Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 34251

Лексический анализ.

В предложениях 1−6 найдите слово с лексическим значением «костюм, представляющий собой соединение верхней части одежды и брюк».

Выпишите что слово.


(1)В детстве я мечтал быть скульптором. (2)Это устраивало всех: я тихо сидел у стола и лепил из пластилина. (3)Я лепил лошадей со всадниками и без, экипажи с людьми, кошек вместе с подоконниками, домики для жуков и кузнечиков и самолёты с сидящими внутри лётчиками в шлемах и комбинезонах. (4)Всё это было очень маленьким, миниатюрным.

(5)Однажды я вылепил целую армию. (6)Я вылепил танк, и истребитель, и бронетранспортёр, и везде сидели экипажи, и у экипажей были автоматы и знаки различия на погонах. (7)А сами солдаты и офицеры были ростом в полтора сантиметра. (8)У меня была морская пехота и ВДВ в лёгких самоходках, и всё было выверено по фотографиям в журналах «Советский воин» и газете «Красная звезда». (9)Вся эта роскошь занимала две коробки из-под пластинок. (10)Коробки стояли сверху на книгах, отлично входя между верхним обрезом ряда томов и низом следующей полки.

(11)Ну вот однажды всю мою пластилиновую технику свалили на пол, за книжный шкаф, всмятку. (12)Родительский гость, больше некому, смотрел книги и, не заметив, видимо, свалил коробки за книги.

(13)Когда я увидел, что произошло, то зарыдал горькими слезами, не помня ничего. (14)Копилась эта коллекция у меня, кстати, года два. (15)Других сокровищ у меня не было. (16)Игрушки и вещи меня интересовали очень мало. (17)В лепке, в этом важном для себя занятии, я не имел себе равных и полагал в нём всю свою будущую жизнь.

(18)Пришедший вместе с гостем его сын, мой приятель Марик, злился на отца и сочувствовал моей трагедии. (19)Отец испуганно и виновато пожимал плечами и неуверенно повторял, что он вроде ничего не ронял... (20)Ему было страшно неудобно, он не знал, куда деваться.

(21)Из нижних полок вынули книжки. (22)Я лично, никого не пустив, полез в пыльную полутьму. (23)Я вынимал моё помятое, изуродованное добро и плакал. (24)Всё общество собралось кругом и следило в скорбной тишине. (25)Повреждения оказались гораздо меньше ожидаемых и были вполне исправимы. (26)Коробки упали удачно. (27)Я хранил их до конца школы, а потом всю жизнь при всех переездах их хранили родители.

(28)Спустя многие годы мы встретились с Мариком.

— (29)А помнишь, у тебя тогда коробки с техникой за шкаф упали?

(30)Так это я свалил,  — вдруг признался он. (31)И в улыбке было больше удовлетворения, чем раскаяния. (32)Я раскрыл рот. (ЗЗ)Помолчал. (34)Понял.

(35)Но спросил:

— А зачем?

— (36)А так,  — (37)Он пожал плечами.  — (38)Завидно стало. (39)Я так не умел. (40)А чего, думаю, пусть и у него не будет.

(41)Мы помолчали.

— (42)А свалил на отца, - сказал он. (43)Ты извини, я потом жалел.

(44)Он был не первый такой из всех. (45)Он был первым из оперившихся. (46)И лучшим из них из всех. (47)Потому что остальные не жалели. (48)И я ему благодарен. (49)Я впервые заглянул за книжный шкаф, в тёмный угол, в пыльную глубину, куда проваливается лучшее, что у тебя есть. (50)И это нашёл, и это достал, и поправил, и оно уцелело. (51)Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше.

 

(По М. И. Веллеру*)

*Веллер Михаил Иосифович (род. к 1948 г.  — современный российский писатель, лауреат литературных премий.

1
Тип 6 № 34249

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)  Коллекция из пластилина хранилась в шкафу.

2)  Пластилиновую армию свалил за книжный шкаф отец Марика.

3)  Марик, увидев, как расстроился его отец, сразу признал свою вину.

