Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» (https://rus-oge.sdamgia.ru)
Дополнительные задания часть 3
1.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

Отец был молодой,(1) чуть ли не моложе этого парня,(2) в форме железнодорожного машиниста,(3) в фуражке. Голубые глаза мерцали молодым восторгом жизни,(4) но в лёгком их блеске как бы сквозила чуть-чуть тревожная тень  — тень ожидания чего-то.


(1)В институтский буфет вошёл парень  — худенький, невысокий, светлые волосы стрижены ёжиком. (2)Он волок всего две картины  — незачехлённые, без рамок. (3)Поставил и подошёл к буфетной стойке.

(4)Я глянул на его холсты, глянул небрежно, даже предубеждённо, ни во что не веря. (5)Глянул и удивился.

(6)Два портрета стояли, будто взявшись за руки, хотя каждый из них был отдельным. (7)На одном было наклеено: «Отец», на другом  — «Мать».

(8)Отец был молодой, чуть ли не моложе этого парня, в форме железнодорожного машиниста, в фуражке. (9)Голубые глаза мерцали молодым восторгом жизни, но в лёгком их блеске как бы сквозила чуть-чуть тревожная тень  — тень ожидания чего-то.

(10)А мать сидела прямо, напряжённо. (11)Крестьянское лицо, городское платье. (12)Но чувствовалось, что живут не в деревне, а где-то в пригороде, может быть, на разъезде. (13)И, видно, из деревни недавно. (14)Руки её выражали неловкость, будто не художник-сын рисовал её, а сидела она перед фотографом, и это было ей непривычно. (15)Да и вообще было видно, что ей непривычно сидеть, а привыкла она двигаться, спешить, кормить детей, выводить скотину.

(16)Руки были сложены аккуратно, пальчик к пальчику, на одном серебряное колечко посверкивало. (17)Улыбалась она смущённо и с любопытством, будто это не вы разглядывали её, а она, чуть робея, глядела на вас.

(18)Выполнено всё это было предельно безыскусно, но как-то удивительно… (19)Я даже не мог понять, в чём тут секрет. (20)Но я неслышно, про себя, ахнул от ощущения зрелой силы этой кисти. (21)Особенно на фоне пронёсшейся передо мной громадной выставки бесцветных знаков псевдожизни  — непрожитой, невыстраданной, усреднённой, но искусно упорядоченной и оправленной в рамы. (22)Эти два портрета не то чтобы выделялись мастерством  — они просто были живыми…

(23)А автор уже возвращался с подносом, где одиноко высился стакан чая и лежал бутерброд с сыром.

— (24)А почему у тебя отец такой молодой?  — спросил я.

— (25)Я батю только так и запомнил… (26)Не вернулся с войны, а где полёг, не узнали  — без вести… (27)Ждём вот уже десять лет. (28)Всё уж ясно как будто, а мать и сейчас к почтальону бегает.

(29)И он пошёл, подхватив свои портреты.

 

(По В. Амлинскому) *

 

* Владимир Ильич Амлинский — российский писатель второй половины XX века, автор рассказов и повестей о молодёжи: «Станция первой любви», «Первая бессонница», «На рассвете, в начале дороги» и других.

2.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Мне кажется,(1) что сейчас все люди на одно лицо…  — сказал Роман.  — Знаешь,(2) как я это заметил? Перестал различать дикторш телевидения. Все с глазками, (3) все с носиками, (4) и никакой разницы.


— (1)Мне кажется, что сейчас все люди на одно лицо…  — сказал Роман.  — (2)Знаешь, как я это заметил? (3)Перестал различать дикторш телевидения. (4)Все с глазками, все с носиками, и никакой разницы. (5)А потом огляделся: батюшки, все люди, окружающие нас, не просто братья, а однояйцевые близнецы.

(6)Сашка подозрительно посмотрел на Романа. (7)Такое заявление об одинаковости несовершенного человечества вполне может быть задуманной провокацией: вызвать его, Сашку, на разговор, в котором он ни бе ни ме, а Роман-то всю проблемку уже обдумал до зёрнышка.

— (8)Есть индивидуальности,  — пробурчал Сашка.

— (9)Их всё меньше,  — сказал Роман.  — (10)Очень долго не было ситуации, при которой личность проявляет свой максимум. (11)Войны, например, голода, оледенения… (12)Все живут одинаково, и все становятся похожими друг на друга.

— (13)Ну, ты даёшь!  — разозлился Сашка.  — (14)Все живут одинаково? (15)Где ты это видел? (16)У одних машины, у других  — от получки до получки, одни ничем не гнушаются, другие всю жизнь в трамвае стоят, потому что стесняются сидеть. (17)Одни верят во что-то, другие ни во что не верят…

(18)Роман скривился.

— (19)Нельзя же понимать всё буквально… (20)Во всеобщей одинаковости тоже есть законы роста от нуля до ста, к примеру. (21)Всё, что ты говоришь, сюда укладывается. (22)Просто для того, чтобы стать личностью, надо выйти за эти законы.

— (23)И что сделать?

— (24)В том-то и дело, что, когда ищешь, что сделать, это тоже поиски себя. (25)Что, по-твоему, может придумать ординарный человек?

— (26)Ну, знаешь, войны я не хочу,  — сказал Сашка.

— (27)А я хочу? (28)Но машина  — это воплощённая пошлость.

(29)Сашка пожал плечами. (30)Да, он мог сказать, что когда у человека заботливая мать, когда у него нет проблем с братьями и сёстрами, когда рубль в кармане всегда, то, конечно, пристало время подумать и о мировых проблемах. (31)Но он этого не сказал, потому что получалось, будто он цитирует собственную мать. (32)Мать же так стремилась, чтоб всё у них было, как у всех, как у людей. (33)А индивидуальность  — это с жиру. (34)Это чтоб себя показать. (35)Вот, оказывается, в чём был гвоздь.

(36)И Сашка молчал, хотя что-то в словах Романа вызывало его невольный протест.

 

(По Г. Щербаковой) *

 

* Щербакова Галина Николаевна — современный прозаик, автор более 20 повестей и романов для юных и взрослых читателей: «Вам и не снилось», «Дверь в чужую жизнь», «Актриса и милиционер», «Косточка авокадо» и др. По повести «Вам и не снилось» был снят одноимённый фильм.

3.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Останавливаются,(1) спрашивают,(2) как проехать на переправу,(3) и едут дальше. Дорога широкая,(4) разъезженная,(5) вся в ромбиках от шин.


(1)Штабов так много, что найти нужный нам отдел совсем не просто. (2)Везде часовые, натянута колючая проволока.

(3)К вечеру всё-таки находим.

(4)Сегодня ночью, оказывается, должна переправляться на передовую 184-я дивизия, а утром, во время бомбёжки, вышли из строя дивизионный инженер и командир взвода.

(5)Майор протягивает мне конверт, склеенный из потрёпанной топографической карты.

