла решить, чему отдать предпочтение.
3) Ленины родители собирались уйти, и ей пришлось остаться одной дома.
4) Лена представляла войну как игру, и она не могла понять, почему это известие расстроило родителей.
5) Как только Лена проснулась, родители сразу же обратили на неё внимание.
1) Ленины шалости рассердили родителей. — Не подтверждается в тексте.
2) Лена строила разнообразные планы на воскресенье и никак не могла решить, чему отдать предпочтение. — Подтверждается предложениями 1−11.
3) Ленины родители собирались уйти, и ей пришлось остаться одной дома. — Подтверждается предложениями 43−44.
4) Лена представляла войну как игру, и она не могла понять, почему это известие расстроило родителей. — Подтверждается предложениями 48−52.
5) Как только Лена проснулась, родители сразу же обратили на неё внимание. — Противоречит предложению 30.
Ответ: 234.


Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся.
2) Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет.
3) Ныряю с головой под одеяло.
4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
3) Ныряю с головой под одеяло.
5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.
Ответ: 35.
Лексический анализ.
Найдите в тексте антоним к слову ПОДЕВАЛСЯ (предложение 21). Напишите этот антоним.
Антонимы — слова с противоположным значением.
Ответ: нашлась.


Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий (1, 2 или 3). Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания (1, 2 или 3).
1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие знаки препинания помогают автору передать чувства героев?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «От мальчишек из нашего двора я знаю, что война — самая интересная на свете игра… Но это игра… А как выглядит война взаправдашняя?»
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что делает человека счастливым?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример — из прочитанного текста, а другой — из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Война не щадила никого: ни взрослых, ни детей. Дети военной поры рано взрослели, самая светлая и счастливая пора их жизни была «украдена», потому что война всё исковеркала и перевернула с ног на голову. Но маленькая девочка ещё не знает, не осознаёт, какое страшное испытание выпало на её долю. Об этом и говорит Элла Фонякова в приведённом фрагменте текста.
В радужных красках показана мирная жизнь: все друг друга любят, а выходной с семьёй на даче должен стать самым счастливым днём в жизни. Но счастье разрушено, потому что война...
На контрасте показано первое утро военной поры. Мама встревожена, отец «какой-то необычный, невесёлый» и очень по-взрослому обращается к дочери. Ребёнку предстоит повзрослеть в один момент, потому что война…
Прочитав текст, невольно ловишь себя на мысли: а я смог бы? Какой силой духа нужно обладать, чтобы всё вынести, преодолеть недетские испытания и при этом всё же оставаться детьми!
3. Настоящее счастье — это любовь и забота близких людей, счастливые глаза родителей, крепкое здоровье родных и мирное небо над головой. Конечно, многие могут не согласиться с такой точкой зрения, но для меня счастье представляется именно таким.
Дети военной поры рано взрослели, самая светлая и счастливая пора их жизни была «украдена», потому что война всё исковеркала и перевернула с ног на голову. Героиня текста Э. Фоняковой ещё не осознаёт, какое страшное испытание выпало на её долю и что счастьем было мирное воскресное утро, и игры с папой, и строгое наставление мамы.
Некоторым кажется, что счастье — это богатство. Богатый человек может позволить себе все: и отдых в экзотических странах, и дорогое жилье, и роскошные автомобили. Людей манит эта сказочная жизнь — и хочется, чтобы сказка стала реальностью. Но всё это мишура, за которой порой стоит одиночество и разочарование. И кому нужно богатство, если над головой будут носиться военные самолёты и придётся прятаться от разрывов бомб?..
Нужно уметь ценить то, что имеешь, сегодня, сейчас. Ты живёшь — и это счастье. А если вокруг царит любовь, взаимопонимание, то человек чувствует себя защищённым и нужным, тогда в душе поселяется гармония, а это и есть счастье.
| Критерии оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||


Замените разговорное слово «ору» в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Разговорное слово «ору» в предложении 25 заменяем стилистически нейтральным синонимом «кричу».
Ответ: кричу.


