Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д B13 № 4374

Среди предложений 11−18 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.


(1)Солнце ещё не начало как следует припекать, а дед Никита уже устроился на завалинке. (2)Он разложил связки лыка, незаконченный лапоть, но приостановился и, наклонив голову, прислушался. (3)На дорогу из-за угла выбежала стайка мальчуганов, босых, в холстинных штанах и цветных рубашках. (4)Впереди, отдельно, шёл мальчик в белой майке. (5)Его незагорелая кожа казалась ещё белее от темноволосой головы. (6)Другие же мальчики, наоборот, загорели до черноты, а волосы их, выбеленные солнцем, походили на светлый лён.

(7)Дед Никита поднял голову.

— (8)Ты чей же будешь?  — спросил он новенького.

— (9)Антона, дедушка,  — наперебой закричали мальчишки,  — в Минске который жил. (10)Он приехал к бабушке Ульяне. (11)Мамку у него на войну взяли, она командир.

— (12)Как это можно? (13)Баба она или нет?

(14)Мальчик в майке строго поглядел на деда.

— (15)Как это  — баба?  — спросил он с недоумением.  — (16)Моя мама врач, её мобилизовали, она теперь старший лейтенант и на фронт уехала. (17)А бабушка Ульяна  — мамина мама, так что я к ней и приехал, пока война не кончится.

— (18)Мамка на фронте, а сам… (19)Гуса-ак,  — насмешливо протянул самый высокий мальчик и, засунув два пальца в рот, громко свистнул прямо в лицо новенькому.

(20)Ребята расхохотались, а новенький стоял растерянный, не зная, что ответить. (21)От обиды у него даже слёзы выступили на глазах, и это смутило его ещё больше. (22)Он вспыхнул, сделал шаг вперёд.

— (23)Чего тебя гусаком-то дразнят?  — спросил дед.

— (24)Меня зовут Саша,  — отвечал он.  — (25)А гусака я не заметил, он сбоку стоял. (26)Ну и подпрыгнул, когда он зашипел. (27)А они смеются, что я трус. (28)И про маму… (29)Я теперь и сам с ними дружить не хочу. (30)Я сюда один поездом приехал, а теперь один и уеду.

(31)Саша, договорив, отвернулся и, высоко подняв голову, пошёл назад по дороге.

— (32)Домой уеду,  — повторял он упрямо.  — (33)Сейчас!

(34)Но тут кто-то потянул его за руку. (35)Мальчик оглянулся: перед ним, смущённо улыбаясь, стоял голубоглазый Ивашка, за ним, кучкой,  — все ребята. (36)Только высокий держался поодаль, отвернувшись, как будто он не со всеми шёл, а оказался тут случайно.

— (37)Идём с нами раков ловить,  — проговорил Ивашка.  — (38)Их там страсть сколько…

 

(По С. Радзиевской) *

 

* Радзиевская Софья Борисовна — советская детская писательница, путешественница, участница многих научных экспедиций. Писала о природе, о войне, о приключениях, но главное — о настоящих человеческих ценностях. Наиболее известные произведения — «Рассказы о животных», «Джумбо», «Болотные робинзоны».

1
Задания Д B6 № 3569

Замените просторечное выражение «страсть сколько» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014

2
Задания Д A2 № 3592

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «вспыхнул» (предложение 22).

1) по­го­ря­чил­ся
2) рас­стро­ил­ся
3) по­крас­нел
4) за­пла­кал
Источник: Банк заданий ФИПИ
Спрятать пояснение

Пояснение.

Предложение 17 с последовательным, т. е. одно за другим, подчинением придаточных.

 

Ответ: 17.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года