Каталог заданий
Часть 3

Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д A4 № 3316

Укажите ошибочное суждение.


(1)Однажды в детстве отец сильно наказал меня. (2)Этот случай я запомнил на всю жизнь особенно крепко.

(3)Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок, а потом в другой, и до школы в этот день я не дошёл. (4)С уличными мальчишками я до вечера играл в стукалку. (5)У меня было немного мелких монет, на эти-то деньги я и играл, позабыв всё на свете. (6)Деньги, конечно, вскоре кончились, я стал напряжённо думать, где бы достать ещё, и придумал. (7)Я стал обходить все дома в ауле1, рассказывая, что завтра приезжают артисты и мне поручили собирать для них деньги.

(8)Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать игру. (9)Но и этих несчастных денег не хватило надолго. (10)К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях, и за целый день мои штаны продрались насквозь, а колени исцарапались.

(11)Между тем дома меня хватились. (12)Старшие братья пошли искать меня по всему аулу.

(13)И вот я предстал перед судом отца. (14)Больше всего на свете я боялся этого суда. (15)Отец оглядел меня с головы до ног.

– (16)Расскажи-ка, где ты порвал штаны.

– (17)В школе... зацепил за гвоздь...

– (18)Когда?

– (19)Сегодня.

(20)Отец пристально посмотрел мне в глаза и медленно, с расстановкой произнёс:

– (21)Если сейчас же не расскажешь всё, как было, я строго накажу тебя.

(22)Страх перед наказанием оказался сильнее страха перед правдой, и я во всём признался, рассказав о своих злоключениях по порядку, начиная с утра.

(23)Три дня я ходил сам не свой. (24)На третий день отец усадил меня рядом, погладил по голове, потом неожиданно спросил:

– (25)Ты знаешь, за что я тебя хотел наказать?

– (26)За то, что играл на деньги.

– (27)Играть на деньги нельзя. Но не за это.

– (28)За порванные штаны.

– (29)Нет, и не за штаны. (30)Кто из нас не рвал в детстве своих штанов или рубашек?

– (31)За то, что не пошёл в школу.

– (32)Конечно, это большая твоя ошибка: с неё начались все твои несчастья в этот день. (33)Наказать же я хотел тебя, мой сын, за твою ложь. (34)Ложь — это не ошибка, не случайность; лживость это черта характера, которая может укорениться. (35)Это страшный сорняк на поле твоей души: если его вовремя не вырвать с корнем, он заполонит всё поле так, что негде будет прорасти доброму семени. (36)На свете нет ничего страшнее лжи. (37)С этого часа ты будешь говорить только правду. (38)Иди.

(39)Я пошёл, мысленно дав себе клятву никогда не лгать.

 

1Аул — горное селение.

 

(По Р. Гамзатову) *

 

* Гамзатов Расул Гамзатович (1923—2003) — знаменитый дагестанский поэт, писатель, публицист. Его произведения переведены на многие языки мира.

1
Задания Д B6 № 3707

Замените книжное слово «предстать» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

2
Задания Д A2 № 3711

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «крепко» (предложение 2).

1) очень стро­го
2) зна­чи­тель­но
3) стой­ко
4) хо­ро­шо
Источник: Банк заданий ФИПИ
1) В слове НЕ­СЧАСТ­НЫХ со­глас­ная Т обо­зна­ча­ет не­про­из­но­си­мый звук.
2) В слове ВСКО­РЕ пер­вый звук – [ф].
3) В слове СЛУ­ЧАЙ­НОСТЬ мяг­кость со­глас­но­го [т’] на пись­ме обо­зна­че­на бук­вой Ь (мяг­кий знак) .
4) В слове БРА­ТЬЯ зву­ков мень­ше, чем букв.
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д A4 № 3317

Укажите ошибочное суждение.


(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы… (3)У кинотеатра он спустился к самой воде.

(4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря — в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер технической службы. (6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.

(7)Над кораблями, над морем неутомимо носились чайки.