— (6)Советую поймать 184-ю здесь.

(7)Мы молча доходим до регулировщика.

— (8)Сто восемьдесят четвёртая ещё не проходила,  — говорит регулировщик, немолодой уже, с рыжими усами.

(9)Мы садимся в кузов разбитой машины. (10)Солнце зашло, но ещё светло. (11)На западе, над Сталинградом, небо совсем красное, и трудно сказать, отчего это  — от заходящего солнца или от пожара. (12)Три чёрных дымовых столба медленно расплываются в воздухе. (13)Внизу они тонкие, густые и чёрные, как сажа. (14)Чем выше, тем они всё больше расплываются, а совсем высоко сливаются в сплошную длинную тучу. (15)Она плоская и неподвижная, и, хотя в неё поступают всё новые и новые порции дыма, она не удлиняется и не утолщается. (16)Вот уже более двух недель стоит она такая, спокойная и неподвижная, над горящим городом.

(17)А кругом нас золотые осинки на чёрном фоне, тонкие, нежные. (18)По дороге проезжают машины. (19)Останавливаются, спрашивают, как проехать на переправу, и едут дальше. (20)Дорога широкая, разъезженная, вся в ромбиках от шин. (21)Трудно понять, где её края и куда она заворачивает. (22)Ощетинившийся указательный столб когда-то, должно быть, стоял на обочине. (23)Сейчас он на самом фарватере, и кто-то на него уже наехал. (24)Он накренился, и табличка с надписью «Сталинград  — 6 км» указывает прямо в небо.

— (25)Дорога в рай,  — мрачно изрекает Валега.

(26)Оказывается, он тоже не лишён юмора.

(27)Подходит регулировщик:

— (28)Во-он журавли полетели,  — и тычет грязным, грубым пальцем в небо.  — (29)Никакой войны для них нет.

(30)Мы долго следим за бисерным, точно вышитым в небе, треугольником, плывущим на юг. (31)Слышно даже, как курлычут журавли.

— (32)Совсем как самолёты,  — говорит регулировщик.

(33)Эта ассоциация промелькнула, по-видимому, у всех нас, и мы смеёмся.

— (34)Что, туда или оттуда?  — спрашивает регулировщик.

— (35)Туда.

(36)Он качает головой.

— (37)Да… (38)Невесело там, что и говорить…  — и отходит.

 

(По В. Некрасову)*

 

* Некрасов Виктор Платонович — русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов — автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.

4.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

 

Леса стояли сухие,(1) как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него,(2) но промахнулся,(3) и заяц удрал.


(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.

(4)Деду не спалось. (5)Он поставил самовар  — от него окна в избе сразу запотели. (6)В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.

(7)Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.

(8)В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9) Леса стояли сухие, как порох. (10)Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11)Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.

(12)Дед огорчился и пошёл дальше. (13)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14)Поднялся ветер. (15)Дым густел  — стало трудно дышать.

(16)Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17)Ветер перешёл в ураган. (18)Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.

(19)Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.

(20)Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21)Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22)Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

(23)Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24)Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25)Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.

(26)Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27) Погоди, милый, не беги так-то шибко!»

(28)Заяц вывел деда из огня. (29)Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30)Дед подобрал зайца и понёс домой. (31)У зайца были опалены задние ноги и живот. (32)Дед вылечил его и оставил у себя.

— (33)Этот заяц,  — сказал дед,  — спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34)Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь  — бросить…

(35)Так и живут вместе  — старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.

 

(По К.Г Паустовскому) *

* Паустовский Константин Георгиевич — русский советский писатель, публицист. Создал много очерков, рассказов, повестей о природе, о внутреннем мире человека. Написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко» и др.

5.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными сочинительной связью.

 

Солнце зашло,(1) но ещё светло. На западе,(2) над Сталинградом,(3) небо совсем красное, (4) и трудно сказать,(5) отчего это  — от заходящего солнца или от пожара.


(1)Штабов так много, что найти нужный нам отдел совсем не просто. (2)Везде часовые, натянута колючая проволока.

(3)К вечеру всё-таки находим.

(4)Сегодня ночью, оказывается, должна переправляться на передовую 184-я дивизия, а утром, во время бомбёжки, вышли из строя дивизионный инженер и командир взвода.

(5)Майор протягивает мне конверт, склеенный из потрёпанной топографической карты.

— (6)Советую поймать 184-ю здесь.

(7)Мы молча доходим до регулировщика.

— (8)Сто восемьдесят четвёртая ещё не проходила,  — говорит регулировщик, немолодой уже, с рыжими усами.

(9)Мы садимся в кузов разбитой машины. (10)Солнце зашло, но ещё светло. (11)На западе, над Сталинградом, небо совсем красное, и трудно сказать, отчего это  — от заходящего солнца или от пожара. (12)Три чёрных дымовых столба медленно расплываются в воздухе. (13)Внизу они тонкие, густые и чёрные, как сажа. (14)Чем выше, тем они всё больше расплываются, а совсем высоко сливаются в сплошную длинную тучу. (15)Она плоская и неподвижная, и, хотя в неё поступают всё новые и новые порции дыма, она не удлиняется и не утолщается. (16)Вот уже более двух недель стоит она такая, спокойная и неподвижная, над горящим городом.

(17)А кругом нас золотые осинки на чёрном фоне, тонкие, нежные. (18)По дороге проезжают машины. (19)Останавливаются, спрашивают, как проехать на переправу, и едут дальше. (20)Дорога широкая, разъезженная, вся в ромбиках от шин. (21)Трудно понять, где её края и куда она заворачивает. (22)Ощетинившийся указательный столб когда-то, должно быть, стоял на обочине. (23)Сейчас он на самом фарватере, и кто-то на него уже наехал. (24)Он накренился, и табличка с надписью «Сталинград  — 6 км» указывает прямо в небо.

— (25)Дорога в рай,  — мрачно изрекает Валега.

(26)Оказывается, он тоже не лишён юмора.

(27)Подходит регулировщик:

— (28)Во-он журавли полетели,  — и тычет грязным, грубым пальцем в небо.  — (29)Никакой войны для них нет.

(30)Мы долго следим за бисерным, точно вышитым в небе, треугольником, плывущим на юг. (31)Слышно даже, как курлычут журавли.

— (32)Совсем как самолёты,  — говорит регулировщик.

(33)Эта ассоциация промелькнула, по-видимому, у всех нас, и мы смеёмся.

— (34)Что, туда или оттуда?  — спрашивает регулировщик.

— (35)Туда.

(36)Он качает головой.

— (37)Да… (38)Невесело там, что и говорить…  — и отходит.

 

(По В. Некрасову)*

 

* Некрасов Виктор Платонович — русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов — автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.

6.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными сочинительной связью.

 

Вместе с ними ты по передовой лазил,(1) вместе горе хлебал,(2) а тут ты вдруг пошёл к начальнику в связные. Воевать я,(3) что ли,(4) не умею,(5) или я хуже других?


