Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д6 № 3325

Замените разговорное слово «незатейливую» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок  — маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. (8)И хоть его вокальные данные были небогатыми, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. (9)Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как гранёный бриллиант. (10)А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее, а зачем  — никто не знает, просто так повелось.

(11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.

(12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.

(14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул. (16)Мальчик это услышал и, не поворачивая головы, спросил:

– (17)Что случилось? (18)Тебя так долго не было, и я по тебе соскучился.

– (19)А разве ты не видишь?

– (20)Нет,  — ответил мальчик.

– (21)Ну и ладно,  — сказал светлячок.

– (22)Расскажи мне, что ты видишь,  — попросил мальчик.

– (23)Что?  — удивился светлячок.

– (24)Спой свою песенку. (25)Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… (26)Вот бы хоть раз взглянуть на это.

(27)И тут только светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит у светлячка панцирь или нет. (28)Он ему нужен даже без блеска. (29)Он ему нужен!

– (30)Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.

– (31)А что это такое? (32)Ты раньше не пел мне об этом.

– (33)Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

 

(Притча) *

 

* Притча — это небольшой поучительный рассказ.

1
Тип 9 № 7837

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «  — Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.  — А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.  — Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 4E0638
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое дружба

2
Задания Д A4 № 3256

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове БЕЗ­ЖА­ЛОСТ­НО буква Т обо­зна­ча­ет не­про­из­но­си­мый звук.
2) В слове ПАН­ЦИРЬ все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти — мяг­ко­сти.
3) В слове ВО­КРУГ буква Г обо­зна­ча­ет звук [к].
4) В слове ТЕ­ПЕРЬ букв боль­ше, чем зву­ков.
Источник: Банк заданий ФИПИ

3
Задания Д9 № 3756

Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 4E0638
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Правило: Обособленное приложение

ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ—это выделенное запятыми или тире приложение.

 

Приложение входит в группу из 4 слов, имеющих отношение к ПРИЗНАКУ.

1. ПРИЗНАК

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

3. ПРИЧАСТИЕ

4. ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено именем существительным.

 

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. Например, город (какой?) Москва, студент-первокурсник, одноклассники Сергея—Лёша и Максим

 

Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

 

Приложение может быть нераспространённым (состоящим из одного существительного) и распространённым (состоящим из существительного с зависимым словом или словами).

 

В зависимости от различных условий, приложение может обособляться, то есть выделяться знаками препинания, или быть необособленным. В задании 9 требуется найти обособленные приложения. Запомним, что для обособления приложений могут быть использованы как тире, так и запятые.

 

Рассмотрим на примерах:

 

1. Дети, ма­лень­кие му­жи­ки-школь­ни­ки, рано на­чи­на­ли тру­до­вую жизнь, и дет­ство у них было укра­де­но. Приложение мужики-школьники с зависимым словом маленькие составляют распространённое приложение, с двух сторон выделено запятыми. Это приложение относится к слову дети, поясняет его значение, даёт авторскую оценку.

 

2. Ли­са­пе­та Вто­рая на­ца­ра­па­ла за­пи­соч­ку Вере, своей со­сед­ке по парте: «Жеку те­перь за­сме­ют!» Приложение соседке с зависимыми словами своей и по парте составляет распространённое приложение, даёт нам понять, кто такая Вера, характеризует её.

 

3. И тогда со­сед­ский маль­чиш­ка, школь­ник, пер­вым решил ска­зать ему прав­ду. Нераспространённое приложение школьник уточняет, кто такой мальчишка, какой он.

 

4. Это был свет­ля­чокма­лень­кая бу­ка­шеч­ка, и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку. Информацию о светлячке (какой он?) передаёт распространённое приложение. Особенностью данного обособления является использование тире: оно ставится, если приложение заканчивает предложение, в данном случае приложение стоит в конце первого простого предложения в составе сложного.

 

Обращаем внимание на то, что тире часто используется между подлежащим и сказуемым. В чём разница? Обратимся к примерам. В первом предложении слово соседка является сказуемым, его именной частью. Другого сказуемого нет!

Верасоседка по парте.

Во втором предложении сказуемое есть, поэтому эти же слова уже стали приложением.

Обратилась к Вере, соседке по парте, с вопросом.

 

Очень важно понимать, что приложение— это не новый предмет или явление, не однородный член по отношению к своему существительному, а его ПРИЗНАК. А чтобы наглядно продемонстрировать важность постановки запятых или тире при приложениях, приведём такой пример.

Попробуйте сосчитать, сколько людей было, если сказано:

На день рождения пришли отец с братом, сестра, Марина, её подруга, приехала тётя и племянники, Денис и Стас, коллеги по работе.

А если вот так: На день рождения пришли отец с братом, сестра, Марина—её подруга, приехали тётя и племянники—Денис и Стас, коллеги по работе.

Так что, готовясь отправлять приглашение, учитывайте, называете ли вы РАЗНЫХ людей или всего лишь уточняете, кто они и какие.

Спрятать пояснение

Пояснение.

Слово НЕЗАТЕЙЛИВУЮ можно заменить стилистически нейтральным синонимом ПРОСТУЮ, незамысловатую

 

Ответ: простую|незамысловатую|скромную|несложную|обычную

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 4E0638
Спрятать пояснение · ·
Шахбан Нурмагомедов 13.10.2016 16:36

А в этом задании синоним "неприметную" не подходит

Татьяна Стаценко

Думаю, нет. Неприметную песенку? Не очень, правда?

Никита Ложкин 12.12.2016 16:59

"простенькую" можно?

Татьяна Стаценко

Нет, «простенькая» - не стилистически нейтральное слово.

Лейла Гарипова 04.02.2017 14:06

Возможно еще слово "легкая"

Татьяна Стаценко

Не пойдёт. «Лёгкую песенку»?

Luba kozykova 05.03.2017 15:21

" незамысловатая" не подходит?

Татьяна Стаценко

У нас есть такой ответ.

Алена Гоман 07.04.2017 05:58

Подходит еще "скромную песенку"

Татьяна Стаценко

Думаю, возможен и такой ответ.

Раяна Матиева 15.10.2017 16:03

Я не понимаю эту тему

Татьяна Стаценко

В таком случае нужно брать словарь синонимов и читать.