4)  Любимым занятием в детстве у рассказчика была лепка.

5)  Впоследствии Марик жалел о своём проступке.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 07.06.2022. Основная волна. Вариант 4
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Короткий номер ФИ­ПИ: 20E4A0
Раздел кодификатора ФИПИ: 11 Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

2
Тип 7 № 34250

Анализ средств выразительности

 

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

 

1)  А сами солдаты и офицеры были ростом в полтора сантиметра.

2)  Я вынимал моё помятое, изуродованное добро и плакал.

3)  Я впервые заглянул за книжный шкаф, в тёмный угол, в мыльную глубину, куда проваливается лучшее, что у тебя есть.

4)  Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше.

5)  Ему было страшно неудобно, он не знал, куда деваться.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 07.06.2022. Основная волна. Вариант 4
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Правило: Средства выразительности ( 7 ОГЭ)

1)  Эпи­тет.

Одним из самых рас­про­странённых спо­со­бов опи­сать пред­мет или яв­ле­ние, при­дать ему вы­ра­зи­тель­ность, об­раз­ность яв­ля­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние эпи­те­тов. «Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον, букв. — «при­ло­жен­ное») — опре­де­ле­ние при слове, вли­я­ю­щее на его вы­ра­зи­тель­ность, кра­со­ту про­из­но­ше­ния»  — так пишут в сло­ва­рях. По­это­му чаще всего мы будем ис­кать имена при­ла­га­тель­ные или при­ча­стия, ко­то­рые опи­сы­ва­ют имя су­ще­стви­тель­ное, при­да­вая ему ав­тор­ское от­но­ше­ние, ав­тор­ское ви­де­ние этого пред­ме­та или яв­ле­ния. Вот, на­при­мер, обыч­ное опре­де­ле­ние  — го­лу­бые глаза. Толь­ко цвет и не более. А вот эпи­те­ты: род­ные глаза, си­я­ю­щие глаза, рав­но­душ­ные глаза. Чув­ству­е­те раз­ни­цу?

Также в роли эпи­те­та может вы­сту­пать на­ре­чие, оно также опи­сы­ва­ет при­знак, но не пред­ме­та, а дей­ствия. Срав­ни­те: плот­но за­кры­тая дверь и на­глу­хо за­кры­тая дверь; очень устав­ший и смер­тель­но устав­ший. Силу слову «не­на­ви­деть» при­да­ют слова тихо, от­ча­ян­но  — и это раз­ные виды не­на­ви­сти, не так ли?

2)  Срав­не­ние

Срав­не­ние  — это прием, ос­но­ван­ный на со­по­став­ле­нии двух или более пред­ме­тов, яв­ле­ний. В ос­но­ве этого сред­ства вы­ра­зи­тель­но­сти лежит сход­ство. Ис­поль­зу­ет­ся и в раз­го­вор­ной речи, но в ли­те­ра­тур­ных текстах при­ме­ров ис­поль­зо­ва­ния го­раз­до боль­ше.

В любом срав­не­нии есть то, что срав­ни­ва­ют и то, с чем срав­ни­ва­ют. Можно срав­ни­вать пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия.

а)  Самый рас­про­странённый спо­соб со­зда­ний срав­не­ния  — это ис­поль­зо­ва­ние со­ю­зов будто, слов­но, как, чем, как будто, не­же­ли, что. При по­мо­щи этих со­ю­зов можно по­стро­ить срав­ни­тель­ный обо­рот или слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние:

По­ры­вы ветра рас­ка­чи­ва­ли ма­ши­ну, и ка­за­лось, что она сей­час пе­ре­вернётся и по­ка­тит­ся вме­сте с нами, как пе­ре­ка­ти-поле!

Но толь­ко сви­ре­пые льдин­ки, как зубы хищ­ни­ков, кла­ца­ли у наших за­ду­бе­лых лиц. Но твоя по­ход­ка позовёт меня, точно му­зы­ка, и я выйду из сво­е­го убе­жи­ща. Сер­гей шёл и думал, что за­блу­дить­ся ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. Это срав­ни­тель­ные обо­ро­ты.

