(1) Тридцать два года учительствовала в селе Ксения Андреевна. (2) Много людей прошло за тридцать два года через её класс. (3) Строгим, но справедливым человеком прослыла она.
(4) Никто никогда не видел, чтобы учительница заторопилась, поспешила. (5) Не заспешила Ксения Андреевна и в этот раз. (6) Как только послышалась трескотня мотоциклетных моторов, учительница строго сказала ребятам, чтобы все шли к траншее, вырытой в школьном дворе. (7) Фронт проходил совсем недалеко от села. (8) Где-то рядом громыхали бои. (9) Части Красной армии укрепились за рекой, а колхозники собрали партизанский отряд и ушли в лес. (10) Школьники носили им туда еду, рассказывали, где и когда были замечены немцы.
(11) Ребята ещё не успели спрятаться, как на школьный двор забежали три запылённых немца. (12) Они бросились к школьникам и нацелили на них свои автоматы.
(13) Ксения Андреевна шагнула вперёд и прикрыла собой ребят.
— (14) Что вы хотите? — спросила учительница и строго посмотрела
в глаза немцу. (15) Её спокойный взгляд смутил фашиста.
— (16) Кто такое ви? (17) Отвечать сию минуту! (18) Я говорить по-русски.
— (19) Я понимаю и по-немецки, — тихо отвечала учительница, — но говорить мне с вами не о чем. (20) Это мои ученики. (21) Вы можете опустить ваш автомат.
(22) Ребят вместе с Ксенией Андреевной втолкнули в класс.
— (23) Сидеть на место! — крикнул начальник.
(24) Но бледные ребята стояли и смотрели на учительницу.
— (25) Садитесь, ребята,— негромким голосом сказала Ксения Андреевна, как будто начинался очередной урок.
— (26) Теперь каждый меня будет слушать! — рявкнул начальник.
(27) И, коверкая слова, фашист стал говорить ребятам о том, что в лесу скрываются партизаны, и он это прекрасно знает, и ребята тоже это прекрасно знают. (28) И теперь ребята должны сказать начальнику, где они спрятались. (29) Если ребята скажут, всё будет хорошо. (30) Если ребята не скажут, всё будет очень плохо.
— (31) Теперь я буду слушать каждый! — закончил свою речь немец.
(32) Ребята сидели не шелохнувшись.
— (33) Может быть, вы всё-таки подумаете и сами скажете мне всё, что надо? — тихо спросил начальник по-немецки у учительницы, вплотную подойдя к ней. — (34) Дети не поймут, говорите по-немецки.
— (35) Я никогда не была там и не знаю, где это.
(36) Фашист, схватив Ксению Андреевну за плечи, грубо потряс её:
— Кто такое! — закричал немец. — (37) Если никто мне не сказать, что я просил, я буду стрелять сперва вашу упрямую учительницу. (38) А потом — всякий, кто не скажет. (39) Я начинал считать! (40) Раз!..
(41) Он схватил Ксению Андреевну за руку и рванул её к стене класса. (42) Класс загудел. (43) Вдруг на задней парте поднялся Костя Рожков и поднял руку:
— Она правда не знает!
— (44) А кто знай?
— (45) Я знаю... — громко и отчётливо сказал Костя.
— (46) Рожков, зачем ты говоришь неправду? — проговорила Ксения Андреевна.
— (47) Я правду говорю, — сказал Костя и посмотрел в глаза учительнице.
— (48) Костя... — начала Ксения Андреевна. (49) Но Рожков перебил её:
— Ксения Андреевна, я сам знаю...
(50) Учительница стояла, отвернувшись от него, уронив белую голову на грудь. (51) Костя вышел к доске, поднял руку с мелком.
— (52) Вот, глядите сюда, — зашептал он, — я покажу.
(53) Немец подошёл к нему и наклонился, чтобы лучше рассмотреть, что показывает мальчик. (54) И вдруг Костя обеими руками изо всех сил ударил чёрную гладь доски. (55) Доска резко повернулась в своей раме, взвизгнула и с размаху ударила фашиста по лицу. (56) Он отлетел в сторону, а Костя, прыгнув через раму, мигом скрылся за доской, как за щитом. (57) Фашист, схватившись за разбитое лицо, без толку палил в доску.
(58) Напрасно... (59) За классной доской было окно, выходившее
к обрыву над рекой. (60) Костя, не задумываясь, прыгнул в открытое окно, бросился с обрыва в реку и поплыл к другому берегу.
(61) В это время, заслышав пальбу на селе, из леса выскочили партизаны.