Среди предложений 7—10 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Сложность такого задания состоит в том, что не указаны, какие именно члены предложения могут быть однородными. Поэтому ищем и подлежащие, и сказуемые, и второстепенные члены.
В предложении
(10)Соседская Ирочка рассказывала, что там с недавних пор катают не только на пони, но и на верблюдах. два однородных обстоятельства.
В предложении
(7)...через Тучков мост, на Петроградскую сторону не однородные обстоятельства, а одно из двух—уточняющее.
Ответ: 10


В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лена была встревожена?»
1) Лена боялась, что её шалости рассердили родителей.
2) Лена строила разнообразные планы на воскресенье и никак не могла решить, чему отдать предпочтение.
3) Ленины родители собирались уйти по делам, и ей первый раз в жизни пришлось бы остаться одной дома.
4) Лена представляла войну как игру, и она не могла понять, почему это известие расстроило родителей.
Из финала текста (45)Я встревожена. (46)Война! (47)Как это – война? (48)Что это – война? (49)От мальчишек из нашего двора я знаю, что война – самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. (50)Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. (51)Но это игра… (52)А как выглядит война взаправдашняя?следует, что верный ответ 4.
Ответ: 4


1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Г. Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Г. Граник. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «От мальчишек из нашего двора я знаю, что война — самая интересная на свете игра… Но это игра… А как выглядит война взаправдашняя?» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример — из прочитанного текста, а другой — из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
----------
Тема 3. не изменена с 2018 г.
1. Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Некоторые из них передают логику предложения, связь между его частями — это запятая, точка с запятой, тире.
Некоторые, например, тире, многоточие, носят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами, передают на письме оттенки смысла и даже могут быть средством выражения состояния пишущего. Именно об этом пишет Г. Г. Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают зна-ки препинания».
Попробуем доказать правомочность этого утверждения на примерах из текста Эллы Фоняковой.
В конце предложения 51 (Но это игра…) стоит многоточие, которое указывает на незавершенность мысли героя, подчеркивает устрашающую неизвестность, которое таит для ребёнка слово «война». Предложения 47 — 48 воспросительные: «47)Как это — война? (48)Что это — война?» Вопросительный знак, стоящий в конце этих предложений указывает на особую напряженность момента: как можно, чтобы всё перевернулось с ног на голову?
Таким образом, мы убедились, что знаки препинания, действительно, отражают эмоциональную окраску речи — передают прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением, могут передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. Поэтому высказывание Г. Г. Граник о знаках препинания вполне оправдано.
2. Война не щадила никого: ни взрослых, ни детей. Дети военной поры рано взрослели, самая светлая и счастливая пора их жизни была «украдена», потому что война всё исковеркала и перевернула с ног на голову. Но маленькая девочка ещё не знает, не осознаёт, какое страшное испытание выпало на её долю. Об этом и говорит Элла Фонякова в приведённом фрагменте текста.
В радужных красках показана мирная жизнь: все друг друга любят, а выходной с семьёй на даче должен стать самым счастливым днём в жизни. Но счастье разрушено, потому что война...
На контрасте показано первое утро военной поры. Мама встревожена, отец «какой-то необычный, невесёлый» и очень по-взрослому обращается к дочери. Ребёнку предстоит повзрослеть в один момент, потому что война…
Прочитав текст, невольно ловишь себя на мысли: а я смог бы? Какой силой духа нужно обладать, чтобы всё вынести, преодолеть недетские испытания и при этом всё же оставаться детьми!
3. Настоящее счастье — это любовь и забота близких людей, счастливые глаза родителей, крепкое здоровье родных и мирное небо над головой. Конечно, многие могут не согласиться с такой точкой зрения, но для меня счастье представляется именно таким.
Дети военной поры рано взрослели, самая светлая и счастливая пора их жизни была «украдена», потому что война всё исковеркала и перевернула с ног на голову. Героиня текста Э. Фоняковой ещё не осознаёт, какое страшное испытание выпало на её долю и что счастьем было мирное воскресное утро, и игры с папой, и строгое наставление мамы.
Некоторым кажется, что счастье — это богатство. Богатый человек может позволить себе все: и отдых в экзотических странах, и дорогое жилье, и роскошные автомобили. Людей манит эта сказочная жизнь — и хочется, чтобы сказка стала реальностью. Но всё это мишура, за которой порой стоит одиночество и разочарование. И кому нужно богатство, если над головой будут носиться военные самолёты и придётся прятаться от разрывов бомб?..
Нужно уметь ценить то, что имеешь, сегодня, сейчас. Ты живёшь — и это счастье. А если вокруг царит любовь, взаимопонимание, то человек чувствует себя защищённым и нужным, тогда в душе поселяется гармония, а это и есть счастье.
| Критерии оценивания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|


В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Что сулит мне этот долгожданный воскресный день?
2) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам—в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.
3) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
Олицетворения—это особый вид метафоры-иносказания, перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления. В варианте 3 самовар кормится—как живой—шишками.
Ответ: 3


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мама всё ещё отсутствует,(1) её нет со мной.
Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки,(2) и вдруг она,(3) обычно такая сдержанная,(4) крепко-крепко,(5) до боли,(6) обнимает меня,(7) прижимает
к себе,(8) будто боится,(9) что меня могут отнять у неё,(10) забрать,(11) увести.
{Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки}, [и вдруг она, обычно такая сдержанная, крепко-крепко, до боли, обнимает меня, прижимает к себе], (будто боится), (что меня могут отнять у неё, забрать, увести).
Запятая под номером 8 разделяет основы, связанные подчинительным союзом БУДТО: «она обнимает, прижимает», «боится». Запятая под номером 9 разделяет основы, связанные подчинительным союзом ЧТО: «боится», «могут отнять, забрать, увести». Это СПП с последовательным подчинением придаточных предложений.
Ответ: 89|98.