(1)Где-то далеко стреляют зенитки, бродят прожектора по небу, вздыхает во сне Валега. (2)Он лежит в двух шагах от меня, свернувшись комочком.

(3)Маленький круглоголовый мой Валега! (4)Сколько исходили мы с тобой за эти месяцы, сколько каши съели из одного котелка…

(5)А как ты не хотел идти в ординарцы ко мне. (6)Три дня пришлось уламывать. (7)Стоял потупясь и мычал что-то невнятное: не умею, мол, не привык. (8)Тебе стыдно было от своих ребят уходить. (9)Вместе с ними ты по передовой лазил, вместе горе хлебал, а тут ты вдруг пошёл к начальнику в связные. (10)Воевать я, что ли, не умею, или я хуже других?

(11)Привык я к тебе, чертовски привык… (12)Нет, это не привычка, это что-то другое, большее. (13)Я никогда не думал об этом, просто не было времени.

(14)Ведь у меня и раньше были друзья. (15)Много друзей. (16)Вместе росли, учились, спорили об искусстве, о высоких материях… (17)Но достаточно ли этого? (18)Так называемых общих интересов, общей культуры?

(19)Вадим Кастрицкий  — умный, разносторонне одарённый, тонкий парень. (20)Мне всегда с ним было интересно. (21)А вытащил бы он меня, раненого, с поля боя? (22)Меня раньше это и не интересовало. (23)А Валега вытащит. (24)Это я знаю… (25)Или Сергей Веледницкий. (26)Пошёл бы я с ним в разведку? (27)Не знаю. (28)А с Валегой  — хоть на край света.

(29)На войне узнаёшь людей по-настоящему. (30)Она как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. (31)Валега вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь. (32)И спроси его, что такое родина, он, наверное, толком не объяснит. (33)Но за эту родину  — за меня, за Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Алтае  — он будет драться до последнего патрона. (34)Сидя в окопах, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдёт до дела  — покажет себя. (35)А делить, умножать, читать не по складам научится, когда будет время, когда придёт желание…

(36)Валега что-то ворчит во сне, переворачивается на другой бок.

(37)Спи, спи, друг… (38)Скоро опять окопы, опять бессонные ночи. (39)Дрыхни пока. (40)А когда кончится война, если останемся живы, придумаем что-нибудь.

 

(По В. Некрасову) *

 

* Некрасов Виктор Платонович — русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов — автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.

7.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

И плоты,(1)плоты без конца,(2) а ещё обмотанные маскировочной зеленью буксиры. Мы идём об руку,(3) иногда останавливаемся около каменного парапета,(4) облокачиваемся на него,(5) чтобы посмотреть вдаль.


(1)Сидя в гостиной на бархатных креслах, мы всё боимся, что они затрещат под нами,  — такие они хрупкие и изящные, и такие грубые и неловкие мы. (2)На стене бёклиновский «Остров мёртвых». (3)В углу рояль с бюстиком Бетховена. (4)Люся играет «Кампанеллу» Листа.

(5)Две толстые свечи медленно оплывают в подсвечниках. (6)Диван мягкий, с покатой спинкой. (7)Я подкладываю под спину расшитую бисером взбитую подушку, вытягиваю ноги.

(8)У Люси аккуратно стриженный затылок. (9)Пальцы её быстро бегают по клавишам, вероятно, в техникуме она за эту быстроту всегда пятёрки имела. (10)Я слушаю «Кампанеллу», смотрю на Бёклина, на гипсового Бетховена, на вереницу уральских каменных слоников в буфете, но почему-то всё это мне кажется чужим, далёким, точно затянутым туманом.

(11)Сколько раз на фронте я мечтал о таких минутах, когда вокруг ничто не стреляет, не рвётся. (12)И сидишь ты на диване, слушаешь музыку, и рядом с тобой хорошенькая девушка. (13)И вот я сижу сейчас на диване, слушаю музыку… (14)И почему-то мне неприятно. (15)Почему? (16)Не знаю. (17)А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…

(18)Вечером мы бродим с Люсей по набережной. (19)Небо красное, зловещее. (20)Облака точно густой, чёрный дым. (21)Волга от ветра шершавая, без всякого блеска. (22)И плоты, плоты без конца, а ещё обмотанные маскировочной зеленью буксиры.

(23)Мы идём об руку, иногда останавливаемся около каменного парапета, облокачиваемся на него, чтобы посмотреть вдаль. (24)И Люся что-то говорит, кажется, о Блоке и Есенине, спрашивает меня что-то, и я что-то отвечаю. (25) И почему-то мне не по себе, и я не хочу говорить ни о Блоке, ни о Есенине.

(26)Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко… (27)Архитектура, живопись, литература… (28)Я за время войны ни одной книжки не прочёл. (29)И не хочется. (30)Не тянет.

(31)Всё это потом, потом…

(32)А завтра опять будет этот резерв, по двадцать раз разбирай и собирай пулемёт Дегтярёва. (33)И послезавтра, и послепослезавтра. (34)И опять майор будет говорить нам, что надо ждать, что, когда прикажут, тогда и отправят нас на фронт…

 

(По В. Некрасову) *

 

* Некрасов Виктор Платонович — русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов — автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.

8.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Шли долго,(1) беспрерывно,(2) всю ночь напролёт,(3) батальон за батальоном. Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг,(4) и тогда начиналась автоматная трескотня.


(1)От города, по-видимому, ничего уже не осталось. (2)Немцы бомбят его с утра до вечера, над ним непроходящее облако дыма и пыли. (3)Горят нефтехранилища. (4)Чёрный, как копоть, дым застилает солнце, так что на него можно смотреть не щурясь, как смотрят сквозь сильно закопчённое стекло во время затмения.

(5)В нашем овраге, как говорится, без перемен. (6)Как-то ночью прошли две наши дивизии. (7)Шли долго, беспрерывно, всю ночь напролёт, батальон за батальоном. (8)Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг, и тогда начиналась автоматная трескотня.

(9)Георгий Акимович как-то сказал:

— (10)Мы будем воевать до последнего солдата. (11)Русские всегда так воюют. (12)Но шансов у нас всё-таки мало. (13)Нас может спасти только чудо, иначе нас задавят. (14)Задавят организованностью и танками.

(15)Чудо?..

(16)Вот недавно ночью шли мимо солдаты. (17)Я дежурил у телефона и вышел покурить. (18)Они шли и пели, тихо, вполголоса. (19)Я даже не видел их, я только слышал их шаги по асфальту и тихую, немного даже грустную песню. (20)Я подошёл. (21)Бойцы расположились на отдых вдоль дороги, на примятой траве. (22)Мигали огоньки цигарок. (23)И чей-то молодой, негромкий голос доносился откуда-то из-под деревьев.