(62) Прошло не более пятнадцати минут, и в класс, куда снова ввалились взволнованные ребята, партизаны привели троих обезоруженных немцев.
(63) В класс вошла учительница. (64) Она ходила на берег узнать, благополучно ли доплыл Костя Рожков. (65) Немцы, сидевшие за передней партой, с удивлением посмотрели на вскочившего командира.
— (66) Встать! — закричал на них командир. — (67) У нас в классе полагается вставать, когда учительница входит. (68) Не тому вас, видно, учили!
(69) И два фашиста послушно поднялись.
(70) Ксения Андреевна заняла своё место за столом, у которого она выучила за тридцать два года много хороших людей. (71) А сейчас перед столом Ксении Андреевны, рядом с классной доской, пробитой пулями, мялся длиннорукий рыжеусый верзила, нервно оправлял куртку, мычал что-то и прятал глаза от строгого взгляда старой учительницы.
— (72) Стойте как следует, — сказала Ксения Андреевна, — что вы ёрзаете? (73) Теперь потрудитесь отвечать на мои вопросы.
(74) И долговязый фашист, оробев, вытянулся перед учительницей.
*Лев Абрамович Кассиль (1905‒1970) — советский писатель и сценарист.
Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий (1, 2 или 3). Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания (1, 2 или 3).
1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор для речевой характеристики героев?»
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 50 текста: «Учительница стояла, отвернувшись от него, уронив белую голову на грудь».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие качества проявляются у людей в экстремальных ситуациях?» Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а другой — из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Материалы для сочинений.
1.
Для характеристики героев подбираются эмоционально-окрашенные слова. Приведём некоторые примеры.
Учитель: (3)Строгим, но справедливым человеком прослыла она. (4)Никто никогда не видел, чтобы учительница заторопилась, поспешила; шагнула вперёд и прикрыла собой ребят; строго посмотрела в глаза немцу.
Класс: (24)Но бледные ребята стояли и смотрели на учительницу. (32)Ребята сидели не шелохнувшись. (42)Класс загудел
Немец: (23)Сидеть на место! — крикнул начальник. (26)...рявкнул начальник. (36) ...грубо потряс её.
3. Экстремальные ситуации, как огонь, выжигают всё наносное, обнажая истинную сущность человека. В минуты смертельной опасности проявляются не повседневные привычки, а глубинные качества характера: мужество, самообладание, готовность к самопожертвованию, смекалка и верность долгу или близким.
Ярчайший пример этого — поведение героев в тексте Л. Кассиля. Учительница Ксения Андреевна, столкнувшись с вооруженными фашистами, демонстрирует поразительное самообладание и мужество. Она не впадает в панику, а прикрывает собой учеников, спокойно и строго разговаривает с врагом, продолжает вести себя как учитель, командуя детям «Садитесь, ребята» своим обычным, «негромким голосом», как на уроке. Даже под угрозой немедленного расстрела она отказывается предать партизан, проявляя стойкость и верность своим убеждениям и землякам. Её достоинство и внутренняя сила в финале заставляют даже пленных фашистов подчиниться её требованию «Стойте как следует». Не менее поразителен героизм и находчивость ученика Кости Рожкова. Осознавая, что его учительницу вот-вот расстреляют, он принимает отчаянное, но осмысленное решение. Он не просто бросается в драку, а использует знание класса как оружие. Его смекалка (использование поворотной доски как щита и орудия) и готовность к самопожертвованию (риск быть убитым, прыжок в окно и с обрыва) спасают не только его самого, но и, вероятно, жизнь учительницы и других ребят, отвлекая врага и давая время партизанам.
Эти качества проявляются не только на войне. Вспоминаю историю из новостей о молодом человеке, который, увидев тонущего ребенка в ледяной реке, не раздумывая, бросился в воду. Он не был профессиональным спасателем, просто проходил мимо. В этой экстремальной ситуации в нем проявилось абсолютное бесстрашие, самоотверженность и способность мгновенно принимать решение, несмотря на смертельный риск для себя. Его мужество и готовность к самопожертвованию спасли чужую жизнь.
Таким образом, экстремальные ситуации становятся проверкой на человечность. Как показали Ксения Андреевна и Костя, а также пример из жизни, в эти моменты могут проявиться наивысшие качества духа: невероятная собранность и хладнокровие, непоколебимая стойкость, героическая самоотверженность ради других и острая смекалка. Именно в час испытаний становится ясно, из какого «материала» сделан человек, способен ли он преодолеть инстинкт самосохранения ради высших ценностей — защиты жизни, достоинства, верности своим принципам. Эти ситуации выявляют не просто характер, а саму суть человеческой личности.