А вот это  — уже слож­ные пред­ло­же­ния: [Он горел не­по­движ­но], (слов­но где-то да­ле­ко све­ти­лось окош­ко). [Мишка обе лапы под­нял квер­ху], (как будто он уже за­ра­нее сдаётся).

И тут вот что край­не важно: если в за­да­нии тре­бу­ет­ся найти сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти  — срав­не­ние, то и обо­ро­ты по­дой­дут, СПП. Но если тре­бу­ет­ся найти имен­но срав­ни­тель­ный обо­рот, то никак СПП в от­ве­те быть не может. И здесь кро­ет­ся при­чи­на мно­гих оши­бок.

Очень мно­гие срав­ни­тель­ные обо­ро­ты так часто упо­треб­ля­ют­ся, что стали устой­чи­вы­ми сло­во­со­че­та­ни­я­ми. Го­лод­ный как кто? Волк, ко­неч­но; злой как кто? как со­ба­ка  — и таких обо­ро­тов огром­ное ко­ли­че­ство. В таком слу­чае го­во­рят, что обо­рот вы­ра­жен фра­зео­ло­гиз­мом и не ста­вят за­пя­тую перед со­ю­зом как.

 

Те­перь по­го­во­рим о менее за­мет­ных спо­со­бах срав­не­ния.

б)  Тво­ри­тель­ный падеж имени су­ще­стви­тель­но­го. При­ме­ры: И вдруг купол над ней зацвёл звёздами...Дым пру­жи­ной под­ни­мал­ся к небу...Об­ра­ти­те вни­ма­ние на сло­во­со­че­та­ния зацвёл звёздами и под­ни­мал­ся пру­жи­ной. Они аб­со­лют­но си­но­ни­мич­ны фра­зам зацвёл как звёзды и под­ни­мал­ся, как пру­жи­на. Этот спо­соб со­зда­ния срав­не­ния очень слож­но уви­деть.

 

в)  Срав­не­ние может быть со­зда­но сло­ва­ми по­доб­ный (по­доб­но), по­хо­жий:

Ак­ва­рель­ные крас­ки, по­хо­жие на жен­ские пу­го­ви­цы, ле­жа­ли в белой же­стя­ной ко­роб­ке.

Толь­ко перед Леной По­по­вой ле­жа­ли неж­ные ве­точ­ки ми­мо­зы, по­хо­жие на пу­ши­стые ша­ри­ки ве­сен­не­го солн­ца.Он был похож на ма­лень­ко­го ис­ху­да­ло­го вол­чон­ка, и его вва­лив­ши­е­ся глаза по­сто­ян­но ис­ка­ли до­бы­чу.

 

г)  Ино­гда срав­не­ние об­на­ру­жи­ва­ет­ся в ска­зу­е­мом: Вон, смот­ри­те: белые об­ла­ка со­всем как стадо белых сло­нов. А вон об­ла­ко слов­но кит. За­пя­тых нет, это же грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва!

 

д)  Срав­ни­тель­ная сте­пень имён при­ла­га­тель­ных или на­ре­чий также об­ра­зу­ют срав­не­ние, что весь­ма ло­гич­но, она для этого и со­зда­на. Это чув­ство ока­за­лось силь­нее го­ло­да, важ­нее хлеба. Ве­ло­си­пед стоял в при­хо­жей и был ещё лучше преж­не­го.

 

Итак, как видно из всех при­ме­ров, в срав­не­нии все­гда долж­но быть две части, дол­жен быть при­знак, по ко­то­ро­му срав­ни­ва­ют­ся пред­ме­ты, при­зна­ки или дей­ствия. Без двух ча­стей срав­не­ния не бы­ва­ет. К со­жа­ле­нию, в банке за­да­ний ФИПИ есть не­ко­то­рое ко­ли­че­ство не­кор­рект­ных за­да­ний, с пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых при­сут­ству­ют слова «будто», «слов­но», но к срав­не­нию ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не име­ю­щие.