— (24)Нет, Вась… (25)Ты уж не говори… (26)Лучше нашей нигде не сыщешь. (27)Как масло, земля  — жирная, настоящая.  — (28)Он даже причмокнул как-то по-особенному.  — (29)А хлеб взойдёт  — с головой закроет…

(30)А город пылал, и красные отсветы прыгали по стенам цехов, и где-то совсем недалеко трещали автоматы, то чаще, то реже, и взлетали ракеты, и впереди были неизвестность и почти неминуемая смерть.

(31)Я так и не увидел того, кто это сказал. (32)Раздался чей-то крик: «(33)Приготовиться к движению!» (34)Все зашевелились, загремели котелками. (35)И пошли. (36)Пошли медленным, размеренным, тяжёлым солдатским шагом. (37)Пошли к тому неизвестному месту, которое на карте их командира отмечено, должно быть, обыкновенным красным крестиком.

(38)Я долго стоял ещё и прислушивался к удалявшимся и затихшим потом совсем шагам солдат.

(39)Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. (40)И не только запоминаются. (41)Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.

 

(По В. Некрасову) *

 

* Некрасов Виктор Платонович — русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов — автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.

9.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными сочинительной связью.

 

Она просто смотрела на нас как на взрослых,(1) и улыбка всё отчётливее проступала на лице. Её взгляд скользил по рядам,(2) и,(3) точно следуя взгляду учительницы,(4) мы поднимали руки.


(1)Сразу после перемены Анна Николаевна задала вопрос:

— (2)Кто записался в библиотеку?

(3)Руки подняли все.

— (4)Значит, Татьяну Львовну все знаете?  — спросила она.

(5)Класс радостно загалдел.

— (6)И знаете, что библиотека закрыта? (7)У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова. (8)И она прислала записку. (9)Просит нас помочь. (10)Надо их убрать, потому что в прошлый раз дрова растащили. (11)Сами понимаете, время-то военное.

(12)Анна Николаевна ни к чему не призывала, ничего не требовала. (13)Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице. (14)Её взгляд скользил по рядам, и, точно следуя взгляду учительницы, мы поднимали руки.

— (15)Я не сомневалась,  — сказала она.

(16)Когда мы пришли после уроков к библиотеке, там уже гудела целая толпа. (17)На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.

— (18)Что ж,  — сказала Анна Николаевна,  — придётся подождать. (19)Наверное, сейчас подойдут пильщики.

(20)Мы потоптались полчаса  — никого не было. (21)Толпа стала редеть. (22)Среди самых старших я увидел девчонку, с которой разговаривал днём. (23)Девчонка очень нервничала, всё задирала на самый лоб свою пуховую шапку с длинными ушами. (24)Немного погодя она подошла к Анне Николаевне и сказала:

— (25)Наши сейчас все в киношку удерут, что-то надо делать!

— (26)Не страшно,  — ответила Анна Николаевна,  — зато останутся самые ответственные.

(27)Она сказала это громко, чтобы слышали не только мы, но и все остальные, однако заволновалась.

— (28)Давайте принесём пилы,  — сказала девчонка,  — я, например, рядом живу.

— (29)Кто же пилить будет?  — спросила Анна Николаевна.

(30)Заорали почти все мальчишки.

(31)В общем, ещё минут через двадцать такой во дворе скрип поднялся! (32)Наверное, пил пять притащили. (33)А чтобы дело быстрей шло, работать решили изо всех сил и, раз народу много, часто меняться.

(34)Немного погодя во дворе появился крепкий старик, как оказалось, дед той девчонки. (35)Он начал рубить дрова, да так, что только треск стоял.

(36)А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.

— (37)Мои золотые!  — закричала она ещё издалека.  — (38)Спасибо! (39)Анна Николаевна, голубушка! (40)Благодарствую! (41)Дети и книги не должны мёрзнуть! (42)Никогда!

 

(По А. Лиханову) *

 

* Лиханов Альберт Анатольевич — современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества — становление характера подростка — проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.

10.

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.

 

Считал себя очень некрасивым,(1) и это было мучительно. Мне хотелось быть ярким,(2) выразительным,(3) непохожим на других.


(1)В четырнадцать лет я прочёл «Портрет Дориана Грея» и вообразил себя лордом Генри. (2)Я стал придавать огромное значение внешности. (3)Считал себя очень некрасивым, и это было мучительно. (4)Мне хотелось быть ярким, выразительным, непохожим на других.

(5)В те дни я был влюблён в хорошенькую гимназистку Таню, а у неё, как у многих девочек тогда, был заветный альбом. (6)В нём подруги и поклонники отвечали, например, на вопросы: «(7)Какой ваш любимый цветок, дерево? (8)Какое любимое блюдо? (9)Какой любимый писатель?»

(10)Гимназистки писали: цветок  — роза; дерево  — берёза или липа. (11)Блюдо  — мороженое или рябчик. (12)Писатель  — Чарская.

(13)Гимназисты предпочитали из деревьев дуб или ель, из блюд  — гуся и борщ, из писателей  — Вальтера Скотта и Жюля Верна.

(14)Когда очередь дошла до меня, я написал не задумываясь: «(15) Цветок  — орхидея. (16)Дерево  — баобаб. (17)Писатель  — Оскар Уайльд. (18) Блюдо  — канандер».

(19)Эффект получился полный, даже больший, чем я ожидал. (20) Все поблёкли, стушевались передо мною. (21)Я облегчённо вздохнул и почувствовал, что у меня больше нет соперников и что Таня отдала мне своё сердце.

(22)Дома я не мог сдержаться и поделился с матерью впечатлением, произведённым моими ответами. (23)Она выслушала меня с интересом, как, впрочем, и всегда выслушивала всё, что касалось меня.

– (24)Повтори, Коленька, какое твоё любимое блюдо, а то я не расслышала.

– (25)Канандер,  — важно ответил я.

– (26)Канандер?  — недоумевая, переспросила она.

– (27)Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь?

(28)Она всплеснула руками и засмеялась:

– (29)Камамбер, Коленька, камамбер, а не канандер!

(30)Я был потрясён: из героя вечера я сразу превратился в посмешище. (31)Ведь Таня и все её приятели могут спросить, узнать о «канандере». (32)И, боже мой, как они станут надо мной издеваться!..

(33)Я всю ночь думал, как мне быть. (34)К утру я решил отказаться от только что разделённой любви и больше не встречаться ни с Таней, ни с её приятелями.

(35)Таня напрасно присылала мне записки с приглашениями то на именинный пирог, то на пикник, то на ёлку. (36)Я боялся на них отвечать. (37)А на гимназическом балу она прошла мимо, не ответив на мой поклон.

 

(По И. Одоевцевой)*

 

* Одоевцева Ирина — русская поэтесса и писательница. В начале 20 века была ученицей знаменитого поэта Н. Гумилева. В 1922 году эмигрировала в Париж. Написала имевшие большой успех романы «Изольда», «Зеркало», «Оставь надежду навсегда», несколько сборников стихов. В конце 80-х годов вернулась в Россию, жила в Ленинграде (Петербурге), выпустила мемуары о жизни русской художественной интеллигенции начала 20 века.

