Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 9 № 8175

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г. Я. Солганик: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Я. Солганик. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

3. Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Долгий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карнизов, и синие лужи на мостовых курились паром.

 

(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветников чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов...

 

(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы-две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.

 

(9)Навстречу мне шла женщина. (10)Она несла букет желтоватой черёмухи. (11)Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица. (12)На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

 

(13)И неожиданно я увидел эту черёмуху.

 

(14)Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. (15)Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами. (16)И, подойдя, я остановился у склонённых веток. (17)Кисти крупных цветов качались над самой головой. (18)Их можно было трогать. (19)Их можно было сорвать.

 

(20)Я протянул руку. (21)Эти цветы уже сегодня будут стоять у меня дома... (22)Надламываясь, ветка громко хрустнула. (23)Я торопливо сунул её за спину. (24)Постукивая палкой, к черёмухе подходил сутулый, худой старик. (25)Сняв шляпу, он прислонился к стволу и словно задремал. (26)Мне было слышно, как он дышит, по-старчески посапывая.

 

(27)Я отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. (28)Они стояли, прижавшись друг к другу, – молоденький парень и девушка. (29)Ни меня, ни старика они, казалось, не замечали.

 

(30)И ещё я увидел окна. (31)Настежь распахнутые окна в соседних домах. (32)Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко...

 

(33)Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху? (34)Не со слов – сам знаю: страшной блокадной зимой, когда в комнатах застывает вода и когда садится на стенках иней, чем не пожертвуешь ради крохи тепла, ради слабенького пламени в печурке? (35)А огромное старое дерево – уцелело. (36)Не в саду, не в парке – прямо на улице, никем не охраняемое... (37)Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?

 

(По Э.Ю. Шиму)*

 

* Шим Эдуард Юрьевич (1930–2006) – советский писатель, драматург, автор нескольких сборников рассказов для детей и взрослых.

1
Задания Д C2 № 691

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Светланы Ивановны Львовой: «Для общения недостаточно владеть большим запасом слов родного языка. Нужно ещё и уметь их правильно соединять, связывать между собой, чтобы точно выражать свои мысли и чувства».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Львовой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


2
Задания Д6 № 8011

Замените разговорное слово «парень» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 22666
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Пояснение · · Курс 80 баллов ·

Пояснение.

1. Русский язык — один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания, прибегая, если потребуется, к специальным средствам выразительности. Лучше всего владеют этими средствами писатели. Поэтому трудно не согласиться с высказыванием Г. Я. Солганик: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».

Подтвердим это примерами из текста Эдуарда Шима.

В предложении номер 3 с помощью метафоры создаётся образ вечернего города, который под стать настроению героя: «Долгий закат дымил над городом» — усталость человечка словно слилась с мрачностью города.

В предложении 12 (На миг я ощутил полузабытый запах — такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.) используются эпитет «холодящий», сравнение «словно от сосульки, положенной на язык» — всё это помогает передать ощущения героя от неожиданной «встречи» с черёмухой.

Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.

 

2. Героя текста Эдуарда Шима потрясла черёмуха, выжившая в суровые блокадные годы, когда любая веточка была на вес золота, потому что могла обогреть голодных людей. Герой потрясён, что люди, так нуждающиеся в тепле, не срубили черёмуху: «Неужто на пороге смерти своей заботились люди о красоте и ждали весны?»

«Не хлебом единым жив человек», — вряд ли кому-нибудь не знакомы эти слова. Они как нельзя лучше подходят для объяснения, почему черёмуха осталась цела. Люди умели ценить красоту, свои воспоминания и не могли принести их в жертву испытаниям.

Черёмуха в благодарность продолжает радовать: вот прислонился к ней «сутулый, худой старик», вот влюблённая парочка.

Человек устроен так, что всегда ждёт хорошего, это ожидание помогает пережить невзгоды и напасти. Выстоять в нечеловеческих испытаниях, сохранив при этом человеческое лицо, задумываясь над смыслом жизни, продолжая ценить прекрасное, способен только человек, обладающий необыкновенной силой духа. Именно такими людьми были жители блокадного Ленинграда.

 

3. Сила духа — одно из главных качеств, делающее человека сильным. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства.

Каждый миг, каждое мгновение войны — это миг испытания, миг нечеловеческих усилий в борьбе за право жить для жителей блокадного Ленинграда. Героя текста Эдуарда Шима потрясла черёмуха, выжившая в суровые блокадные годы, когда любая веточка была на вес золота, потому что могла обогреть голодных людей. Герой потрясён, что люди, так нуждающиеся в тепле, не срубили черёмуху. «Не хлебом единым жив человек», — сказал классик. Эти слова как нельзя лучше подходят для объяснения, почему черёмуха осталась цела. Люди умели ценить красоту, свои воспоминания и не могли принести их в жертву испытаниям. Какой же силой духа должен обладать человек, чтобы вынести все это!

Я не знаю фамилии человека, который на себе вынес десяток людей после крушения поезда «Москва — Петербург» под станцией Бологое. У него самого была травма позвоночника, но, забыв о собственной боли, он продолжал вытаскивать из искорёженного вагона раненых женщин и детей. Просто он понимал, что спасатели могут не успеть. Сжав боль в кулак, он проявил силу духа, сравнимую с мужеством на войне.

Счастье — встретить на своём пути людей, упорных, волевых, стойких. Но стремиться формировать силу духа должен каждый человек, потому что выдержать жизненные испытания под силу только таким людям.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 22666
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое сила духа
Тема сочинения 9.1: Выразительность художественного текста