Короткий номер ФИ­ПИ: 20E4A0
Раздел кодификатора ФИПИ: 2.3 Фразеологические обороты.

3
Тип 9 № 34252

1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «С полными предложениями успешно конкурируют неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску».

Аргументируя свои ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста:

«Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять нс менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанным переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

3.  Как Вы понимаете значение выражения ПРИЗНАТЬ СВОИ ОШИБКИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение па тему «Почему важно уметь признавать свои ошибки?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя спой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваш и рассуждения: один пример-аргумент приводите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 07.06.2022. Основная волна. Вариант 4
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Короткий номер ФИ­ПИ: 20E4A0
Раздел кодификатора ФИПИ: 8.6 Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
Спрятать пояснение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Комбинезонах (предложение 3).

 

Ответ: комбинезонах|комбинезон.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 07.06.2022. Основная волна. Вариант 4
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Правило: Лексический анализ (8 ОГЭ)

За­да­ние на­прав­ле­но в первую оче­редь на уме­ние раз­ли­чать слова-си­но­ни­мы из раз­лич­ных сти­лей, по­это­му чаще всего будет встре­чать­ся такая цель: за­ме­нить раз­го­вор­ное слово из тек­ста на ней­траль­ное. Что зна­чит «раз­го­вор­ное» и как узнать, что оно имен­но такое? Обыч­но слова этого стиля видны сразу  — они от­ли­ча­ют­ся от ней­траль­ных осо­бой окрас­кой. Вот пары: за­орал−за­кри­чал; сдрей­фил−стру­сил; дев­чон­ка−де­воч­ка; обал­ден­ный−от­лич­ный. Раз­го­вор­ные слова ис­поль­зу­ют­ся для со­зда­ния об­ра­за героя про­из­ве­де­ния, в том числе для вос­про­из­ве­де­ния его речи. Од­на­ко такие слова не яв­ля­ют­ся об­ще­при­ня­ты­ми, то есть ней­траль­ны­ми. Пред­ставь­те себе ста­тью в но­вост­ной летне в ин­тер­не­те: «Па­рень за­орал от стра­ха, по­то­му что сдрей­фил, а дев­чон­ка ока­за­лась обал­ден­ным плов­цом и спас­ла то­ну­ще­го ребёнка.» Как-то не­при­ят­но чи­тать, со­глас­ны? По­то­му что стиль для такой но­во­сти не ТОТ. Нужен ней­траль­ный, а не раз­го­вор­ный. Пе­ре­ве­дем в нуж­ный стиль: «Юноша за­кри­чал, так как очень ис­пу­гал­ся, но де­воч­ка ока­за­лась от­лич­ным плов­цом и спас­ла то­ну­ще­го ребёнка». Со­всем дру­гое дело!

Еще вам пред­ло­жат за­ме­нять слова про­сто­реч­ные на ней­траль­ные. Что по­де­лать, герои про­из­ве­де­ний живут в раз­ные вре­ме­на, имеют раз­ное об­ра­зо­ва­ние, а то и во­об­ще не имеют. По­это­му и го­во­рят ино­гда сло­ва­ми, ко­то­рые сей­час счи­та­ют­ся про­сто­реч­ны­ми, то есть на­ру­ша­ю­щи­ми нормы со­вре­мен­но­го языка. «Сёдня ихние нашим про­ду­ли»,— го­во­рит и впол­не себе со­вре­мен­ный че­ло­век, не по­ни­ма­ю­щий, что его речь стран­на. Из всего на­бо­ра слов толь­ко одно ней­траль­ное  — нашим. «Сёдня» и «ихние»  —про­сто­реч­ные, нет таких слов в нашем ве­ли­ком и мо­гу­чем; «про­ду­ли»  — раз­го­вор­ное.

Из­бе­гай­те раз­го­вор­ных слов (а тем более про­сто­реч­ных!) в со­чи­не­нии, если вы не ци­ти­ру­е­те ав­то­ра тек­ста.

Короткий номер ФИ­ПИ: 20E4A0
Раздел кодификатора ФИПИ: 2.1 Лексическое значение слова.