СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Русский язык
русский язык
сайты - меню - вход - новости




Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д B12 № 5365

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать,(1) отчитывая Татьяну Львовну:

— Ну,(2) что же это вы,(3) а? Или девочки сюда не ходят?

Она взглянула на библиотекаршу,(4) только когда разогнулась.


(1)Так я и не смог по­нять, по­че­му биб­лио­те­ка ино­гда полна на­ро­ду, а ино­гда в ней со­вер­шен­но ни­ко­го нет. (2)Во вся­ком слу­чае, когда мы при­шли туда с мамой, биб­лио­те­кар­ша Та­тья­на Львов­на была одна, под­ме­та­ла ве­ни­ком пол.

(3)За­бав­ное зна­ком­ство по­лу­чи­лось у них — у по­клон­ни­цы ба­ле­та с быв­шей ба­ле­ри­ной. (4)Мама вы­хва­ти­ла у ста­руш­ки веник и при­ня­лась им ору­до­вать, от­чи­ты­вая Та­тья­ну Львов­ну:

— (5)Ну, что же это вы, а? (6)Или де­воч­ки сюда не ходят?

(7)Она взгля­ну­ла на биб­лио­те­кар­шу, толь­ко когда разо­гну­лась.

— (8)А хо­ло­ди­на-то! (9)Как вы здесь ра­бо­та­е­те?

— (10)А вот так, — ска­за­ла ве­се­ло Та­тья­на Львов­на и дви­же­ни­ем, ко­неч­но же, ар­ти­сти­че­ским, цар­ствен­ным рас­пах­ну­ла своё на­ряд­ное паль­то, как плащ или какую-ни­будь на­кид­ку. (11)Мы рас­хо­хо­та­лись, когда под бар­ха­том ока­за­лась обык­но­вен­ная те­ло­грей­ка, под­по­я­сан­ная бле­стя­щим ре­меш­ком.

— (12)А вы что, — за­ди­ри­сто спро­си­ла ста­руш­ка маму, — из ис­пол­ко­ма?

(13)Мама не на шутку сму­ти­лась.

— (14)Да нет… (15)Я ро­ди­тель­ни­ца… (16)Вот этого маль­чи­ка.

— (17)Або­не­мент одна ты­ся­ча три­на­дцать. (18)Коля…

(19)Я под­ска­зал фа­ми­лию. (20)Пока Та­тья­на Львов­на ис­ка­ла мою кар­точ­ку, мама вол­но­ва­лась.

— (21)Так же нель­зя. (22)Мы с Колей при­везём вам не­множ­ко дров, уж не оби­жай­тесь.

— (23)Ой! — об­ра­до­ва­лась Та­тья­на Львов­на. — (24)Как я бла­го­дар­на. (25)А то чер­ни­ла за­мер­за­ют.

— (26)Что — чер­ни­ла! (27)Вы же тут целый день. (28)Про­сты­не­те!

— (29)А дети? (30)А книги?

(31)Мама улыб­ну­лась.

— (32)Дети при­дут и уйдут, а книги не замёрзнут.

— (33)Да вы что! — вскри­ча­ла Та­тья­на Львов­на. — (34)Книги стра­да­ют не мень­ше людей, толь­ко ска­зать не могут. (35)Клей в ко­реш­ках рас­сы­па­ет­ся, бу­ма­га пух­нет, со­всем как че­ло­век от го­ло­да. (36)Ведь осе­нью здесь было сыро. (37)И во­об­ще! (38)Как че­ло­век ви­но­ват перед ними! (39)Мы в Ле­нин­гра­де, пред­став­ля­е­те, то­пи­ли кни­га­ми печки. (40)Серд­це кро­вью об­ли­ва­ет­ся, а что де­лать? (41)Ни еду сва­рить, ни со­греть­ся. (42)Вот я и ре­ши­ла тут: пойду ра­бо­тать в биб­лио­те­ку, и не­пре­мен­но в дет­скую, по­ни­ма­е­те?

— (43)А как же балет? — не вы­дер­жа­ла мама.

— (44)Ах, как всё это да­ле­ко! — рас­сме­я­лась Та­тья­на Львов­на. — (45)А мы с вами в дру­гой жизни. (46)Война, холод, дет­ские книги. (47)Да, здесь не сцена, а прав­да.

— (48)Зачем нам, — про­го­во­ри­ла мама, опу­стив го­ло­ву, — такая прав­да?

— (49)Её не вы­би­ра­ют, — от­ве­ти­ла ста­руш­ка и при­ба­ви­ла: — (50)Не уны­вай­те, всё ещё будет: и театр, и за­на­вес, и му­зы­ка.

 

(По А. Ли­ха­но­ву) *

 

* Аль­берт Ана­то­лье­вич Ли­ха­нов — со­вре­мен­ный дет­ский и юно­ше­ский пи­са­тель. Глав­ная тема твор­че­ства — ста­нов­ле­ние ха­рак­те­ра под­рост­ка — про­хо­дит через де­сят­ки про­из­ве­де­ний: по­ве­сти «Звёзды в сен­тяб­ре», «Бла­гие на­ме­ре­ния», «Рус­ские маль­чи­ки» и дру­гие. По ро­ма­ну «По­след­ние хо­ло­да» был снят од­но­имённый фильм.

Пояснение.

Запятая под номером 4 разделяет части: «Она взглянула на библиотекаршу» и «только когда разогнулась», связанные подчинительной связью.

 

Ответ: 4.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года