(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.

(10)У самого дальнего камня Славка заметил белое пятнышко. (11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду.

(13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные.

(14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть — раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция — это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.

(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело.

(23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.

(25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26) Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.

(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в

заливе. (30)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.

— (31)Плыви, — сказал Славка.

(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…

(33)Славка был счастлив.

 

(По В.Крапивину)
1
Задания Д B2 № 3494

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор называет героя не Славой, не Вячеславом, а Славкой?»

Такая форма имени говорит …

 

1) о том, что герой занимает в обществе невысокое социальное положение.

2) о сожалении, с которым автор рассказывает о герое.

3) о том, что герой произведения — подросток, школьник.

4) о беспокойстве автора за судьбу своего героя.

Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д A2 № 3508

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «грубовато» (предложение 25).

1) без изящ­ных манер
2) круп­но­ва­то
3) без тон­кой от­дел­ки
4) тя­же­ло­ва­то
Источник: Банк заданий ФИПИ
1) В слове ЗЕ­ЛЕ­НЬЮ ко­ли­че­ство зву­ков и букв сов­па­да­ет.
2) В слове ЗНА­ЛА все со­глас­ные звуки твёрдые.
3) В слове ЯХ­ТОЧ­КА все со­глас­ные звуки глу­хие.
4) В слове ЯКОРЯ — три слога.
Источник: Банк заданий ФИПИ

3
Задания Д A4 № 3318

Укажите ошибочное суждение.


(1)Кирилл Осипович подошёл и включил телевизор.

– (2)Марковна, Жека, садитесь ближе! (3)Сейчас начнётся, а пока я расскажу сам. (4)Жека, взгляни в окно — видишь, башенные краны торчат? (5)Они везде торчат, а это вчерашний день строительства, потому что они неповоротливы и неудобны. (6)А теперь — смотрите, что изобрёл мой сын Лёвушка!

(7)На экране появился сутулый грузовичок, на спине которого покачивалась тонкая стрела. (8)Грузовичок подъехал к стройплощадке, задрал вверх стрелу, которая, всем на удивление, дотянулась до самого верхнего этажа. (9)И вот, подцепленная крюком, поплыла ввысь бетонная стена. (10)Она уплывала невесомо, стремительно. (11)Было непостижимо, почему грузовичок не наклоняется и не переворачивается, почему не гнётся, не обломится изящная тоненькая стрела.

– (12)Вы посмотрите, Лёвушка строит эти машины не первый год, каждая новая модель была лучше прежних, но вот эта, последняя, особенно хороша!

(13)Наблюдая за этими цирковыми фокусами, ни Жека, ни Марковна не заметили, что Кирилл Осипович вдруг умолк. (14)А тот, сгорбленный и от этого ещё более маленький, прищурившись, листал страницы учебника.

– (15)Как это могло произойти? — внезапно спросил он жёстким, неприятным голосом. — (16)Вот Лёвушкин учебник. (17)Пятнадцатилетней давности. (18)И вот здесь, на полях... (19)Здесь конструкция этой машины! (20)Выходит, он изобрёл эту машину ещё в институте и почему-то скрыл её, спрятал! (21)И строил вон те модели, первые, которые хуже! (22)Зачем, я спрашиваю? (23)Если это правда... (24)Это же страшно.

– (25)Чего... страшного-то? — спросила Марковна.

(26)Кирилл Осипович обернулся к Жеке.

– (27)Ты спортом занимаешься? (28)Предположим, ты прыгаешь в высоту. (29)Можешь прыгнуть на два метра, а рекорд — полтора. (30)Что ты сделаешь?

– (31)Прыгну на два.

– (32)Зачем? — резко спросил Кирилл Осипович. — (33)Этого никто не знает, и ты можешь это скрыть! (34)Поднимай планку по сантиметру — и побьёшь дюжину рекордов. (35)Очень выгодно!

– (36)Не надо мне этого, — сказал Жека, глядя в пол.