Замените словосочетание «медный самовар», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Чтобы построить словосочетание со связью управление, следует помнить, что при такой связи главное слово требует от зависимого только определённого падежа. Зависимое слово «застывает» в этом падеже (часто с предлогом), при этом главное слово может изменяться. Создаём словосочетание «самовар из меди», в котором слово «самовар» является главным и требует от зависимого «медь» родительного падежа. Проверяем: ставим всё словосочетание, к примеру, в дательный падеж, получаем «самовару из меди», главное слово падеж сменило, зависимое нет. Следовательно, вид получившейся связи—управление.
Ответ: самовар из меди


Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.
Для ответа на поставленный вопрос необходимо определить структуру данного предложения.
{Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками}, а {сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку}, и[ лицо у неё напряжённое и такое печальное], (что мне становится не по себе).
Первое предложение двусоставное, осложнено однородными сказуемыми; второе двусоставное; третье предложение двусоставное, осложнено однородными сказуемыми, выраженными именами прилагательными; четвёртое предложение безличное, со сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом, поэтому основ 4
Ответ: 4






ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Односоставное предложение — это простое предложение, в котором имеется только один из главных членов. Главный член в нём независим, поэтому некорректным было бы характеризовать главный член любого односоставного предложения в терминах двусоставного – как сказуемое или подлежащее. Однако в школьной практике сохраняется традиционная классификация односоставных предложений: с главным членом – сказуемым и с главным членом – подлежащим:
| односоставное предложение с главным членом | ||||
| сказуемым | подлежащим | |||
| неопределенно-личное | определённо-личное | обобщённо-личное | безличное | назывное |
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ
1. В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определён и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:
Иди сюда. Иду на улицу. Пойдёмте в кино.
2. В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:
В дверь стучат / постучали. Пусть стучат. Если бы стучали громче, я бы услышал.
3. В обобщённо-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всём и каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определённо– или неопределённо-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:
Любишь кататься – люби и саночки возить. Цыплят по осени считают.
Такие предложения представлены в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.
К обобщённо-личным относятся и предложения типа Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха. Говорящий для придания обобщённого смысла вместо формы 1 лица употребляет форму 2 лица.
4. Безличные предложения
Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении) – это так называемая безличная форма.
Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказемым и выражается:
1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого – быть главным членом безличных односоставных предложений:
Холодает / холодало / будет холодать.
2) личным глаголом в безличной форме:
Темнеет.
3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:
Ветра не было / нет.
Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым, может иметь следующее выражение:
1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
За окном стало темнеть.
2) глагол-связка быть в безличной форме (в наст. вр. в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Жаль / было жаль расставаться с друзьями. Пора собираться в дорогу.
Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым, выражается:
1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Было жаль старика. На улице становилось свежо .
2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:
В комнате было накурено .
Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения:
Ему завтра дежурить . Всем встать !
Безличные предложения обозначают:
1) бессубъектные состояния, действующего лица нет и быть не может:
На улице темнеет.
2) действия, происходящие помимо воли субъекта:
Меня знобит .
3) действия, при описании которых само действие важнее, чем его производитель:
Волной смыло лодку.
| БП В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего. В доме не было порядка. Не слышно ни звука. Ничего не было известно. У него не было отца. Мне было жаль.
|
5. Назывные предложения
Назывное предложение – это односоставное предложение с главным членом-подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И. п. существительного:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки –восклицательные частицы ну и, какой, вот так:
Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!
Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Поздняя осень.
Выпишите грамматическую основу предложения 22.
Грамматическая основа предложения 22 состоит из сказуемого надо позвонить, это безличное предложение.
Ответ: надо позвонить




ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Односоставное предложение — это простое предложение, в котором имеется только один из главных членов. Главный член в нём независим, поэтому некорректным было бы характеризовать главный член любого односоставного предложения в терминах двусоставного – как сказуемое или подлежащее. Однако в школьной практике сохраняется традиционная классификация односоставных предложений: с главным членом – сказуемым и с главным членом – подлежащим:
| односоставное предложение с главным членом | ||||
| сказуемым | подлежащим | |||
| неопределенно-личное | определённо-личное | обобщённо-личное | безличное | назывное |
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ
1. В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определён и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:
Иди сюда. Иду на улицу. Пойдёмте в кино.
2. В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:
В дверь стучат / постучали. Пусть стучат. Если бы стучали громче, я бы услышал.
3. В обобщённо-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всём и каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определённо– или неопределённо-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:
Любишь кататься – люби и саночки возить. Цыплят по осени считают.
Такие предложения представлены в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.
К обобщённо-личным относятся и предложения типа Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха. Говорящий для придания обобщённого смысла вместо формы 1 лица употребляет форму 2 лица.
4. Безличные предложения
Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении) – это так называемая безличная форма.
Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказемым и выражается:
1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого – быть главным членом безличных односоставных предложений:
Холодает / холодало / будет холодать.
2) личным глаголом в безличной форме:
Темнеет.
3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:
Ветра не было / нет.
Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым, может иметь следующее выражение:
1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
За окном стало темнеть.
2) глагол-связка быть в безличной форме (в наст. вр. в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Жаль / было жаль расставаться с друзьями. Пора собираться в дорогу.
Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым, выражается:
1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Было жаль старика. На улице становилось свежо .
2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:
В комнате было накурено .
Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения:
Ему завтра дежурить . Всем встать !
Безличные предложения обозначают:
1) бессубъектные состояния, действующего лица нет и быть не может:
На улице темнеет.
2) действия, происходящие помимо воли субъекта:
Меня знобит .
3) действия, при описании которых само действие важнее, чем его производитель:
Волной смыло лодку.
| БП В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего. В доме не было порядка. Не слышно ни звука. Ничего не было известно. У него не было отца. Мне было жаль.
|
5. Назывные предложения
Назывное предложение – это односоставное предложение с главным членом-подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И. п. существительного:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки –восклицательные частицы ну и, какой, вот так:
Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!
Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Поздняя осень.


Среди предложений 30—35 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Чтобы верно выполнить такое задание, следует вспомнить, что сочинительные союзы могут употребляться и при однородных членах. Поэтому искать предложение, в котором вообще нет союзов, не совсем верно. Но начнём поиск именно с таких, а также в которых есть тире, двоеточие или точка с запятой—знаки, часто встречающиеся в БСП. Очень часто встречаются и одни запятые, об этом также нужно помнить. Итак, основ должно быть не менее двух. Подчинительных союзов быть не должно.
Предложение 35 соответствует этим условиям, имеется две основы, из знаков препинания— тире.
{Высвобождаюсь из-под одеяла}—{мама словно не видит меня}.
Ответ: 35


Среди предложений 29—34 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Сложное предложение с последовательным подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные цеплялись друг за друга, то есть от первого будет зависеть второе предложение, от второго третье и так далее; в третьих, основ должно быть минимум три.
Всем этим условиям соответствует предложение 29.
[1И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор], (2пока мама решительно не прекращает этот шум), (3который может потревожить соседей).
Последовательная связь, от 1→2→3
Ответ: 29


Из предложений 45—52 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
Написание целого ряда слов, в которых пишется Н или НН вопреки правилам и являются исключениями, в школьном курсе русского языка не объясняется, а просто заучивается наизусть. Следуя этой традиции, ищем слово, которое не поддаётся объяснению при помощи правил и вспоминаем слова-исключения. Полный список таких слов можно найти в нашем справочнике.
Словом-исключением будет деревянных . Прилагательное, образованное от сущ. дерево при помощи суффикса ЯН должно по правилу писаться с одной Н.
Ответ: деревянных


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Солнечные лучи,(1) легко пронзая белые занавеси,(2) веером разлетаются по комнате.
Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? Может,(3) буду помогать маме собираться на дачу. На даче,(4) в двух шагах от застеклённой веранды,(5) висит удобный,(6) глубокий гамак,(7) в который так хочется поскорее залезть,(8) что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи,(9) плывущей над сосновым лесом.
Чтобы выполнить данное задание, следует помнить, что вводные слова никогда не являются членами предложения, не отвечают на вопросы и с другими словами в предложении никак не связаны. Иногда они могут быть очень похожими на глагол-сказуемое, или на существительное-дополнение, но не являются ими. В этом небольшая сложность данного задания.
Вводным является слово может. Это не сказуемое, потому что ни от него, ни к нему невозможно поставить вопрос. (Сравнить: она может)
Ответ: 3
Наверх


В тексте допущена ошибка
(14)А покамест я ещё лежу в своей кровати.
Исправьте пожалуйта
Нет ошибки. Такая форма возможна.