Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д9 № 3817

Среди предложений 1–4 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.


1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.

(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.

(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

– (6)Вадичка, мальчик,  — старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели,  — ты забыл деньги, а я думаю  — испугается, так вот  — принесла.

(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.

(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

 

(По М. Агееву) *

 

* Агеев Михаил (Марк Лазаревич Леви) (1898—1973) — русский писатель.

1
Тип 9 № 7831

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

 

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Львовой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце. Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй  — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 5A07D5
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Тема сочинения 9.1: Роль знаков пунктуации

2
Задания Д A4 № 3248

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ШУБЁНКЕ буква Ё обо­зна­ча­ет один звук.
2) В слове ЖАЛ­КУЮ все со­глас­ные звуки имеют пару по глу­хо­сти – звон­ко­сти.
3) В слове СВОЮ 2 слога.
4) В слове ГО­РЕСТ­НО 7 зву­ков.
Источник: Банк заданий ФИПИ

3
Задания Д6 № 3351

Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 5A07D5
Пояснение · ·
Спрятать пояснение

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложении 4 обособленное определение «как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность» выражено причастным оборотом.

 

Ответ: 4.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 5A07D5
Правило: Обособленные определения

Обособленные определения— это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения, ко­то­рые могут быть за­ме­не­ны на от­дель­ное предложение.

Определения, которые не выделяются запятыми, называются необособленными.

 

Сравним предложения:

1).Наступила ясная, морозная ночь. Два од­но­род­ных нераспространённых не­обособ­лен­ных определения.

 

2).Наступила ночь, ясная, морозная. Два од­но­род­ных нераспространённых обособ­лен­ных определения.

 

3).Ночь была морозная, ясная. Со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое с двумя имен­ны­ми частями.

 

Обратите вни­ма­ние на за­пя­тую перед пер­вым опре­де­ле­ни­ем во 2-м примере, это и есть обособление. В 3-ем пред­ло­же­нии слова ясная и морозная уже не определения, они стали сказуемым.

 

Су­ще­ству­ют определённые ПРАВИЛА ОБОСОБ­ЛЕ­НИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.

 

Оособ­ле­ние по типу 1.

Причастный обо­рот обособляется, если стоит после глав­но­го слова. Схема: ГС+ПО.

Человек, |не пом­ня­щий прошлого|, ли­ша­ет себя будущего.

 

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС: |Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет!.

 

Примечание: прак­ти­че­ски все ошиб­ки на по­ста­нов­ку за­пя­той свя­за­но с этим правилом, точнее, его нарушением. НЕТ ТА­КО­ГО правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми. Он вы­де­ля­ет­ся при со­блю­де­нии схемы ГС+ПО. Если же схема ПО+ГС, обо­рот вы­де­ля­ет­ся толь­ко при со­блю­де­нии усло­вий ТИП 4 и ТИП 5.

 

Оособ­ле­ние по типу 2.

Определительный обо­рот после глав­но­го слова Схема: ГС+ОО.

Были слыш­ны звуки, |похожие на стоны деревьев|.

Примечание к ТИПУ 1 дей­ству­ет и для этого правила.

 

Оособ­ле­ние по типу 3.

Несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой) после глав­но­го слова. Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Мартовская ночь, об­лач­ная и туманная, оку­та­ла землю.

 

Весенний дух, весёлый и беспутный, ходил повсюду.

 

Обособ­ле­ние по типу 4.

Перед опре­де­ля­е­мым словом, если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки. Если та­ко­го зна­че­ния нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным.(Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет).

 

|Измученная мно­го­днев­ной засухой|, земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

 

 

Обособ­ле­ние по типу 5.

Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению. Схема: ПО+ГС.

|Увлечённый разговором|, он прислушался. Разгорячённый и взволнованный, он вбе­жал в комнату.

 

 

Рассмотрим кон­крет­ные при­ме­ры (взяты из ОБЗ ФИПИ), ис­поль­зуя следющий алгоритм:

а) найдём все слова, от­ве­ча­ю­щие на во­прос определения;

б) найдём глав­ные слова, к ко­то­рым относятся эти опре­де­ле­ния и решим од­но­род­ные есть/нет.

в) по­про­бу­ем поставить во­про­сы от при­ча­стия или при­ла­га­тель­но­го к дру­гим словам, чтобы убедиться, что за­ви­си­мых слов нет/ есть;

г) по­смот­рим на типы обособ­ле­ний 1—5 и све­рим с рас­став­лен­ны­ми запятыми, ука­жем тип обособления, если оно имеет место.

 

1.(1) Черноволосый, (2) взъерошенный, он был похож на (3) ма­лень­ко­го (4) исхудалого волчонка, и его (5) ввалившиеся глаза по­сто­ян­но искали добычу.

Под циф­ра­ми 1 и 2 обособ­лен­ные нераспространённые од­но­род­ные определения, стоят перед лич­ным ме­сто­име­нием ОН, тип обособ­ле­ния 5; 3 и 4 - не­обособ­лен­ные нераспространённые неод­но­род­ные определения; под циф­рой 5 - оди­ноч­ное не­обособ­лен­ное определение.

 

2.Стадо телят и быч­ков втя­ну­лось на (1)старую, |(2)заваленную деревьями| просеку. Два од­но­род­ных определения, от­но­сят­ся к слову «просека». 1-е необособленное, одиночное. 2-е распространённое необособленное, вы­ра­жен­ное при­част­ным оборотом. Об­ра­ти­те внимание: если в за­да­нии требуется найти не­обособ­лен­ное распространённое определение, это будет чаще всего при­част­ный оборот, сто­я­щий ДО глав­но­го слова.

 

3.И она на­пра­ви­лась к своей (1)вер­ной подруге Зи­ноч­ке Крючковой, (2)всё ещё под­дер­жи­ва­ю­щей полку с про­во­лоч­ной мо­де­лью атомаОпределений два: под циф­рой 1 не­обособ­лен­ное нераспространённое опре­де­ле­ние, от­но­сит­ся к слову «подруга»; под циф­рой 2 распространённое, вы­ра­же­но при­част­ным оборотом, обособленное. ТИП 1

 

4. (1)Глубокая и (2)тихая вода ла­ки­ро­ван­но блестела, слов­но в реку вы­ли­ли масло, и в это (3)чёрное зер­ка­ло смот­ре­лись с об­ры­ва (4)задумчивые ели, (5)тонкие берёзки, (6)|тронутые желтизной|. Под циф­ра­ми 1, 2, 3, 4, 5 не­обособ­лен­ные нераспространённые определения; 1 и 2 од­но­род­ные; 6 распространённое, вы­ра­же­но при­част­ным оборотом, обособленное, тип 1.

 

Голуби узна­ли его, за­тре­пе­та­ли над головой, са­ди­лись ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и пря­тал под куртку, за пазуху. Опре­де­ле­ний два, одиночные, однородные, со­еди­не­ны интонацией, обособ­лен­ные (перед пер­вым и после вто­ро­го стоит запятая) по типу 3.