Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 21312

Лексический анализ.

В предложениях 12–16 найдите фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.


(1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно приседала.

(3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.

(5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её, худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну, возьмите меня кто- нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» (8)Но усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

(10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.

(12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не сводя с женщины глаз.(15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.

(16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от неё хотят отделаться подачкой.

(17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. (18)Женщина всё гладила собаку и что- то тихо и печально говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро, не оглядываясь, пошла.

(20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.

– (21)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила женщина.

(22)Собака благоговейно смотрела на неё.

(23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой.

(24)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. (25)Так они и скрылись за углом. (26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..

(По М.А. Чванову*)

* Чванов Михаил Андреевич (род. в 1944 г.)  — российский писатель, публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.

1
Тип 6 № 21310

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)  Сначала собака не стала есть предложенную женщиной булочку, потому что считала это подачкой.

2)  Прохожие жалели собаку, искали её хозяина.

3)  Собака почувствовала доброту женщины, поэтому выбрала её себе в хозяйки.

4)  Ухоженная собака ждала на улице своего хозяина.

5)  Женщина давно мечтала о собаке.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 2020. Досрочная волна. Вариант 2
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Короткий номер ФИ­ПИ: E7514A
Раздел кодификатора ФИПИ: 11 Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

2
Тип 7 № 21311

Анализ средств выразительности.

 

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Собака благоговейно смотрела на неё.

2)  Та взяла  — просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.

3)  Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.

4)  Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.

5)  Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 2020. Досрочная волна. Вариант 2
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Правило: Средства выразительности ( 7 ОГЭ)

1)  Эпитет.

Одним из самых распространённых способов описать предмет или явление, придать ему выразительность, образность является использование эпитетов. «Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον, букв. — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения»  — так пишут в словарях. Поэтому чаще всего мы будем искать имена прилагательные или причастия, которые описывают имя существительное, придавая ему авторское отношение, авторское видение этого предмета или явления. Вот, например, обычное определение  — голубые глаза. Только цвет и не более. А вот эпитеты: родные глаза, сияющие глаза, равнодушные глаза. Чувствуете разницу?

Также в роли эпитета может выступать наречие, оно также описывает признак, но не предмета, а действия. Сравните: плотно закрытая дверь и наглухо закрытая дверь; очень уставший и смертельно уставший. Силу слову «ненавидеть» придают слова тихо, отчаянно  — и это разные виды ненависти, не так ли?

2)  Сравнение

Сравнение  — это прием, основанный на сопоставлении двух или более предметов, явлений. В основе этого средства выразительности лежит сходство. Используется и в разговорной речи, но в литературных текстах примеров использования гораздо больше.

В любом сравнении есть то, что сравнивают и то, с чем сравнивают. Можно сравнивать предметы, признаки, действия.

а)  Самый распространённый способ созданий сравнения  — это использование союзов будто, словно, как, чем, как будто, нежели, что. При помощи этих союзов можно построить сравнительный оборот или сложноподчиненное предложение:

Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

Но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц. Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. Это сравнительные обороты.

А вот это  — уже сложные предложения: [Он горел неподвижно], (словно где-то далеко светилось окошко). [Мишка обе лапы поднял кверху], (как будто он уже заранее сдаётся).

И тут вот что крайне важно: если в задании требуется найти средство выразительности  — сравнение, то и обороты подойдут, СПП. Но если требуется найти именно сравнительный оборот, то никак СПП в ответе быть не может. И здесь кроется причина многих ошибок.

Очень многие сравнительные обороты так часто употребляются, что стали устойчивыми словосочетаниями. Голодный как кто? Волк, конечно; злой как кто? как собака  — и таких оборотов огромное количество. В таком случае говорят, что оборот выражен фразеологизмом и не ставят запятую перед союзом как.

 

Теперь поговорим о менее заметных способах сравнения.

б)  Творительный падеж имени существительного. Примеры: И вдруг купол над ней зацвёл звёздами...Дым пружиной поднимался к небу...Обратите внимание на словосочетания зацвёл звёздами и поднимался пружиной. Они абсолютно синонимичны фразам зацвёл как звёзды и поднимался, как пружина. Этот способ создания сравнения очень сложно увидеть.

 

в)  Сравнение может быть создано словами подобный (подобно), похожий:

Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.

Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы, похожие на пушистые шарики весеннего солнца.Он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

 

г)  Иногда сравнение обнаруживается в сказуемом: Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. А вон облако словно кит. Запятых нет, это же грамматическая основа!

 

д)  Сравнительная степень имён прилагательных или наречий также образуют сравнение, что весьма логично, она для этого и создана. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего.

 

Итак, как видно из всех примеров, в сравнении всегда должно быть две части, должен быть признак, по которому сравниваются предметы, признаки или действия. Без двух частей сравнения не бывает. К сожалению, в банке заданий ФИПИ есть некоторое количество некорректных заданий, с предложениями, в которых присутствуют слова «будто», «словно», но к сравнению никакого отношения не имеющие.

Короткий номер ФИ­ПИ: E7514A
Раздел кодификатора ФИПИ: 10.1 Анализ средств выразительности.

3
Тип 9 № 21313

1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Корнея Ивановича Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Почему из сотен других собака выбрала именно эту женщину?..»

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

3.  Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 2020. Досрочная волна. Вариант 2
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Короткий номер ФИ­ПИ: E7514A
Тема сочинения 9.3: Что такое добро (доброта)
Раздел кодификатора ФИПИ: 8.6 Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
Спрятать пояснение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Фразеологизм  — устойчивое сочетание, обладающее неделимым смыслом и извлекаемое из нашей памяти в готовом виде.

Не сводя глаз (предложение 14).

 

Ответ: не сводя глаз.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 2020. Досрочная волна. Вариант 2
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Правило: Лексический анализ (8 ОГЭ)

Задание направлено в первую очередь на умение различать слова-синонимы из различных стилей, поэтому чаще всего будет встречаться такая цель: заменить разговорное слово из текста на нейтральное. Что значит «разговорное» и как узнать, что оно именно такое? Обычно слова этого стиля видны сразу  — они отличаются от нейтральных особой окраской. Вот пары: заорал−закричал; сдрейфил−струсил; девчонка−девочка; обалденный−отличный. Разговорные слова используются для создания образа героя произведения, в том числе для воспроизведения его речи. Однако такие слова не являются общепринятыми, то есть нейтральными. Представьте себе статью в новостной летне в интернете: «Парень заорал от страха, потому что сдрейфил, а девчонка оказалась обалденным пловцом и спасла тонущего ребёнка.» Как-то неприятно читать, согласны? Потому что стиль для такой новости не ТОТ. Нужен нейтральный, а не разговорный. Переведем в нужный стиль: «Юноша закричал, так как очень испугался, но девочка оказалась отличным пловцом и спасла тонущего ребёнка». Совсем другое дело!

Еще вам предложат заменять слова просторечные на нейтральные. Что поделать, герои произведений живут в разные времена, имеют разное образование, а то и вообще не имеют. Поэтому и говорят иногда словами, которые сейчас считаются просторечными, то есть нарушающими нормы современного языка. «Сёдня ихние нашим продули»,— говорит и вполне себе современный человек, не понимающий, что его речь странна. Из всего набора слов только одно нейтральное  — нашим. «Сёдня» и «ихние»  —просторечные, нет таких слов в нашем великом и могучем; «продули»  — разговорное.

Избегайте разговорных слов (а тем более просторечных!) в сочинении, если вы не цитируете автора текста.

Короткий номер ФИ­ПИ: E7514A
Раздел кодификатора ФИПИ: 2.5 Лексический анализ.