11.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

 

Умереть от красоты захотели почти все и,(1) долго не раздумывая,(2) отправились на другой конец Москвы на следующий же день. Ходили по саду почтительно,(3) артистично всплёскивая руками,(4) закатывали глаза,(5) и вдруг Сашка с диким воплем кинулся к фонарному столбу.


(1)Октябрь был как никогда.

(2)  — Я сто лет не видела таким Ботанический!  — восхищалась учительница биологии.  — (3)Что-то особенное. (4)Хочется упасть в эту красоту и умереть! (5)Умоляю! (6)Поведите срочно детей!

(7)Все захохотали, а она не могла понять почему.

(8)  — Чего вы?  — спрашивала она.

(9)  — Обнаружили в тебе склонность к массовому убийству. (10)Всей школой упасть и умереть!..

(11)Умереть от красоты захотели почти все и, долго не раздумывая, отправились на другой конец Москвы на следующий же день. (12)Ходили по саду почтительно, артистично всплёскивая руками, закатывали глаза, и вдруг Сашка с диким воплем кинулся к фонарному столбу.

(13)  — Братцы,  — закричал он,  — железный! (14)Как это прекрасно!

(15)Все тут же подхватили игру, картинно встали на колени вокруг столба, а Сашка произнёс торжественный спич в честь Прометея, Яблочкова и чугунолитейного производства.

(16)Потом они просто гуляли, а потом, когда шли назад, Юлька и Роман отстали. (17)Почему-то тогда учительница подумала, что они подходят друг другу, как две половины одной разрезанной картинки...

(18)Судьба подарила им несколько абсолютно безоблачных месяцев. (19)Это навсегда останется тайной, как их дотошные родители столько времени были слепы и глухи…

(20)Они назначали свидания в детском отделе универмага, у бассейна, где вместе с зелёными шарами мячей плавали зелёные крокодилы, горбились киты, громоздились черепахи. (21)Роман и Юлька садились на кафельные берега бассейна и пропадали. (22)Люди становились природой, и совершенно не имело значения их количество. (23)А может, чем больше, тем было даже лучше. (24)Роман и Юлька только меняли место на своём «берегу» в зависимости от того, как в универмаге выстраивалась очередь. (25)Они сидели с авоськами для хлеба, молока, как с неводами, а люди шуршали, бушевали, как деревья, как море, как ветер…

(26)А вот крокодилы были живые и настоящие, звали их Сеня и Веня.

(27)  — Когда мы поженимся, мы заберём их,  — говорит Роман.  — (28)Они будут жить в ванной, ждать наших детей…

(29)  — А когда это будет?  — спрашивает Юлька.

(30)  — Очень скоро. (31)Десятый, считай, мы уже закончили. (32)Значит, одиннадцатый… (33)Сразу после экзаменов.

(34)Продавщицы игрушечного отдела переглядываются между собой, улыбаются понимающе. (35)Одна, снимая с полки плюшевого мишку, говорит другой: «Завидую…»

 

(По Г. Щербаковой) *

 

* Щербакова Галина Николаевна — современная российская писательница, автор более двадцати книг, среди которых повести, романы: «Дверь в чужую жизнь», «Подробности мелких чувств», «Митина любовь», «Радости жизни». По повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось» был снят одноименный фильм.

12.

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.

 

Когда-то давно,(1) в далёкой юности,(2) залюбовался,(3) помню,(4) Утёсовым,(5) который танцевал фокстрот в ресторане ленинградского Дома искусств.


(1)Шёл к концу последний час последнего дня 1934 года... (2)Мы были в ресторанном зале.

(3)Всё было совершенно в одесском духе: шумно, пёстро, крикливо. (4)Гремел и визжал, как нигде в мире больше не гремит и не визжит, джаз-банд. (5)В воздухе в чудовищном изобилии змеились ленты серпантина, колыхались тысячи воздушных шариков. (6)И всё, что может быть осыпано,  — плечи, столы, закуски, причёски танцующих  — было осыпано разноцветными копеечками конфетти.

(7)Танцующих было больше, чем мог вместить зал. (8)Танцевали фокстрот. (9)И танцевали его, разумеется, тоже одесским манером: энергично работая локтями, помогая оркестру оглушительным шарканьем и каким-то ещё никогда не слышанным мною паровозным шипением. (10)Ходят, картинно обняв своих дам, по-полотёрски усердно работают ногами и всем залом дружно пришепётывают: «Чу-чу-чу-чу!»

(11)Мы сидели, повернувшись вполоборота к танцующим, и с усмешкой, а может быть, и с удовольствием наблюдали за этим экзотическим действом. (12)А потом, когда оркестр для отдыха или для разнообразия заиграл что-то не такое буйное, какой-то блюз или медленный фокстрот, эти двое переглянулись, поднялись, она положила ему на плечо руку, и они пошли...

(13)Я не знаток и не такой уж любитель так называемых бальных танцев. (14)И уж совсем редко я получал удовольствие от зрелища вальсирующих. (15)Когда-то давно, в далёкой юности, залюбовался, помню, Утёсовым, который танцевал фокстрот в ресторане ленинградского Дома искусств. (16)Танцевал он артистично, элегантно, красиво и вместе с тем с лёгким юмором, чуть-чуть иронично, кого-то как будто слегка пародируя  — может быть, тех же своих земляков-одесситов.

(17)Эта же пара танцевала серьёзно, они не танцевали, а медленно и задумчиво ходили, глубоко и нежно глядя друг другу в глаза. (18)Казалось, как только они начали танец, для них не стало никого и ничего вокруг. (19)Но при этом танцевали они без какой-либо страсти, наоборот, сдержанно, скромно и изящно, грациозно, с той чуть заметной улыбкой в глазах и на губах, которую называют затаённой и которая так редко встречается.

(20)Мне было тогда двадцать семь лет, им  — под сорок. (21)Оба они должны были казаться мне людьми немолодыми. (22)А я сидел, полуоткрыв рот, смотрел на них и  — любовался...

 

(По Л. Пантелееву) *

 

* Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев) (1908—1987) — российский прозаик; автор очерков и рассказов, посвящённых блокадному Ленинграду, а также воспоминаний о С.Маршаке, Е.Шварце, М.Горьком. Некоторые повести и рассказы писателя были экранизированы: «Часы», «Честное слово», «Республика Шкид», «Пакет».

13.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённых предложений.

 

Девчонки,(1) окружившие Нинку,(2) стояли открыв рот,(3) и даже самые шебутные мальчишки не орали. Все слушали музыку,(4) и всем,(5) ничего не понимавшим в ней,(6) она нравилась.


