(1) В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника. (2) Дети были послушными, но они очень не любили ложиться спать. (3) Каждый вечер был скандал:
— (4) Дети, ложитесь спать! (5) Уже поздно... — сердился папа Витя.
— (6) Ну, папа, ещё полчасика можно мы поиграем? (7) Папочка, пожалуйста, — просили дети.
(8) Вот и сегодня дети ну никак не хотели идти спать.
— (9) Даю вам десять минут, — сказал рассерженно папа и вышел из комнаты.
— (10) Давайте соберём игрушки и будем ложиться, — сказала мама.
(11) В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.
(12) Пробило полночь. (13) И вдруг Митя увидел, что в комнате стало происходить что-то необычное. (14) Детские игрушки начали оживать: куклы поправляли свои платья и причёски, солдатики чистили свои ружья, машинки проверяли свои колёса, мягкие игрушки сладко потягивались. (15) Митя притворился спящим, и они не заметили, что мальчик за ними наблюдает. (16) На соседней кровати сестра тоже не спала и во все глаза смотрела на игрушки.
— (17) Ника, — зашептал брат девочке, — наши игрушки ожили...
— (18) Я вижу.
— (19) Игрушки, вы ожили? (20) Как так может быть? — не вытерпела девочка.
— (21) Ой-ой-ой, они нас видят, — запищали куклы, — теперь все узнают нашу тайну.
— (22) Нет-нет, что вы, мы никому не раскроем ваш секрет. (23) Правда, Митя?
— (24) Правда, — согласился мальчик, — а почему вы только ночью оживаете? (25) Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми! (26) Дети вылезли из кроватей и сели на пол в окружении игрушек.
— (27) Мы так устроены, — сказали солдатики. — (28) Если с нами бережно играют, если нас не разбрасывают, не ломают, то мы оживаем и оберегаем сон и покой наших хозяев, а если наоборот, то уходим навсегда.
(29) Ника взяла на руки самую любимую куклу.
— (30) Давайте поиграем? — предложила девочка.
— (31) Ура! (32) Давайте! — затеяли возню игрушки.
— (33) Вам спать надо, вы завтра плохо в садик встанете, — сказал медведь — это была старая игрушка, с которой играла, наверное, ещё мама.
— (34) Хорошо, — Митя побоялся обидеть старого медведя, — а завтра мы ляжем спать пораньше, чтобы поиграть с вами со всеми живыми.
(35) Мальчик пожал ручку солдатикам, погладил по голове собачку Тишку, поставил машинки в гараж. — (36) Ника, давай спать, а завтра опять поиграем с игрушками!
— (37) Хорошо, — зевая, сказала девочка и уснула.
(38) Утром детей разбудил папа:
— (39) Папа, папа, а ты знаешь, что было сегодня ночью… — начал Митя, но потом вспомнил об обещании сохранить тайну. — (40) Мне приснился сон.
— (41) Ну, сон — это отлично, — засмеялся папа.
(42) Митя никому не рассказал про свой секрет. (43) Теперь он ложился спать рано, и каждую ночь игрушки оживали и играли с детьми, пока старый медведь не говорил им, что нужно идти спать.
(44) Конечно, это был сон. (45) Но ведь это хорошо, что дети верят в добрые сны!
* Волкова Любовь — молодой современный автор.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.
Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Роль знаков препинания очень в письменной речи очень велика. Неслучайно современный лингвист Н. С. Валгина писала: «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля».
Обратимся к тексту Л. Волковой. В предложении № 1 (В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника.) используются запятые, двоеточие, точка. Точка в конце предложения указывает на законченность высказывания с точки зрения пишущего. Запятые указывают на следование объектов и друг за другом: в описании семьи, вероятно, члены семьи расположены в порядке их значимости. Двоеточие поставлено автором с целью показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов), указать на разъяснение предыдущей части высказывания. Последнее предложение текста восклицательное (Но ведь это хорошо, что дети верят в добрые сны!): восклицательный знак является показателем того, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания, указывает на эмоциональное отношение автора к высказываемой мысли.
Таким образом, нам удалось доказать важную роль пунктуации в письменной речи и подтвердить правомочность высказывания Н. Валгиной.
----------
Дублирует № 6665.