– (37)Потому что — обман? (38)Так ведь? (39)Это даже ребёнок понимает. (40)Лёвушка придумал отличную машину. (41)Но ведь потом надо придумывать следующую! (42)А это трудно! (43)И он все эти годы поднимал планочку по сантиметру: так легче.

– (44)Но ведь не украл же он! (45)Своим распоряжался!

– (46)Он украл, и немало: пятнадцать лет жизни! (47)Он работает не один, у него конструкторское бюро, помощники, исполнители. (48)Пятнадцать лет они были вместе. (49)Он глядел им в глаза, притворялся, а они не знали, кто он такой... (50)Если бы он пришёл ко мне, рассказал, я не позволил бы терять время! (51)Но он не пришёл, и оправданий этому нет... (52)Никаких оправданий ему нет, понимаете?!

 

(По Э. Шиму) *

 

* Шим Эдуард Юрьевич (настоящая фамилия — Шмидт) (1930—2006) — русский писатель, драматург

1
Задания Д A2 № 3698

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «резко» (предложение 32).

1) очень силь­но
2) чётко
3) не­учти­во
4) стро­го
Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д B6 № 3700

Замените разговорное слово «задрать» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года
1) В слове ИЗЯЩ­НАЯ все со­глас­ные об­ра­зу­ют пары по твёрдо­сти/ мяг­ко­сти.
2) В слове ЖЁСТКИМ со­глас­ная Т обо­зна­ча­ет не­про­из­но­си­мый звук.
3) В слове РЕ­КОРД по­след­ний звук — [т].
4) В слове ПОБЬЁШЬ 6 зву­ков.
Источник: Банк заданий ФИПИ

4
Задания Д A4 № 3319

Укажите ошибочное суждение.


(1)Алёнка увидела женщину, продававшую воздушные шарики, и остановилась как вкопанная:

— (2)Ой, хочу шарик!

(3)Продавщица улыбнулась:

— (4)Вам какой? (5)Красный, синий, голубой?

(6)Алёнка взяла красный, и мы пошли. (7)И вдруг Алёнка говорит:

— (8)Хочешь поносить?

(9)И протянула мне ниточку. (10)Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. (14)Я взял и выпустил его. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до фонаря.

(16)Алёнка заплакала:

— (17)Ой, зачем ты его упустил?..

(18)Но я не ответил: я смотрел вверх. (19)Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.

(20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы — посмотреть, как летит шарик. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей... (24)И вот его не стало.

(25)И тут все пошли по своим делам, и мы пошли. (26)Мы молчали. (27)А я думал, как это красиво, когда весна на дворе, все нарядные, весёлые, а в синее-синее небо улетает от нас красный шарик. (28)И ещё я думал, как жалко, что я не могу, не умею это рассказать Алёнке. (29)А если бы смог, всё равно Алёнка бы не поняла, она ведь маленькая. (30)Вот она идёт рядом, притихшая, и слёзы еще не просохли на щеках. (31)Ей, наверное, жаль свой шарик.

(32)И мы шли и молчали, а возле наших ворот Алёнка сказала:

— (33)Если бы у меня были деньги, я бы купила ещё один шарик…

(34)Чтобы ты его выпустил.

 

(По В. Драгунскому)
1
Задания Д B2 № 3483

В каком предложении содержится противопоставление?

 

1) (10) Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку!

2)  (13) И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи.

3)  (19) Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.

4)  (25) И тут все пошли по своим делам, и мы пошли.

Источник: Банк заданий ФИПИ 2014
Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

2
Задания Д A2 № 3694

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выпустил» (предложение 14).

