СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 8 № 13060

Лек­си­че­ский ана­лиз.

Най­ди­те в тек­сте си­но­ним к слову СУ­МРАК (пред­ло­же­ние 33). На­пи­ши­те этот си­но­ним.


(1)Уж если кого Серый и выделял из класса, так это Наталью Лоскутикову. (2)В первую голову  —   за ум и отличные успехи.

 

(3)О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет. (4)Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную. (5)Что верно, то верно: задачи он решал не то чтобы с лёту, но с единого взгляда. (6)А вот по литературе и по всем другим многоречивым предметам он не мог учиться хорошо. (7)Суть всех этих рассказов, повестей, стихов укладывалась в одной фразе, а учителя требовали развёрнутого ответа. (8)Конечно, Серому слов было не жалко, однако не хотел он ради «пятёрки» говорить столько, сколько тянуло на эту самую «пятёрку». (9)Ну что рассказывать про Тараса Бульбу? (10)Запорожец он! (11)А судьба ему досталась  —   злодейка. (12)Серый семь раз читал повесть и все семь раз плакал.

 

(13)Короче говоря, школьная жизнь шестиклассника Чумака была очень даже непростой. (14)А Наталью Лоскутикову выделял он не только за ум и за глаза её небесной радости. (15)Главное, что жизнь у неё в школе была ясная, потому что за отметками Наталья не гонялась, они сами к ней липли, как мухи на сладкое.

 

(16)Вот и нынче урок был «Морские кишечнополостные».

 

(17)В учебнике даны полипы, коралловые рифы и медузы. (18)А Наталья ещё и про иглокожих доложила. (19)И не просто словечками закидала, взяла мел да и нарисовала всё на доске.

 

(20)Конечно, «пятёрка»!

 

(21)Учительница Клара Ниловна говорит:

 

 —   (22)Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. (23)Но кто же вам мешает так учиться? (24)Почему Лоскутиковой интересна жизнь моря, а вам, людям, родившимся на море, до этой жизни словно бы и дела нет?

(25)После урока Серый подошёл к Лоскутиковой:

 

 —   (26)Наталья, хочешь одну вещь покажу?

 —   (27)Покажи!  —   удивилась Лоскутикова.

(28)Они выскочили из школы, забежали за угол. (29)Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся.

 —   (30)Наталья, лебеди у меня там,  —   признался Сергей,  —   на озере лёд, погибнуть они могут.

 

(31)Свет в подвал проникал через зарешеченное окошко, и глаза к темноте привыкли не сразу.

 —   (32)Тут вода!  —   поёжилась Лоскутикова возмущённо.

(33)Серый взял Наталью за руку, вывел на сухое место, и тут она увидела: в сумраке маячили лебединые шеи. (34)Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.

 —   (35)Это и есть белые лебеди?!  —   усмехнулась Лоскутикова.

 —   (36)Самые настоящие,  —   погордился Серый.

 —   (37)Да они у тебя не белые, а грязные. (38)Фу, а пахнет-то как!

 

(39)И Лоскутикова, перебежав на каблучках воду, выскочила из подвала. (40)Серый стоял, недоумённо глядя девочке вслед, и почему-то не хотелось ему больше выделять Лоскутикову ни за ум, ни за глаза её небесной радости…

(По В.А. Бахревскому*)

* Владислав Анатольевич Бахревский (род. в 1936 г.) –– русский советский писатель, поэт, классик детской литературы.

(3)О самом Сером учителя говорили, что он способный, но учиться не хочет.

1
Задания Д2 № 9783

Какой ва­ри­ант от­ве­та яв­ля­ет­ся вер­ным про­дол­же­ни­ем утвер­жде­ния: «Се­ро­му не хо­те­лось боль­ше вы­де­лять Лос­ку­ти­ко­ву, по­то­му что …»?

 

1) у неё глаза были со­всем не по­хо­жи на глаза не­бес­ной ра­до­сти.

2) Лос­ку­ти­ко­ва ни­че­го не знала о тяжёлой жизни ле­бе­дей в зим­ний пе­ри­од.

3) На­та­лья Лос­ку­ти­ко­ва была слиш­ком умной.

4) де­воч­ка, так много зна­ю­щая о жизни жи­вот­ных, по­ка­за­ла себя рав­но­душ­ной и бес­сер­деч­ной.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 5245D1
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

2
Задание 9 № 9796

1. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния пи­са­те­ля Са­му­и­ла Яко­вле­ви­ча Мар­ша­ка: «Ино­гда поэту (пи­са­те­лю) может как нель­зя более при­го­дить­ся слово, вы­хва­чен­ное из живой раз­го­вор­ной речи».

 

Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те два при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние. Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми С. Я. Мар­ша­ка. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

2. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фи­на­ла тек­ста: «Серый стоял, не­до­умённо глядя де­воч­ке вслед, и по­че­му-то не хо­те­лось ему боль­ше вы­де­лять Лос­ку­ти­ко­ву ни за ум, ни за глаза её не­бес­ной ра­до­сти…»

При­ве­ди­те в со­чи­не­нии два ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

 

3. Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние слова ДОБ­РО­ТА? Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое доб­ро­та», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те два при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта. Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 5245D1
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

3
Задание 6 № 13058

Ана­лиз со­дер­жа­ния тек­ста.

Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) По «мно­го­ре­чи­вым пред­ме­там» Сер­гею учить­ся было труд­но­ва­то.

2) Лос­ку­ти­ко­ва оста­лась рав­но­душ­на к тяжёлой жизни ле­бе­дей в зим­ний пе­ри­од.

3) Серый все­гда не­до­люб­ли­вал Лос­ку­ти­ко­ву за то, что она хо­ро­шо учи­лась.

4) Сер­гей и На­та­лья Лос­ку­ти­ко­ва учи­лись в седь­мом клас­се.

5) Де­воч­ка, так много зна­ю­щая о жизни жи­вот­ных, оста­лась без­участ­ной к судь­бе птиц.


4
Задание 7 № 13059

Ана­лиз средств вы­ра­зи­тель­но­сти.

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых сред­ством вы­ра­зи­тель­но­сти речи яв­ля­ет­ся фра­зео­ло­гизм.

1) Они вы­ско­чи­ли из школы, за­бе­жа­ли за угол.

2) О самом Сером учи­те­ля го­во­ри­ли, что он спо­соб­ный, но учить­ся не хочет.

3) Вер­сию эту Сер­гей пол­но­стью не от­ри­цал, она всё-таки уте­ша­ла его, но цену себе он знал точ­ную.

4) Что верно, то верно: за­да­чи он решал не то чтобы с лёту, но с еди­но­го взгля­да.

5) А На­та­лью Лос­ку­ти­ко­ву вы­де­лял он не толь­ко за ум и за глаза её не­бес­ной ра­до­сти.

По­яс­не­ние.

Си­но­ни­мы — слова, близ­кие по зна­че­нию.

 

Ответ: тем­но­та.