Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 9 № 8196

1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл одного из предложений текста: «А неприметная девочка с тревогой ждала Галиного ответа: она боялась за Лёшу». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

3.  Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.

(2)Модель стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (3)Вокруг неё на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.

(4)Вахтанг Турманидзе, стройный гигант в тренировочных брюках, объяснял девочкам, что такое хук и апперкот, нахально дотрагиваясь своими кулачищами до их нежных подбородков.

(5)Вадим Костров царил в своей хихикающей компании.

(6)А Лёши Жильцова не было видно.

(7)Только окинув взглядом пустынные ряды лабораторных столов, где-то за одним из последних, у распахнутого окна, можно было заметить его одинокую фигуру. (8)Никому, кроме неприметной девочки в очках, уткнувшейся в книгу, не было до него никакого дела, а она нет-нет да и посматривала украдкой на Лёшу. (9)Всё-таки в людях, несправедливо обойдённых славой, есть что-то привлекательное, а Лёша в своём восьмом «Б» был именно таким человеком. (10)Это подтвердилось, когда в класс вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы.

– (11)Ребята, кого поцеловать? (12)У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, – сказала она и чихнула.

(13)Класс притих, но конкретных предложений не последовало.

(14)И вдруг из дальнего угла донеслось: «Меня».

(15)Это сказал Лёша и ужаснулся.

(16)Все, кроме неприметной девочки, смотрели на Лёшу так, как будто Галя была андерсеновской принцессой, а Лёша – свинопасом. (17)Кто-то даже хихикнул. (18)А неприметная девочка с тревогой ждала Галиного ответа: она боялась за Лёшу.

(19)Но самые красивые девочки школы всегда старше своих лет, и Галя не растерялась.

– (20)Лёшка – золотой мальчик, а вы все трусы.

(21)И она направилась к своей верной подруге Зиночке Крючковой, всё ещё поддерживающей полку с проволочной моделью атома. (22)Галя шла, размахивая молотком, потому что была дежурной и собиралась укрепить полку.

 

(По М.Г. Львовскому) *

 

* Львовский Михаил Григорьевич (1919–1994) – российский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.

1
Задания Д6 № 8016

Замените разговорное слово «украдкой» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант CCBFDA
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Пояснение · ·
Спрятать пояснение

Пояснение.

1.  Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания, о которых Н. С. Валгиной: «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

Справедливость утверждения Валгиной подтверждают примеры из текста М. Львовского. Так, в предложении под номером 2 (Модель стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.) одна запятая выделяет обособленное распространённое приложение «очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком», акцентируя внимание читателя на характеристике Зиночки, вторая запятая отделяет придаточное предложение от главного, не давая тексту слиться.

В предложении номер 11 (Ребята, кого поцеловать?) вопросительный знак указывает на цель высказывания, а запятая выделяет обращение.

Таким образом, права была Валгина, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.

 

2.  Почему так бывает, что при виде одного человека внутри тебя что-то вдруг замирает или наоборот начинает трепыхаться, перехватывает дыхание или дышится легко и свободно? Трудно описать состояние, когда ты влюблён. Именно об этом приведённые строки текста Михаила Львовского. «Неприметная девочка» испытывает к Леше настоящее, большое чувство, поэтому волнуется за него.

Героиня Львовского влюблена в Лешу Жильцова, для неё весь мир заключён в нем одном. В предложении 16 находим подтверждение этому: «Все, кроме неприметной девочки, смотрели на Лёшу так, как будто

Галя была андерсеновской принцессой, а Лёша  — свинопасом». Все, но не она!

В предложении 8 (Никому, кроме неприметной девочки в очках, уткнувшейся в книгу, не было до него никакого дела, а она нет-нет да и посматривала украдкой на Лёшу) передано состояние героини: она украдкой глядит на своего героя, чтобы не выставлять напоказ своих чувств.

Прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.

 

3.  Что такое любовь? Какое значение мы вкладываем в это слово? Для чего она нам нужна? А нужна ли вообще? Эти вечные вопросы не дают покоя многим поколениям.

Любовь  — большое, светлое чувство, свойственное на Земле только человеку, это глубокая привязанность к кому-то или чему-то, это чув-ство глубокой симпатии и самоотверженное желание сделать счастливым любимого человека.

Героиня Львовского влюблена в Лешу Жильцова, для неё весь мир заключён в нем одном. Она украдкой глядит на своего героя, чтобы не выставлять напоказ своих чувств. Трудно описать состояние, когда ты влюблён. Так бывает, что при виде одного человека внутри тебя что-то вдруг замирает или наоборот начинает трепыхаться, перехватывает дыхание или дышится легко и свободно? Это любовь!

Примером настоящего чувства может служить любовь Ромео и Джульетты. Герои Шекспира готовы на всё, лишь бы быть вместе, потому что друг без друга для них перестаёт существовать мир, потому что друг без друга жизнь бессмысленна.

Это прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
С2К1: Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

ИЛИ

тезис не доказан,

ИЛИ

дано рассуждение вне контекста задания,

ИЛИ

тезис доказан на бытовом уровне

0
С2К2: Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

ИЛИ

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

ИЛИ

привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2

Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

ИЛИ

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0
С2К3: Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

допущена 1 логическая ошибка,

И/ИЛИ

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

НО

допущено более 1 логической ошибки,

И/ИЛИ

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста

0
С2К4: Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

НО

допущена 1 ошибка в построении текста

1

В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста

0
Максимальный балл9

 

 

Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы
ГК1: Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

2

Допущено 2–3 ошибки

1

Допущено 4 и более ошибки

0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ГК3 Соблюдение грамматических норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ГК4 Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

2

Допущено 3–4 ошибки

1

Допущено 5 и более ошибок

0
ФК1 Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов

1

Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

0
Максимальный балл10
Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант CCBFDA
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
Тема сочинения 9.3: Что такое любовь
Тема сочинения 9.1: Роль знаков пунктуации