Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 8 № 21300

Лексический анализ.

Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р. А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по

сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.

(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждый дом ворвалось горе. (20) Впереди было ещё почти два года блокады...

(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе. (23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы.

(25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.

(26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы.(27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30) Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.

 

(По Л. Овчинниковой*)

* Л. Овчинникова  — современная российская писательница.

1
Тип 6 № 21298

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)  Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р. А. Варшавской собрать детей во Дворце пионеров.

2)  Рая Иванова поступила в ремесленное училище.

3)  Во время войны, в мае 1942 года, во Дворце пионеров работал только кружок рисования.

4)  Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

5)  Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 2020. Досрочная волна. Вариант 1
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Короткий номер ФИ­ПИ: 96EA52
Раздел кодификатора ФИПИ: 11 Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

2
Тип 7 № 21299

Анализ средств выразительности.

 

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1)  Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки  — Нюра и Рая Ивановы.

2)  Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

3)  В каждый дом ворвалось горе.

4)  До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

5)  Впереди было ещё почти два года блокады...

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 2020. Досрочная волна. Вариант 1
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Правило: Средства выразительности ( 7 ОГЭ)

1)  Эпитет.

Одним из самых распространённых способов описать предмет или явление, придать ему выразительность, образность является использование эпитетов. «Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον, букв. — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения»  — так пишут в словарях. Поэтому чаще всего мы будем искать имена прилагательные или причастия, которые описывают имя существительное, придавая ему авторское отношение, авторское видение этого предмета или явления. Вот, например, обычное определение  — голубые глаза. Только цвет и не более. А вот эпитеты: родные глаза, сияющие глаза, равнодушные глаза. Чувствуете разницу?

Также в роли эпитета может выступать наречие, оно также описывает признак, но не предмета, а действия. Сравните: плотно закрытая дверь и наглухо закрытая дверь; очень уставший и смертельно уставший. Силу слову «ненавидеть» придают слова тихо, отчаянно  — и это разные виды ненависти, не так ли?

2)  Сравнение

Сравнение  — это прием, основанный на сопоставлении двух или более предметов, явлений. В основе этого средства выразительности лежит сходство. Используется и в разговорной речи, но в литературных текстах примеров использования гораздо больше.

В любом сравнении есть то, что сравнивают и то, с чем сравнивают. Можно сравнивать предметы, признаки, действия.

а)  Самый распространённый способ созданий сравнения  — это использование союзов будто, словно, как, чем, как будто, нежели, что. При помощи этих союзов можно построить сравнительный оборот или сложноподчиненное предложение:

Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

Но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц. Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. Это сравнительные обороты.

А вот это  — уже сложные предложения: [Он горел неподвижно], (словно где-то далеко светилось окошко). [Мишка обе лапы поднял кверху], (как будто он уже заранее сдаётся).

И тут вот что крайне важно: если в задании требуется найти средство выразительности  — сравнение, то и обороты подойдут, СПП. Но если требуется найти именно сравнительный оборот, то никак СПП в ответе быть не может. И здесь кроется причина многих ошибок.

Очень многие сравнительные обороты так часто употребляются, что стали устойчивыми словосочетаниями. Голодный как кто? Волк, конечно; злой как кто? как собака  — и таких оборотов огромное количество. В таком случае говорят, что оборот выражен фразеологизмом и не ставят запятую перед союзом как.

 

Теперь поговорим о менее заметных способах сравнения.

б)  Творительный падеж имени существительного. Примеры: И вдруг купол над ней зацвёл звёздами...Дым пружиной поднимался к небу...Обратите внимание на словосочетания зацвёл звёздами и поднимался пружиной. Они абсолютно синонимичны фразам зацвёл как звёзды и поднимался, как пружина. Этот способ создания сравнения очень сложно увидеть.

 

в)  Сравнение может быть создано словами подобный (подобно), похожий:

Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.

Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы, похожие на пушистые шарики весеннего солнца.Он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

 

г)  Иногда сравнение обнаруживается в сказуемом: Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. А вон облако словно кит. Запятых нет, это же грамматическая основа!

 

д)  Сравнительная степень имён прилагательных или наречий также образуют сравнение, что весьма логично, она для этого и создана. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего.

 

Итак, как видно из всех примеров, в сравнении всегда должно быть две части, должен быть признак, по которому сравниваются предметы, признаки или действия. Без двух частей сравнения не бывает. К сожалению, в банке заданий ФИПИ есть некоторое количество некорректных заданий, с предложениями, в которых присутствуют слова «будто», «словно», но к сравнению никакого отношения не имеющие.

Короткий номер ФИ­ПИ: 96EA52
Раздел кодификатора ФИПИ: 10.1 Анализ средств выразительности.

3
Тип 9 № 21301

1.  Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

2.  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Моряки знали цену мужеству».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

3.  Как Вы понимаете значение выражения СИЛА ДУХА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется сила духа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного

опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 2020. Досрочная волна. Вариант 1
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Короткий номер ФИ­ПИ: 96EA52
Тема сочинения 9.3: Что такое сила духа
Тема сочинения 9.1: Культура речи
Раздел кодификатора ФИПИ: 8.6 Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.
Спрятать пояснение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Синонимы  — слова, близкие по значению.

Питомцы  — воспитанники.

 

Ответ: воспитанники.

Источник: Банк заданий ФИПИ, ОГЭ по русскому языку 2020. Досрочная волна. Вариант 1
Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года
Правило: Лексический анализ (8 ОГЭ)

Задание направлено в первую очередь на умение различать слова-синонимы из различных стилей, поэтому чаще всего будет встречаться такая цель: заменить разговорное слово из текста на нейтральное. Что значит «разговорное» и как узнать, что оно именно такое? Обычно слова этого стиля видны сразу  — они отличаются от нейтральных особой окраской. Вот пары: заорал−закричал; сдрейфил−струсил; девчонка−девочка; обалденный−отличный. Разговорные слова используются для создания образа героя произведения, в том числе для воспроизведения его речи. Однако такие слова не являются общепринятыми, то есть нейтральными. Представьте себе статью в новостной летне в интернете: «Парень заорал от страха, потому что сдрейфил, а девчонка оказалась обалденным пловцом и спасла тонущего ребёнка.» Как-то неприятно читать, согласны? Потому что стиль для такой новости не ТОТ. Нужен нейтральный, а не разговорный. Переведем в нужный стиль: «Юноша закричал, так как очень испугался, но девочка оказалась отличным пловцом и спасла тонущего ребёнка». Совсем другое дело!

Еще вам предложат заменять слова просторечные на нейтральные. Что поделать, герои произведений живут в разные времена, имеют разное образование, а то и вообще не имеют. Поэтому и говорят иногда словами, которые сейчас считаются просторечными, то есть нарушающими нормы современного языка. «Сёдня ихние нашим продули»,— говорит и вполне себе современный человек, не понимающий, что его речь странна. Из всего набора слов только одно нейтральное  — нашим. «Сёдня» и «ихние»  —просторечные, нет таких слов в нашем великом и могучем; «продули»  — разговорное.

Избегайте разговорных слов (а тем более просторечных!) в сочинении, если вы не цитируете автора текста.

Короткий номер ФИ­ПИ: 96EA52
Раздел кодификатора ФИПИ: 2.5 Лексический анализ.