(1) В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника. (2) Дети были послушными, но они очень не любили ложиться спать. (3) Каждый вечер был скандал:
— (4) Дети, ложитесь спать! (5) Уже поздно... — сердился папа Витя.
— (6) Ну, папа, ещё полчасика можно мы поиграем? (7) Папочка, пожалуйста, — просили дети.
(8) Вот и сегодня дети ну никак не хотели идти спать.
— (9) Даю вам десять минут, — сказал рассерженно папа и вышел из комнаты.
— (10) Давайте соберём игрушки и будем ложиться, — сказала мама.
(11) В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.
(12) Пробило полночь. (13) И вдруг Митя увидел, что в комнате стало происходить что-то необычное. (14) Детские игрушки начали оживать: куклы поправляли свои платья и причёски, солдатики чистили свои ружья, машинки проверяли свои колёса, мягкие игрушки сладко потягивались. (15) Митя притворился спящим, и они не заметили, что мальчик за ними наблюдает. (16) На соседней кровати сестра тоже не спала и во все глаза смотрела на игрушки.
— (17) Ника, — зашептал брат девочке, — наши игрушки ожили...
— (18) Я вижу.
— (19) Игрушки, вы ожили? (20) Как так может быть? — не вытерпела девочка.
— (21) Ой-ой-ой, они нас видят, — запищали куклы, — теперь все узнают нашу тайну.
— (22) Нет-нет, что вы, мы никому не раскроем ваш секрет. (23) Правда, Митя?
— (24) Правда, — согласился мальчик, — а почему вы только ночью оживаете? (25) Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми! (26) Дети вылезли из кроватей и сели на пол в окружении игрушек.
— (27) Мы так устроены, — сказали солдатики. — (28) Если с нами бережно играют, если нас не разбрасывают, не ломают, то мы оживаем и оберегаем сон и покой наших хозяев, а если наоборот, то уходим навсегда.
(29) Ника взяла на руки самую любимую куклу.
— (30) Давайте поиграем? — предложила девочка.
— (31) Ура! (32) Давайте! — затеяли возню игрушки.
— (33) Вам спать надо, вы завтра плохо в садик встанете, — сказал медведь — это была старая игрушка, с которой играла, наверное, ещё мама.
— (34) Хорошо, — Митя побоялся обидеть старого медведя, — а завтра мы ляжем спать пораньше, чтобы поиграть с вами со всеми живыми.
(35) Мальчик пожал ручку солдатикам, погладил по голове собачку Тишку, поставил машинки в гараж. — (36) Ника, давай спать, а завтра опять поиграем с игрушками!
— (37) Хорошо, — зевая, сказала девочка и уснула.
(38) Утром детей разбудил папа:
— (39) Папа, папа, а ты знаешь, что было сегодня ночью… — начал Митя, но потом вспомнил об обещании сохранить тайну. — (40) Мне приснился сон.
— (41) Ну, сон — это отлично, — засмеялся папа.
(42) Митя никому не рассказал про свой секрет. (43) Теперь он ложился спать рано, и каждую ночь игрушки оживали и играли с детьми, пока старый медведь не говорил им, что нужно идти спать.
(44) Конечно, это был сон. (45) Но ведь это хорошо, что дети верят в добрые сны!
* Волкова Любовь — молодой современный автор.
Укажите ошибочное суждение.
В слове СТАРЫЙ согласный Й всегда мягкий, не имеет пары по твердости.
Правильный ответ под номером 1.
Замените разговорное слово «затеяли» в предложении 32 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Слово «затеяли» можно заменить стилистически нейтральным синонимом «начали» или устроили
Ответ: начали.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «cохранить» (предложение 39).
1) оставить в силе
2) сберечь
3) запечатлеть
4) удержать в памяти
Слово СОХРАНИТЬ употреблено в значении СБЕРЕЧЬ.
Правильный ответ указан под номером 2.
Среди предложений 24 – 28 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Однородное подчинение придаточных — такое подчинение, при котором придаточные отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми по значению.
Такой вид подчинения встречается в предложении №28.
Ответ: 28.
Среди предложений 34 – 38 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В предложении 37 обособленное обстоятельство «зевая» выражено деепричастием.
Ответ: 37.


Выпишите грамматическую основу предложения 19.
Основой предложения является «вы ожили».
Слово «игрушки» — это обращение.
Ответ: выожили.
Замените словосочетание «детские игрушки» (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Управление — вид связи, при котором главное слово требует от зависимого употребления в определенном падеже.
Словосочетание «детские игрушки», построенное на основе согласования, можно заменить синонимичным словосочетанием «игрушки детей» со связью управление.
Ответ: игрушки детей|игрушки для детей.


