(1) Дед неожиданно продал дом, купив другой, по Канатной улице.
(2) Новый дом был нарядней, милей прежнего; его фасад покрашен тёплой и спокойной тёмно-малиновой краской; на нём ярко светились голубые ставни трёх окон и решётчатая ставня чердачного окна; крышу красиво прикрывала густая зелень вяза и липы.
(3) В доме жили разные люди. (4) Особенно крепко захватил и потянул меня к себе Хорошее Дело. (5) Это был худощавый, сутулый человек, с чёрной раздвоенной бородкой на белом лице, с добрыми глазами, в очках. (6) Был он молчалив, незаметен и, когда его приглашали обедать, чай пить, неизменно отвечал:
— (7) Хорошее дело.
(8) Так его и стали звать.
(9) Дождливыми вечерами, если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания, приглашая пить чай всех жителей, и всегда в углу, около печи, неподвижно стоял Хорошее Дело.
(10) Однажды бабушка устроила такой вечер.
(11) Сыпался и хлюпал неуёмный осенний дождь, ныл ветер, шумели деревья, царапая сучьями стену, — в кухне было тепло, уютно, все сидели близко друг к другу и были как-то особенно молчаливы. (12) Бабушка сидела на краю печи, наклонясь к людям, освещённым огнём маленькой жестяной лампы, и сказывала хорошую историю про Ивана-воина и Мирона-отшельника; мерно лились сочные, веские слова.
(13) Уже в начале рассказа я заметил, что Хорошее Дело взволнован: он беспокойно потирал руки, снимал и надевал очки, помахивал ими в меру певучих слов, кивал головою. (14) А когда бабушка замолчала, он бурно вскочил и, размахивая руками, как-то неестественно закружился, забормотал:
— (15) По-моему, это удивительно, это надо записать, непременно! (16) Это — страшно верное, наше… русское...
(17) Было видно, что Хорошее Дело плачет, — глаза его были полны слёз; глаза купались в них; это было странно и очень жалостно. (18) Потом он вдруг как-то сорвался с голоса, замолчал, поглядел на всех и тихонько, виновато ушёл, склонив голову.
(19) Стало грустно; какое-то уныние щемило сердце. (20) Хорошее Дело очень удивил меня, было жалко его, — так ясно помнились его утонувшие глаза.
(21) Он не ночевал дома, а на другой день пришёл после обеда — тихий, явно сконфуженный.
— (22) Вчера я шумел, — сказал он бабушке виновато, словно маленький. — (23) Вы не сердитесь? (24) Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! (25) Молчишь, молчишь, — и вдруг — вскипит в душе, прорвёт...
(26) И меня потянуло к нему.
(27) Я видел, как изменилось, опрокинулось его лицо, когда он сказал «страшно один». (28) В этих словах было что-то понятное мне, тронувшее меня за сердце, и я пошёл за ним.
* Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868–1936) — русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.
Г. Степанов говорил о единстве содержания и формы языка: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают». Действителтьно, культура мышления и культура речи связаны друг с другом, связь грамматики и лексики очевидна: и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса, пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
В подтверждение собственных выводов приведем пример, демонстрирующий лексическое явление, из второго предложения прочитанного текста. В предложении используются эпитеты «теплой спокойной» краской, характеризующие отношением героя к приобретенному дому, а метафора «светились ставни» дополняет впечатления героя, его положительный душевный настрой.
А вот создать полную картину описания дома помогает грамматический строй того же второго предложения. По структуре это предложение сложное бессоюзное, значит, грамматические основы в нем равнозначны, а это позволяет сделать вывод, что для автора очень важна каждая деталь в описании дома. Этим целям служат использованные однородные члены предложения — они конкретизируют образ.
Таким образом, прав был Г. Степанов, утверждая, что лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, тесно связаны друг с другом.