(1)У нас в классе стояло пианино, старенькое и обшарпанное. (2)Когда в большую перемену Нинка села к нему и открыла его потрескавшуюся деревянную крышку, девчонки окружили пианино плотным кольцом. (3)И Нинка заиграла.

(4)Я и подумать не мог, что она умеет так играть! (5)Нет, не чижика-пыжика, не упражнение номер 24 играла Нинка. (6)Старенькое, обшарпанное пианино стонало всеми струнами, рождая удивительные звуки. (7)Я не знал, что играет Нинка, но это походило на море. (8)Волны то накатывали, сверкая брызгами, то отступали, и всё это было в музыке.

(9)Девчонки, окружившие Нинку, стояли открыв рот, и даже самые шебутные мальчишки не орали. (10)Все слушали музыку, и всем, даже ничего не понимавшим в ней, она нравилась.

(11)Меня будто мороз по коже продрал  — стало холодно и торжественно. (12)Я видел только Нинкин венчик, сделанный из косички, её корону, и Нинка, конечно, не взглянула на меня. (13)Но я знал, я чувствовал, что эта удивительная музыка имеет отношение ко мне.

(14)Волна благодарности закружила мне голову. (15)Захотелось сейчас, сию минуту сделать что-нибудь достойное, рыцарское, чтобы и Нинка поняла моё к ней отношение. (16)Как только она встала, перестав играть, я, краснея, подошёл к пианино и одним духом выпалил всё, что знал: упражнение номер 24 и два других, новых…

(17)Кто-то из мальчишек хлопнул меня по плечу, крикнул в ухо модную в классе присказку: «И ты, брутто, сказало нетто…»

(18)Смешная поговорка, которой я не придавал раньше значения, вдруг приобрела для меня особый смысл.

(19)Я готов был сгореть со стыда, но всё-таки взглянул на Нинку: она смотрела в сторону. (20)Мне стало горько.

(21)Протарахтел в коридоре звонок, и начался урок, а я всё не мог прийти в себя. (22)Было так хорошо, и вот…

(23)Ах, как клял я себя! (24)«И ты, брутто, сказало нетто…» (25)Дурацкая прибаутка вертелась в голове, и было тошно. (26)Мне казалось, что все смотрят на меня, и я сидел, уткнувшись в тетрадь. (27)Наконец я поднял голову, и глаза мои сами собой посмотрели на Нинку.

(28)Она смотрела на меня и улыбалась, ничуть не сердясь.

(29)Тяжкий груз свалился с меня. (30)Я понял, что мне опять хорошо.

 

(По А. Лиханову) *

 

* Лиханов Альберт Анатольевич — современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества — становление характера подростка — проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.

14.

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.

 

А в книжке,(1) которая мне досталась,(2) по Волге плывёт пароход,(3) белый и чистый,(4) и на нём мальчик,(5) который видит много всякого интересного.


(1)Помнишь ли ты свою первую книгу?

(2)Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать. (3)И не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв слова.

(4)Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал сам среди множества других. (5)Оставшись один, ты раскрыл её дома, и она навсегда запала в твою память. (6)Она осталась с тобой чудесными мыслями, волнующими словами, рисунками, даже запахом  — резким запахом типографской краски, смешанной с клеем, или особым запахом библиотеки.

(7)Я помню свою первую книгу очень хорошо.

(8)Эта книга была большой и толстой. (9)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени она вспухла от прикосновения многих рук, картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья. (10)А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы. (11)Но тем милей казалась мне эта книга!

(12)Едва выучив уроки, я усаживался за свой «десерт», за это лакомое блюдо. (13)Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я.

(14)Но всё дело в том, что там, на Волге, ещё зимой шла война. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. (16)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.

(17)Потом, кстати, она нам рассказывала, что знала про Сталинградскую битву, про то, как наши держались за каждый камень. (18)Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.

(19)В кино тогда показывали пленных немцев, как идут они длинными колоннами, а наши смотрят на них презрительно. (20)И вокруг одни печи торчат вместо домов…

(21)А в книжке, которая мне досталась, по Волге плывёт пароход, белый и чистый, и на нём мальчик, который видит много всякого интересного. (22)И никакой войны нет.

(23)Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее, и я, читая свою первую книгу, был совершенно счастлив.

 

(По А. Лиханову) *

 

* Лиханов Альберт Анатольевич — современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества — становление характера подростка — проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.

15.

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями предложения, связанными подчинительной связью.

 

Как только мы остановились у калитки,(1) собака подошла и,(2) встав на задние лапы,(3) просунула между жердинами чёрный нос,(4) обнюхивая Мишкину голову.


(1)Мы собирались на рыбалку, когда прибежала Наташка.

— (2)К тёте Марье родственник приехал,  — затараторила она.  — (3)Вышел на лужайку и прыгает через голову…

— (4)То-то ты вырядилась,  — сказал Мишка.

— (5)А собака у него  — с телёнка.

— (6)С лошадь,  — сказал Мишка.

— (7)Со слона,  — поддакнул я.

(8)Наташка взяла жестяную банку с червями и, заглянув внутрь, презрительно сказала:

— (9)Разве это черви? (10)Вот у тёти Марьи на огороде…

(11)И вывалила наших червей в глубоченную яму, приготовленную для силоса. (12)Мы с Мишкой ахнули: этих червей мы, может, с полчаса копали у конюшни.

(13)Я бы показал Наташке за эти штучки, но из-за Мишки не стал. (14)В последнее время я заметил, что Мишка перестал возражать Наташке. (15)А когда она улыбается и её насмешливые глаза смотрят на него, он отворачивается, даже краснеет…

(16)Мишка сказал:

— (17)Ладно, пошли к Марье. (18)Красных накопаем…

(19)Наташка не обманула: таких огромных собак мы не видали сроду. (20)Как только мы остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.

— (21)Она сейчас Мишке голову откусит!  — чуть слышно прошептала Наташка.

(22)Но собака не стала откусывать, она раскрыла красную пасть и оглушительно гавкнула.

(23)Дверь распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии.

— (24)Орион!  — сказал мальчишка.  — (25)Ко мне!

(26)Собака, виляя хвостом, подбежала к нему.

— (27)Он кусается?  — спросила Наташка.

(28)Мальчишка улыбнулся.

— (29)Погладь,  — разрешил он.

(30)Наташка тут же запустила пальцы в густую собачью шерсть и спросила:

— (31)А что такое Орион?

— (32)Такую чепуху не знает…  — сказал Мишка.  — (33)Звезда какая-то…

(34)Мальчишка поправил:

— (35)Так называется созвездие, оно находится как раз над экватором…

— (36)А как тебя зовут?  — спросила Наташка.

— (37)Женя,  — ответил мальчишка.  — (38)А тебя?

(39)Наташка сказала. (40)Мишка исподлобья взглянул на неё и отвернулся.

— (41)А какой породы Орион?  — снова спросила Наташка.

— (42)Ньюфаундленд,  — сказал Женя.