1) пу­стил в об­ра­ще­ние
2) пе­ре­стал дер­жать
3) утра­тил власть
4) со­вер­шен­но забыл
Источник: Банк заданий ФИПИ
1) В слове УЛИЧ­НО­ГО все со­глас­ные звуки твёрдые.
2) В слове ВПРА­ВО пер­вый звук — [ф].
3) В слове ЕЩЁ — че­ты­ре звука.
4) В слове ДЕНЬ­ГИ мяг­кость со­глас­но­го [н’] на пись­ме обо­зна­че­на бук­вой Ь (мяг­кий знак).
Источник: Банк заданий ФИПИ

5
Задания Д A4 № 3320

Укажите ошибочное суждение.


(1)Учительница Марья Ефремовна сказала, что надо украсить класс и каждый должен принести какое-нибудь растение. (2) Мы с папой зашли в цветочный магазин.

— (3)Дайте мне, пожалуйста, вон тот, красненький, — робко попросила я продавщицу.

(4)Горшочек был самый маленький, цветочек самый простенький, похожий на капельку огня.

— (5)Это герань, — объяснили нам.

(6)Мне нравился цветочек. (7)Листья были большие, замшевые, а цветочек совсем простой, в четыре лепестка. (8)Как будто ребёнок нарисовал.

— (9)У меня в детстве была герань, — вспомнил папа, и его лицо приняло особое выражение. — (10)Детство — хорошее время, когда ребёнка любят ни за что, просто так, и ничего от него не хотят, кроме того, чтобы он был и цвёл.

(11)Я сняла купленный цветочек с прилавка, прижала его к груди, и он так и засиял в моих руках. (12)А потом мы с папой медленно шли по улице, и я не сводила глаз со своего цветочка.

(13)Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка, чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. (14)Котёнок не понимает, что цветок не игрушка, а живое существо с растительным сознанием. (15)А потом я поставила горшок на подоконник, к солнцу, и стала его поливать.

— (16)Много нельзя, — предупредила бабушка. — (17)Он захлебнётся.

(18)Я испугалась и даже ночью, вскакивая, проверяла, жив ли мой цветочек. (19)А утром я увидела, что огонёк еще ярче, листья ещё бархатнее, а запах явственнее. (20)Это был ненавязчивый, острый, как сквознячок, ни с чем не сравнимый запах — я его вдыхала долго-долго.

— (21)Пусть оставит себе, раз ей так нравится, — предложила мама.

— (22)Неправильно, — возразил папа. — (23)Надо уметь отдавать то, что нравится самой.

(24)Мне было жаль отдавать цветочек. (25)Но папа, конечно, был прав, и я сказала:

— (26)Я отнесу в класс, и мы все вместе будем на него смотреть.

(27)Приятно ведь смотреть в компании. (28)Как картины в музеях...

 

(По В. Токаревой)
1
Задания Д B2 № 3515

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему, говоря о цветке, героиня-рассказчица употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?» (предложения 3−4).

Такая форма именования свидетельствует о том, что …

 

1) этот цветок очень нравится девочке, поэтому она так ласково о нём говорит.

2) героиня — совсем маленькая девочка, поэтому всё окружающее кажется ей таким же маленьким, как и она.

3) девочке интересно в цветочном магазине, среди красивых цветов.

4) героиня — вежливая, хорошо воспитанная девочка.

Источник: Банк заданий ФИПИ

2
Задания Д A2 № 3696

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «простой» (предложение 7).

1) од­но­род­ный по со­ста­ву
2) до­ступ­ный по­ни­ма­нию
3) не­за­мыс­ло­ва­тый, безыс­кус­ный
4) не­до­ста­точ­но об­ра­бо­тан­ный
Источник: Банк заданий ФИПИ
1) В слове МАРЬЯ ко­ли­че­ство букв и зву­ков сов­па­да­ет.
2) В слове РОБКО на месте со­глас­но­го Б про­из­но­сит­ся звук [п].
3) В слове ПРИ­ЖА­ЛА все со­глас­ные звуки об­ра­зу­ют пару по твёрдо­сти и мяг­ко­сти.
4) В слове ЖИВОЕ — три слога.
Источник: Банк заданий ФИПИ
Пояснение · ·

Пройти тестирование по этим заданиям