— (1) Бабуля, это к тебе, — сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2) Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
— (3) Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, — сказала она.
— (4) Ваша внучка Таня рассказала, что у вас фашисты убили сына и что он вам писал письма. (5) А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6) И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
(7) Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
(8) Анна Федотовна уточнила:
— (9) Сын успел написать всего одно письмо. (10) А второе написал после его смерти его товарищ.
(11) Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:
— (13) Это же всё ненастоящее!
— (14) Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, — пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. — (15) Откройте верхний ящик комода. (16) Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
(17) Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18) Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
— (19) Вы должны передать эти документы нам. (20) Пожалуйста.
— (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? — почти весело удивилась она.
— (22) Потому что у нас в школе создают музей ко дню великой Победы.
— (23) Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
— (24) А зачем нам ваши копии? — с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. — (25) Музей не возьмёт копии.
— (26) Не возьмёт, и вы не берите. — (27) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. — (28) И, пожалуйста, верните мне все документы.
(29) Они молча отдали ей письма и похоронку. (30) Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
— (31) Мальчик, поставь шкатулку на место. (32) И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
— (34) Трус несчастный, — вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. — (35) Только пикни у нас.
— (36) Всё равно нельзя, — горячо и непонятно зашептал мальчик.
— (37) Молчи лучше! — оборвала его девочка. — (38) А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39) Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40) Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
— (41) Ступайте, дети. (42) Я очень устала.
(43) Делегация молча удалилась.
(44) Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
(45) Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
— (46) Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47) Таня! (48) Загляни в шкатулку!
— (49) Нету, — тихо сказала Таня. — (50) Похоронка на месте, фотографии, а писем нет.
(51) Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52) Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки — их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...
* Васильев Борис Львович (1924) — русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала главной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.
Среди предложений 44 – 53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
В предложении 53 части: «их вынули из её души» и «и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа» — связаны сочинительной связью, а части: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки» и «их вынули из её души» — связаны бессоюзной связью.
Ответ: 53.