— (43)А что это такое?

— (44)Такую чепуху не знает…  — сказал Мишка.  — (45)Полуостров в Америке.

— (46)Остров,  — опять поправил мальчишка.  — (47) От Америки он отделяется проливом.

(48)Мишка готов был лопнуть от злости.

— (49)А ты… видел когда-нибудь ропуху?  — спросил он.

— (50)Ропуху?  — удивился Женя.  — (51)А что это такое?

— (52)То-то,  — сказал Мишка и кивнул мне:  — (53)Пошли отсюда!

 

1Ропуха  — жаба (укр.).

 

(По В. Козлову) *

 

* Козлов Вильям Фёдорович — современный российский писатель, автор около пятидесяти книг для детей и взрослых, в том числе сборника рассказов «Валерка-председатель», повестей «Волосы Вероники», «Юрка Гусь» и др.

16.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Пеле  — кот,(1) названный так потому,(2) что среди своих братьев и сестёр он отличался безмерной любовью к игре с мячом. Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка,(3) белые лапки,(4) чёрные голова и спина и чёрный,(5) как уголёк,(6) мохнатый хвост.


(1)Пеле  — кот, названный так потому, что среди своих братьев и сестёр он отличался безмерной любовью к игре с мячом. (2)Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный, как уголёк, мохнатый хвост. (3)Чистопородный сибирский кот, он уже выказывал черты будущей величавости и благородства. (4)Так и вижу его: сидит, мерно помахивая хвостом, и у него внимательный и в то же время какой-то независимый, гордый взгляд.

(5)Пеле был необычным котом. (6)Гладить себя он не позволял. (7)Он резко переворачивался на спину, крепко захватывая передними лапами руку, и колотил задними, как заяц-барабанщик. (8)От этого на руке, попавшей в когти, оставались длинные царапины. (9)Царапины быстро заживали, но тотчас появлялись новые. (10)Дружба с котей была испытанием. (11)Впрочем, пощекотать себя под подбородком котя давал.

(12)К третьему году жизни он, по-моему, стал хозяином округи. (13)Раз мы остановились на велосипедах у ворот:

— (14)Смотри, к нам какой-то рыжий побежал!  — показал мне Женька.

(15)Чужак вошёл в наш двор, а через некоторое время туда же направился Пеле.

— (16) Ну, он сейчас ему даст!

(17)Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор.

(18)Большую часть дня Пеле спал. (19)Зато по вечерам и ночам он любил гулять и петь. (20)Причём редко на такие прогулки он отправлялся через дверь. (21)Пеле запрыгивал в форточку, располагался между рамами, мурлыча и мерно постукивая чёрным хвостом. (22)Может, он слышал какую-то музыку  — музыку звёзд и темноты. (23)Неожиданно он прыгал вниз и скрывался в кустах сирени…

(24)Один раз я встал на подоконник рядом с ним и стал вглядываться во тьму сада. (25)Тишина, свежо, и кажется, что этот холодок, бегущий по спине, навевает горящий в небе месяц. (26)Пеле повернулся ко мне, и в темноте глаза его сверкнули диким зелёным огнём. (27)Сейчас со мной был не милый котя, а дикий свободный зверь.

(28)Сколько тайн ночью! (29)Пеле мурлыкал, над крышами чёрных домов мерцали звезды, горел месяц…

(30)Я нарисовал тогда картину «Мир кота», которую храню до сих пор, которая и сейчас мне нравится.

 

(По Л. Бахревскому) *

 

* Бахревский Леонид Владиславович — современный детский и юношеский писатель, автор очерков, эссе и рассказов. Наиболее известные из них — «Избранник», «Пеле».

17.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями предложения, связанными сочинительной связью.

 

Теперь вот вытирайся,(1) сушись тут,(2) а там дети пищат,(3) да и у самой внутренности сводит от голода. И лисица,(4) злобно повизгивая,(5) каталась по траве,(6) вытиралась,(7) вскакивала,(8) встряхиваясь,(9) и опять ёрзала то одним ухом, то другим по траве.


(1)Ранним утром лисица вышла из норы и рысцой побежала прямо к болоту: накануне она заметила на кочке утиное гнездо, но, имея много других забот, не успела с ним разобраться. (2)В норе у неё осталось шесть недавно родившихся лисят. (3)Они вечно хотят есть, но нужно подумать, чем утолить этот голод. (4)Детей нельзя кормить первой попавшейся дрянью: дети  — дело нежное.

(5)Лисица уже приготовилась перепрыгнуть неширокую лужу, отделявшую знакомую кочку от берега, когда вдруг прямо перед её носом на воду шлёпнулась утка и затрепыхалась. (6)Забыв про всё на свете, лисица прыгнула, схватила лапами, лязгнула зубами, но... утка исчезла. (7)И, вся выпачканная, мокрая, лисица, фыркая и отплёвываясь, выбралась на берег в бешенстве.

(8)Вот что называется вляпаться в грязную историю. (9)Дать себя одурачить! (10)И кому же  — утке! (11)Глупая кряква, очевидно, нырнула у неё между лапами в последний миг. (12)Пора бы уж знать эти шутки. (13)Теперь вот вытирайся, сушись тут, а там дети пищат, да и у самой внутренности сводит от голода.

(14)И лисица, злобно повизгивая, каталась по траве, вытиралась, вскакивала, встряхиваясь, и опять ёрзала то одним ухом, то другим по траве. (15)Такой уж у неё характер: на себе она и шерстинки грязной не потерпит.

(16)А глупая кряква, облетев порядочный круг и убедившись, что лисица ушла, опустилась на своё гнездо, проверила, все ли одиннадцать бледно-зелёных яиц налицо, и, опустив нос, полузадремала.

(17)Что ж, всякий защищает своих детёнышей так, как умеет. (18)Она, кряква, драться не может никак: клюв у неё плоский, мягкий, лапы тоже мягкие. (19)Ей это отлично известно, и она добросовестно предлагает врагу съесть её, глупую, вместо её детёнышей. (20) Но... если в последний миг можно улизнуть, то отчего же не воспользоваться случаем? (21)И дремлет, слегка покрякивая, кряква: лисица к этой кочке уже не придёт. (22)А значит, можно ещё ей, глупой крякве, жить.

(23)Вот только бы досидеть, вывести детей. (24)Выклюнутся маленькие, круглые, тёмно-зелёные. (25)Побегут, как мыши, по воде, запрячутся в тину так, что никто, даже рыжая плутовка, их не достанет. (26) И дремлет, дрожа, бедная глупая кряква: только бы досидеть!

 

(По Е. Дубровскому) *

 

* Дубровский Евгений Васильевич — русский писатель, публицист первой половины XX века. Писал книги о природе, о животных, о жизни леса как для детей, так и для взрослых: «Волк», «Встречи в лесу», «Далёкие годы» и др. Умер во время блокады Ленинграда.