Среди предложений 11—16 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
В предложении 14 части: «Детские игрушки начали оживать» и «куклы поправляли свои платья и причёски, солдатики чистили свои ружья, машинки проверяли свои колёса, мягкие игрушки сладко потягивались» — связаны бессоюзной связью.
Ответ: 14.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя,(1) мама Вика,(2) сын Митя и дочь Ника. Дети были послушными,(3) но они очень не любили ложиться спать. Каждый вечер был скандал:
— Дети,(4) ложитесь спать! Уже поздно… — сердился папа Витя.
— Ну,(5) папа,(6) ещё полчасика можно мы поиграем?
Запятая под номером 3 разделяет части: «Дети были послушными» и «но они очень не любили ложиться спать», связанные сочинительной связью.
Ответ: 3.
Укажите количество грамматических основ в предложении 43. Ответ запишите цифрой.
В предложении 4 основы:
1) он ложился спать;
2) игрушки оживали и играли;
3) медведь не говорил;
4) нужно идти спать.
Ответ: 4.
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
В слове СОБЕРЕМ чередующийся корень -БЕР- — -БИР-.
Правильный ответ указан под номером 2.
Из предложений 22—27 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
В слове «раскроем» правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.
Ответ:раскроем.
Из предложений 25—28 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».
В кратком причастии УСТРОЕНЫ пишется -Н-. Остальные слова не являются причастиями.
Ответ: устроены.


В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
— Вам спать надо,(1) вы завтра плохо в садик встанете,(2) — сказал медведь — это была старая игрушка,(3) с которой играла,(4) наверное,(5) ещё мама.
— Хорошо,(6) — Митя побоялся обидеть старого медведя,(7) — а завтра мы ляжем спать пораньше,(8) чтобы поиграть с вами со всеми живыми.
Запятые под номерами 4 и 5 выделяют вводное слово «наверное».
Ответ: 4, 5.


В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Митя никому не рассказал про свой сон?»
1) Митя боялся, что папа будет над ним смеяться.
2) Митя боялся, что игрушки, которые оберегали его сон и покой, отомстят ему.
3) Митя опасался, что если он расскажет про свой сон, то игрушки не будут с ним играть.
4) Митя почувствовал свою ответственность за данное обещание.
Правильный ответ указан под номером 4.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.
Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями. Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. Роль знаков препинания очень в письменной речи очень велика. Неслучайно современный лингвист Н. С. Валгина писала: «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля».
Обратимся к тексту Л. Волковой. В предложении № 1 (В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника.) используются запятые, двоеточие, точка. Точка в конце предложения указывает на законченность высказывания с точки зрения пишущего. Запятые указывают на следование объектов и друг за другом: в описании семьи, вероятно, члены семьи расположены в порядке их значимости. Двоеточие поставлено автором с целью показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов), указать на разъяснение предыдущей части высказывания. Последнее предложение текста восклицательное (Но ведь это хорошо, что дети верят в добрые сны!): восклицательный знак является показателем того, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания, указывает на эмоциональное отношение автора к высказываемой мысли.
Таким образом, нам удалось доказать важную роль пунктуации в письменной речи и подтвердить правомочность высказывания Н. Валгиной.
----------
Дублирует № 6665.
| Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|
| С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос | |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, ИЛИ тезис не доказан, ИЛИ дано рассуждение вне контекста задания, ИЛИ тезис доказан на бытовом уровне | 0 |
| С2К2: Наличие примеров-аргументов | |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 |
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, ИЛИ привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, ИЛИ привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте | 2 |
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, ИЛИ экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 |
| С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО допущена 1 логическая ошибка, И/ИЛИ в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО допущено более 1 логической ошибки, И/ИЛИ имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
| С2К4: Композиционная стройность работы | |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО допущена 1 ошибка в построении текста | 1 |
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста | 0 |
| Максимальный балл | 9 |
| Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
|---|---|
| ГК1: Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки | 2 |
Допущено 2–3 ошибки | 1 |
Допущено 4 и более ошибки | 0 |
| ГК2 Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | 0 |
| ГК3 Соблюдение грамматических норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | 0 |
| ГК4 Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок | 2 |
Допущено 3–4 ошибки | 1 |
Допущено 5 и более ошибок | 0 |
| ФК1 Фактическая точность письменной речи | |
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 |
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов | 1 |
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов | 0 |
| Максимальный балл | 10 |
В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.
2) Дети были послушными, но очень не любили ложиться спать.
3) Дети притворились спящими, чтобы играть дальше, когда родители лягут спать.
4) Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми!
Фразеологизм — устойчивое словосочетание, обладающее неделимым значением и извлекаемое из нашей памяти в готовом виде. В предложении фразеологизм — в конце концов.
Правильный ответ указан под номером 1.
Наверх