18.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложных предложений, связанными подчинительной связью.

В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.

 

Если,(1) например,(2) положить в кровать рыжего пса,(3) который сторожит соседский огород,(4) он быстро вскочит и удерёт. А Кит ляжет,(5) устроится поуютней и будет пыхтеть,(6) чтобы пожарче нагреть место своему товарищу по кровати,(7) то есть мне.


(1)Не так просто вырастить охотничью собаку. (2)Вот наша такса Кит. (3)Сейчас он уже в летах. (4)А лучшие годы он посвятил уничтожению всего вокруг себя, всё это он ел!

(5)Мы страшно боялись, что он заболеет и умрёт, но Кит жил припеваючи. (6)Только однажды он впал в меланхолию, когда изжевал мою резиновую галошу.

(7)Но мы всё равно друзья. (8)Если, например, положить в кровать рыжего пса, который сторожит соседский огород, он быстро вскочит и удерёт. (9)А Кит ляжет, устроится поуютней и будет пыхтеть, чтобы пожарче нагреть место своему товарищу по кровати, то есть мне.

(10)Летом мы с Китом гуляем в полях. (11)Он даёт круги, время от времени подпрыгивая и зависая над маленькими зелёными ёлками. (12)Он так хорошо себя чувствует в полёте! (13)Впрочем, и я себя тоже! (14)Я тоже, глядя на Кита, стараюсь перепрыгнуть какое-нибудь деревце, но чаще выбираю всё-таки что-нибудь менее колючее…

(15)Я даже представить не могу, что у нас когда-то не было Кита. (16)Мы взяли его маленьким, и он рос хоть и незаметно, но прямо на глазах  — так, как идут минутные стрелки. (17)Я помню, как у него нос вытягивался, уши, туловище...

(18)А когда мы первый раз привели его на выставку, он оказался лучшей собакой в Москве. (19)Все были начёсанные, причёсанные, приглаженные  — словом, восхитительные, писаные красавцы. (20)А Кит просто вышел с папой на ринг, и судья сразу сказал:

— (21)Первое место по красоте.

(22)Когда Кит подошёл к двухметровому барьеру, мы ужаснулись: он никогда не прыгал на такую высоту. (23)Забор сплошной. (24)Никто никого не видит. (25)Папа встал за барьером и крикнул:

— (26)Кит!

(27)Кит не мог не откликнуться, он тоскливо взвыл  — и перепрыгнул.

(28)А как он охотился! (29)Механический заяц умер от страха, когда Кит появился на горизонте. (30)Из уважения к Киту папа даже приобрёл ружьё и подал заявку на охоту. (31)Кит так весело на ворон кидался, что все они просто улетели из нашего двора и охотиться стало не на кого.

(32)С тех пор у Кита во дворе хорошая репутация.

 

(По М. Москвиной) *

 

* Москвина Марина Львовна — современная писательница, журналистка, радиоведущая. Награждена премией им. В.П. Катаева. Сначала писала книги для детей, позже начала писать и для взрослых. За книгу «Моя собака любит джаз» получила международный Диплом Г.-Х. Андерсена.

19.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.

 

Дымка проводила его сердитой бранью на беличьем языке,(1) хотя он ей никакого вреда не сделал. … Дымка выговорила всё,(2) что,(3) по её мнению,(4) полагалось,(5) и снова попрыгала по веткам.


(1)Сугроб под ёлкой, на которой было беличье гнездо, давно уже растаял, и ворчливый медведь, зевая и почёсываясь, вылез из берлоги и отправился бродить по лесу до следующей осени. (2)Дымка проводила его сердитой бранью на беличьем языке, хотя он ей никакого вреда не сделал. (3)Но такая уж у белок привычка: вечно они лезут в чужие дела.

(4)Дымка выговорила всё, что, по её мнению, полагалось, и снова попрыгала по веткам.

(5)А тем временем около старой ели послышались шаги, человеческие голоса…

— (6)Эту, что ли, валить?  — спрашивал один голос.

— (7)Эту, а потом вон ту, рядышком. (8)Ребята, гляньте, не иначе медведь тут зимовал. (9)Вот бы раньше проведать!

— (10)Он бы тебе проведал! (11)С чем бы ты на него сунулся? (12)С пилой? (13)Ну, болтать некогда. (14)Берись, ребята.

(15)В ловких руках пила работает быстро. (16)Прошло несколько минут  — и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее. (17)Тяжёлый удар о землю. (18)Всё!

— (19)Чистая работа!  — весело проговорил молодой паренёк и вдруг закричал:  — (20)Ребята, гляди! (21)Бельчата маленькие в дупле! (22)И как только не разбились. (23)А это что?

(24)Пёстрое птичье яичко мелькнуло в воздухе, ударилось о ствол ёлки. (25)Дымка выронила яйцо, которое несла детям. (26)Не до яйца теперь! (27)На мгновение она точно застыла на ветке: огромное чудовище хотело коснуться ели, протянуло руку к дуплу… (28)А там дети, её дети!

(29)Белочка почти свалилась на землю, промчалась между ногами стоявших вокруг ёлки людей и скрылась в дупле. (30)Никто не успел промолвить ни слова, а она уже выскочила из дупла, держа во рту испуганного бельчонка. (31)Проворно закинув его на спину, опять промчалась под ногами людей и мгновенно исчезла.

— (32)Видали?  — выговорил наконец изумлённый паренёк.  — (33)Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету. (34)Гляди! (35)Опять!

(36)Дымчатое пушистое тельце снова промелькнуло под ногами людей и скрылось в дупле.

— (37)Ловко!  — засмеялся паренёк.  — (38)А я вот её враз шапкой накрою! (39)Ой, дядя Степан, чего ты? (40)Больно!

— (41)Я те дам, шапкой!  — сурово проговорил старый пильщик. (42)Он с силой дёрнул парня за руку от ёлки.  — (43)Не видишь разве? (44)Мать!

— (45)Мать!  — тихо повторил другой пильщик. (46)И люди осторожно расступились.

 

(По С. Радзиевской) *

 

* Радзиевская Софья Борисовна — детская писательница, путешественница, участница многих научных экспедиций. Она писала о природе («Рассказы о животных», «За лесными сокровищами», «Джумбо» и др.), о войне («Болотные робинзоны»), о приключениях («Остров мужества», «Рам и Гау»), но главное — о настоящих человеческих ценностях.

20.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 

Всё,(1) что происходило сейчас,(2) казалось временным. Но затянувшаяся временность,(3) понятно,(4) требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.


(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго  — месяц или полтора.

(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному  — что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание  — единственное, чем жили люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню.

(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён.

(15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. (16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки. (17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах. (18)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр, чувствовал запахи дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза. (19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

(20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно и удивительно. (21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

(22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.

(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».

(24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…

 

(По А. Лиханову) *

 

* Лиханов Альберт Анатольевич — современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества — становление характера подростка — проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.